Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

О публикации житийных апокрифов
Просмотров: 2870     Комментариев: 0

Один престарелый протоиерей, который некоторое время работал в церковном издательстве, говорил: «В наше время стало модным составлять воспоминания в виде мифов. Хотя миф — красивая вещь, но далеко не безобидная. Многие усопшие, которые сами нуждаются в молитвах, из-за безответственности таких мифотворцев превратились в глазах наших современников в чудотворцев и святых. Еще до канонизации им составляются акафисты и пишутся иконы. Я читал такую биографию, вернее, агиографию, А. И., которого лично знал. Это был человек иезуитского склада мышления, жесткий и несправедливый к подчиненным; я боюсь, что дифирамбы в его честь преждевременны. Для грешного человека молитвы Церкви и близких — единственная надежда на спасение, а здесь у него самого просят молитв. Лишить человека духовной помощи более жестоко, чем отнять у голодного хлеб. Часто такие житийные апокрифы составляют родственники покойника, чтобы обратить внимание на самих себя, истеричные женщины, которые не считаются ни с чем, только бы увековечить память своего кумира, наемные писаки, готовые выполнять заказы на любую тему, лишь бы им заплатили. Разумеется, надо знать и помнить о современных нам подвижниках, и у нас есть книги о них, написанные на хорошем литературном и духовном уровне. Но необходимо навести в этом отношении порядок; такие материалы должны быть тщательно проверены и подтверждены, как бы отфильтрованы, а то может возникнуть опасность девальвации самой святости».

Он говорил: «Что испытывает душа человека, находящегося в аду, когда его прославляют как святого? Я думаю, жгучий стыд за свою жизнь. Такие поклонники только прибавляют мучений к мучениям души усопшего». И продолжал: «В одной из таких биографий я встретил выражение “адамант веры” и удивился, так как это именование дала Церковь только нескольким подвижникам. Где здесь чувство меры и христианская скромность?».

Он также сказал: «Жизнь святых разнообразна, но есть общий духовный облик святого как носителя благодати, при различных формах внешнего служения и многообразия подвигов. Это исполнение евангельских заповедей, самоотверженность и постоянная обращенность духа к Богу. А теперь этот образ святости может подвергнуться коррозии, стать чем-то обыденным и банальным».

 

По книге: Архимандрит Рафаил (Карелин). На пути из времени в вечность. — Саратов: Изд-во Саратовской епархии. 2008.