Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Бабушки XXI века
Просмотров: 144     Комментариев: 0

«Вера — основа семьи, основа жизни человека, основа духовной традиции нашей страны, — считает Людмила Ивановна Бахарева, заслуженный работник культуры РФ, заместитель председателя Саратовского регионального отделения “Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры”, прихожанка Казанского храма г. Саратова. — Мы, бабушки XXI века, несем в себе тот невидимый, но крепкий стержень, который связывает поколения, помогает преодолевать трудности и сохранять духовное наследие. Мы все родом из семьи, и в нашей памяти живут воспоминания о наших собственных бабушках и дедушках, которые передали нам самые важные ценности: любовь, смирение, уважение к старшим и послушание. А что останется от нас? Сможем ли мы передать эти ценности нашим детям и внукам?». Об этом она размышляет в нашей традиционной рубрике «Люди Церкви».

Семейные традиции

Мое раннее детство прошло в православной семье. Мои дедушка Василий и бабушка Анастасия жили под Сызранью, в поселке Сердовино. В доме моих бабушки и дедушки было множество икон. Перед великими церковными праздниками бабушка зажигала лампадки перед ними, и дом наполнялся особым уютом и таинственностью. В такие моменты даже в детском возрасте я уже ощущала себя частью чего-то великого и святого.

Особенно яркими в памяти остаются дни, связанные с большими церковными праздниками. Вечерами накануне этих дней собирались вдовые соседки с улицы. Бабушка была старшей. Вместе молились, читали Евангелие на церковнославянском языке.

Помню, как мы с младшими братьями учили рождественский тропарь, впервые готовились колядовать. Сначала было трудно понять смысл слов, но бабушка объясняла. Удивительно, что мы не капризничали и выучили тропарь. Утром нас разбудили затемно, одели, вывели на улицу, и бабушка сказала, к каким соседям можно постучаться и порадовать их вестью о рождении Иисуса Христа. Соседей мы знали, но прийти рано утром и на пороге пропеть тропарь — такое было впервые. Мы волновались, смущались, но бабушкино благословение имело чудодейственную силу — у нас все получилось. Мы были первыми с утра христославами, и нас радостно встречали, одаривали пряниками, конфетами, печеньем. Когда мы вернулись домой, приехали наши родители и другие гости. Мы делились своими подарками, нас хвалили, мы чувствовали себя главными за семейным столом.

Все повторилось на Пасху. Помню, как в одной избе после пения тропаря хозяйка спросила, чьи мы внуки. Мы хором ответили: «Бабы Насти». Тут она спохватилась: «Настины славят, а мои лежат!» — и побежала будить своих внуков. А хозяин одарил нас советским бумажным рублем, и я поняла, насколько важно было то, что мы делаем.

К Пасхе мама сшила мне новое платье, с бантиками. Вся улица пахла сдобными куличами, крашеные яйца разных оттенков добавляли яркости праздничному застолью. На Пасху всегда «играет» солнце — вся природа ликует, и невозможно не чувствовать эту особенную пасхальную радость. Мужчины играли на гармошках, взрослые пели народные песни. И так в каждом доме. Люди отдыхали, радовались мирному небу, вспоминали погибших на войне, но без горечи, ведь у Бога нет мертвых.

 

Конец детства

Мое светлое, ничем не замутненное православное детство кончилось, когда я пошла в первый класс. После пасхального воскресенья, в понедельник, во дворе школы состоялась линейка. Называли имена школьников, которые славили Бога, и клеймили их как плохих учеников, позорящих свою страну. Мне было очень страшно, даже коленки дрожали.

Дома рассказала об этом, родители сделали выводы. В следующее Рождество мои братья славили Христа одни, огорченные. Им объяснили, что я уже большая. А еще через год братья тоже пошли в школу и больше не колядовали.

Это был тяжелый момент, когда моя православная жизнь стала подвергаться сомнению, но хотя внешне я больше никак вне дома свою религиозность не проявляла, в душе вера жила, и поддержку от близких, особенно от бабушки Насти, я ощущала.

 

Сила молитвы

В 1965 году государство приняло решение о праздновании Дня Победы. Нам, школьникам, дали домашнее задание: написать сочинение о подвиге советского героя.

Для меня главным героем был мой дед Василий: участник Первой мировой, Финской, Великой Отечественной войн, защитник блокадного Ленинграда.

Дед был молчун по природе, да и обстановка того времени не располагала к откровениям, поэтому он мне ничего рассказывать не стал. Уже почти потеряв надежду, что выполню домашнее задание, спрашиваю его: «Какое ранение ты получил?» И тут слышу: «Никакого ранения твой дедушка не имел, потому что твоя бабушка молилась, не вставая с колен». Я остолбенела. Не помню, что я написала в сочинении, но эти слова бабушки я вспомнила спустя двадцать лет, когда сама стала матерью двоих сыновей. Купила молитвослов и по примеру своей бабушки стала учиться молиться.

Молитвенное правило бабушки, которая была для меня образцом духовной силы, я считаю бесценным наследст­вом и по настоящее время. Несмотря на сложности, которые испытывают все люди пожилого возраста, продолжаю молиться за свою семью, за своих детей и внуков, потому что знаю: молитва — это сила, которая поддерживает нас во всех жизненных испытаниях.

 

Время раздумий о душе

У меня есть коллега, которая работает в Радищевском музее. Каждое утро, перед тем как отправиться на работу, она заходит в храм. И что она видит? Пустую церковь! Одна-две бабушки — и все! Как так? Идет Литургия, а храм пустой?!

Почему пожилые люди, у которых много свободного времени, особенно в будни, не ходят в церковь? Это большой повод для беспокойства. Кто же молится об их близких? Детях? Внуках? О мире? Ведь именно мы, бабушки и дедушки, должны стать молитвенным воинством, показывать внукам, как важно не только быть активным членом общества, но и заботиться о духовной жизни.

В нашей стране действует программа поддержки материнства и детства, мало где есть подобное. Материнский капитал дают, а рождаемость не растет. Мы все равно вымираем. Почему? Да потому, что деньгами не заполнить духовную пустоту, у нас в народе слабость духовная. И слабость эта из-за нас — пожилых людей, выросших в атеистическое время, не получивших православного воспитания.

Но это не должно быть оправданием. К Богу можно прийти в любое время, никогда не поздно.

 

Добрый пример

Я регулярно веду огласительные беседы в сельском храме — с теми, кто хочет покрестить ребенка. И часто вижу красивые, дружные семьи. Они приходят — несколько поколений — все нарядные, веселые, для них крещение — это праздник… и, увы, немного шоу. Фотографии с крещения, конечно, красивые получаются, память об этом дне остается, но что дальше?

Важно не только крестить детей, но и регулярно причащать их, учить молиться, говорить с ними на духовные темы. И не просто рассказывать детям о вере, красивые книжки им дарить, лучше всего воспитывает личный пример. Наши дети и внуки должны видеть по нашей жизни, что вера не просто внешний атрибут, а внутренняя работа над собой. К сожалению, и подготовка ко крещению, состоящая из одной-двух бесед, недостаточна. Духовных бесед должно быть больше. Пока же чаще всего люди приходят в храм один раз, крестят детей и уходят, не понимая всей глубины духовных традиций.

 

Завещание

Одно из самых ярких воспоминаний моей жизни — это встреча с моей бабушкой, когда я была уже взрослым человеком. Она была совсем старенькой, но радовалась, что церковная жизнь в стране возрождается, говорила: «Вот, всё возвращается на круги своя». А главное ее духовное завещание я храню в душе с детства: «С Богом никогда никого и ничего не бойся. Мы здесь временные, мы здесь гости». Эти слова стали для меня жизненным ориентиром, потому что именно бабушка была для меня примером того, как нужно жить и как важно оставаться верным своей вере, даже в самых трудных обстоятельствах.

Газета «Православная вера», № 05 (745), май 2025 г.