Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вопрос священнику. Новые ответы
Просмотров: 3506     Комментариев: 0

Иерей Михаил ВоробьевНедавно я читала православную книгу против католиков. В частности, автор возмущался, что они нарушают правило запрета на пост в субботние дни. Тогда я не понимаю: если в субботу (не в длительный пост) поститься нельзя, то кому тогда можно причащаться по воскресеньям (кроме младенцев)? Ведь перед причастием положен пост?

Апостольские правила составлялись в эпоху, когда правила поста были иными по сравнению с современными. Пост предполагал или полное воздержание от пищи в течение определенного времени, или однократную крайне скудную трапезу во второй половине дня. Именно такой пост в субботу запрещает 64 Апостольское правило.

В современном понимании поста смысл этого правила состоит в том, что в субботу и воскресенье во время четырех больших постов должно быть некоторое ослабление строгости поста. Например, в Святую Четыредесятницу в субботы, как и в воскресные дни, разрешается вкушение вина и елея. Исключение делается для Великой Субботы, когда продолжает соблюдаться строгий пост Страстной Седмицы.

Апостольские правила определяют требования по отношению ко всей Церкви. Однако каждый христианин, получив благословение своего духовника, может наложить на себя дополнительный пост. Таким не противоречащим 64-му Апостольскому правилу индивидуальным постом является и пост перед причащением Святых и Животворящих Христовых Таин, который обычно продолжается три дня.

Мне все нравится в Православии, кроме одного. Содрогаюсь, когда читаю: в таком-то храме нижняя челюсть Иоанна Крестителя, в таком-то его правая рука... Когда мощи целиком где-то хранятся, это еще ничего, но жутко становится, когда представляю, как мощи святых растаскиваю на кусочки, и развозят в разные храмы. Может, не стоило этот вопрос задавать на всеобщее обозрение? А то не мне одной станет жутко.

Мощи святых угодников — это не обычные человеческие останки. Поэтому чувство брезгливости или какого-то страха перед ними для верующего человека неуместно.

Почитание мощей как символа единства земной Церкви и Церкви Небесной сложилось в первые столетия христианской истории, когда религиозное чувство было особенно сильным и незамутненным. Первые христиане совершали Евхаристию на могилах мучеников, ощущая их незримое, но очень реальное присутствие при совершении Таинства.

Таким же символом присутствия святых в Церкви стал впоследствии иконостас. Однако в почитании святых мощей реальность, «посюсторонность» этого символа для большинства верующих является более очевидной.

Уже в Древней Церкви сложилось убеждение в том, что Евхаристия может совершаться только в единстве земной и Небесной Церкви, залогом которого являлось присутствие мощей почитаемых святых. Со временем, когда число христианских храмов начало возрастать, для соблюдения этого принципа стали отделять частицы мощей и закладывать их в основание новой церкви или в подножие престола, на котором осуществляется Таинство Евхаристии. Необходимой святыней каждого христианского храма стал антиминс — плат, в котором зашита частица святых мощей.

Следует помнить и о том, что останки некоторых святых были утрачены естественным образом в эпоху гонений на христианскую веру. Так, например, от великомученика Пантелеимона осталась одна честная глава, которая хранится в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Часто раздробление святыни сохраняло ее от поругания и полного уничтожения. Честный и Животворящий Крест Господень, например, перед захватом Иерусалима сарацинами разошелся в тысячах частиц по всему христианскому миру.

Вполне понятно желание многих верующих людей наглядно ощущать присутствие святого рядом с собой. Поэтому с глубокой древности появилась традиция вставлять частицы мощей в иконы, кресты-мощевики (в том числе и нательные), особые ковчеги-реликварии. Как и во всяком деле, здесь случаются свои перегибы, когда за местночтимой святыней перестает быть различимым Образ Самого Господа Иисуса Христа. Но эти печальные исключения не отменяют древней, очень символичной и глубоко духовной традиции почитания святых мощей, как в целом виде, так и в самых малых частицах.

Когда и как правильно подавать милостыню?

Христианин должен быть всегда милосердным. Поэтому для подаяния милостыни не существует никаких особых правил. Об этом говорил и Сам Христос: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42). Все абсолютно просто. «Просящему у тебя дай»,— и не следует допытываться, достоин ли просящий твоей милостыни, действительно ли он в ней нуждается, не пропьет ли он полученное подаяние в ближайшей подворотне.

Единственное правило в отношении милостыни также установил Сам Христос. Милостыня должна быть искренней и по возможности тайной. И если иногда трудно избавиться от чувства самодовольства, то сделать так, чтобы твое милосердие не сделалось никому известным, все же возможно. Христос говорит об этом следующим образом: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 1-3).

Разумеется, подавать милостыню в том или ином виде следует не только тогда, когда об этом явственно просят. Можно и нужно тактично и незаметно, с доброй улыбкой помогать и тем людям, которые, страшно нуждаясь, никогда не осмелятся обременять своей бедой другого человека.

В книге "Испанская баллада", действие которой происходит в двенадцатом веке, описывается, как испанские евреи принимали участие в политике страны, в ее хозяйственной деятельности, участвовали в военных походах. А в книге "Прекрасная Маргарет", где показан пятнадцатый век, евреев в Испании преследуют и убивают. Какой конфликт между христианами и иудеями случился в течение этих трехсот лет?

Вряд ли продуктивно изучать историю любой страны по приключенческим романам. По отношению к Испании это особенно проблематично, так как на территории этой страны в разное время существовали десятки суверенных государств, населенных различными народами, исповедовавшими разные религии.

Было бы большим упрощением считать, что в XII веке евреи пользовались почетом и уважением, а в XV столетии их преследовали и убивали. В разное время, в разных испанских государствах, как христианских, так и мусульманских, к евреям относились по-разному. При этом следует помнить, что обвинять Христианскую Церковь в геноциде европейских евреев — это то же самое, что обвинять ее в истреблении ацтеков и индейцев майя при завоевании Америки. Ведь политики, принимавшие опрометчивые решения, хотя и были христианами по вероисповеданию, руководствовались в своей деятельности отнюдь не Евангелием, а принципом политической целесообразности, который в принципе очень далек от христианской этики.

В самых общих чертах историю евреев в Испании можно изложить следующим образом.

Первые евреи поселились на территории Испании задолго до Рождества Христова. Об этом косвенно свидетельствует намерение апостола Павла посетить эту область Римской империи (Рим. 15, 24). Павел всегда начинал проповедь в синагоге и только затем обращался к более широкому кругу людей. В раннем Средневековье количество евреев в Испании значительно возрастает; в Кордове, Гренаде, Толедо и других крупных испанских городах были целые кварталы, заселенные одними евреями. Отношение христиан к евреям в это время было в целом недоброжелательным. Известно постановление Эльвирского собора 306 года, запрещающее христианам вступать в браки с иудеями.

Вестготы, завоевавшие Испанию в V–VI веках, были по отношению к евреям достаточно терпимыми. Однако после обращения короля вестготов Реккареда в 587 году в христианство, отношение власти к евреям становится менее доброжелательным. Король Сизебуд, правивший Испанией в 612-621 годах стремился к насильственному обращению евреев в христианскую веру. Многим иудеям в эту эпоху пришлось выбирать между Крещением и эмиграцией.

Эти меры государственной власти не получили поддержки Церкви. Святитель Исидор Севильский порицал короля за ревность не по разуму, считая, что истинная вера не может быть принудительной. Четвертый Толедский церковный собор, проходивший под председательством Исидора Севильского в 633 году, постановил не обращать евреев насильственным путем в христианство, обращенных же удерживать всякими мерами в новой вере. Крещеные евреи, уличенные в тайном соблюдении субботы, праздников и законов о пище, подлежали строгой каре; их дети отдавались на воспитание в монастыри или в семьи правоверных христиан.

Впоследствии в вестготском королевстве притеснения евреев только усиливались. Именно поэтому при завоевании Испании маврами (арабами и берберами) евреи оказались их активными пособниками. Так, когда предводитель арабов Тарик подошел к Толедо, в то время как христиане молились в церквах, евреи открыли завоевателям городские ворота. Двинувшись дальше, Тарик передал евреям Толедо для защиты. Такая же ситуация складывалась при захвате многих других городов Испании.

При владычестве арабов (с 711 года по начало XIII века) положение евреев изменилось к лучшему. Они пользовались полной национально-религиозной автономией, успешно занимались хозяйством, торговлей (в том числе и работорговлей) и финансами, оказывали существенное влияние на политику страны. Твердо держась своей религии, евреи все-таки сближались с просвещенными арабами. Арабский язык стал у них разговорным и письменным языком. Евреи занимали государственные должности, посвящали себя наукам. Среди известных деятелей культуры этого времени можно назвать гениального поэта Иегуду Бен Галеви (1086 – 1140) и крупнейшего еврейского философа-талмудиста Маймонида (1110 – 1170).

При распаде Кордовского халифата в 1013 году евреи сосредоточились, главным образом, в Севилье, Малаге, Гренаде, Сарагосе, Толедо и других государствах на территории Испании, где власть принадлежала арабам-мусульманам.

Постепенно и в христианских государствах Испании: Астурии, Леоне, Кастилии, Наварре, Арагонии и Каталонии,— отношение к евреям смягчалось, так как христианские короли старались сделать их союзниками в борьбе с арабами. Политическое равноправие евреев вызывало недовольство высшей церковной власти. Так, папа Григорий VII писал Кастильскому королю Альфонсу VI, в армии которого сражалось до сорока тысяч евреев: "Увещеваем тебя никоим образом не допускать, чтобы иудеи господствовали над христианами или имели пред ними какое-либо преимущество...".

В период освобождения Испании от владычества мавров, евреи принимали участи в борьбе, как на стороне христиан, так и на стороне мусульман. По мере завершения Реконкисты, притеснения евреев все более усиливались. Принудительное крещение евреев и мавров было в это время чрезвычайно распространено. Крещёных мавров называли «мориски», а крещёных иудеев — «марраны». Функция принуждения к крещению и слежение за тем, чтобы новообращённые христиане не исповедовали свои прежние культы, была возложена на инквизицию.

«Подвиги» испанской инквизиции широко известны. Морисков и марранов, осмелившихся возвратиться к своей исконной вере, подвергали пыткам и сжигали на кострах. Своего максимума гонение на евреев достигает в 1492 году, когда король Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская издают указ о поголовном выселении евреев с территории своих королевств, то есть с большей части территории Испании.

Изгнанные под страхом смерти евреи расселились в сопредельных европейских государствах. Значительная часть осела в Алжире, несколько тысяч переселились в Америку.