+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Вопрос священнику. Новые ответы
Просмотров: 1699     Комментариев: 0

Что конкретно говорится в Ветхом Завете о многоженстве? Этот вопрос меня интересует в связи с демографическим кризисом в России. Его особенность заключается в количественном преобладании женщин над мужчинами. И, по-моему, нет в этих условиях другого выхода для России, как многоженство. И не просто многоженство, а чтобы от каждой женщины было в браке не менее 3 детей. У меня две жены: старшей 63 года, младшей 30. Трое детей от старшей и пока один от младшей. Живем в любви и согласии.

Отвечает священник Михаил Воробьев,настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Книги Ветхого Завета, повествуя об истории богоизбранного народа, действительно говорят о многоженстве, которое в течение нескольких столетий было характерно для потомков Авраама. Полигамия евреев была явлением, характерным для многих народов на пути их исторического развития, однако она никогда не считалась Божественным установлением, нормой и идеалом для устроения семейной жизни. Господь, замечая, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18), создает Адаму одну единственную жену Еву. Авраам берет себе наложницу Агарь не потому, что так повелевает ему Господь, а по настоянию своей жены Сарры, которая не верит, что у нее, пожилой женщины, могут быть дети. Свою следующую жену Хеттуру Авраам вводит в дом только после смерти Сарры. Сын Авраама Исаак имеет единственную жену Ревекку. Две жены Иакова Лия и Рахиль — результат недоразумения и обмана.

Полигамия появляется в среде израильтян в эпоху царей в результате своеобразного «культурного обмена» с язычниками — хананейскими народами, которые жили по соседству. При этом Библия достаточно ясно говорит о пагубности такого смешения в целом и многоженства, которое Господь лишь терпит, но никак не одобряет. Так, например, история Давида и Вирсавии показывает, что сластолюбие является причиной преступления, а семьсот жен и триста наложниц царя Соломона настолько развратили сердце мудреца, что он впал в идолопоклонство, разрушившее его могущественное государство.

В послепленный период, на последнем этапе ветхозаветной истории полигамия исчезает из жизни евреев. Так, например, Иерусалимский царь Ирод Антипа, уводя жену у своего брата Филиппа, должен отказаться от своей первой жены, отправляя ее в родительский дом.

Нравственные требования Евангелия к браку еще строже. Христос не только не допускает многоженства, но и запрещает развод, называя его поводом к прелюбодеянию.

Для того, чтобы исправить критическую демографическую ситуацию в России, вовсе не обязательно прибегать к столь экзотическому и несовременному средству, как полигамия. Согласитесь, что Вы могли бы нажить своих четверых детей и с одной единственной женой. Более того, (учитывая указанный Вами возраст «старшей супруги») их могло быть и больше десятка. В дореволюционной России семьи, принадлежащие ко всем сословиям, были многодетными. Последний русский император Николай II, расстрелянный в возрасте 50 лет, имел пятерых детей. Шесть, восемь, двенадцать детей в семье было не исключением, а нормой, которой придерживалась все население Российской Империи. Население росло, страна развивалась и богатела.

Нетрудно заметить, что столь благополучная демография была обусловлена христианским отношением к семейной жизни. Так называемое «планирование семьи» считалось предосудительным, а аборты были делом вообще немыслимым. Рождение каждого ребенка воспринималось как воля Божия, которую нужно было выполнять, то есть любить и воспитывать каждого нового члена семьи.

Таким образом, наиболее оптимальным средством для исправления демографической ситуации является жизнь по заповедям Евангелия с трепетным отношением к священному дару жизни, а не попытка воскресить осужденные Богом нравы, характерные для достаточно короткого периода ветхозаветной истории.

 

Я приняла мусульманскую веру. Считается ли это грехом, учитывая то, что я была некрещеная и никогда не была в церкви? Не знала ни одной молитвы, но родилась в христианской семье, мама крещеная и папа тоже.

Отвечает священник Михаил Воробьев,настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

С формальной точки зрения принятие ислама для Вас не является грехом, поскольку Вы никогда не принадлежали к христианской Церкви, не были крещены и не произносили никаких обетов. Но если считать грехом отдаление от Истинного Бога, то последствия Вашего поступка объективно будут такими же, как если бы Вы совершили тяжкий грех. Бог является источником Истины, и, отдаляясь от Истины, человек поневоле оказывается в плену заблуждений, теряя ясное представление о добре и зле.

То, что Вы, являясь мусульманкой, обращаетесь с вопросом к священнику, к Церкви, к которой никогда не принадлежали, говорит о том, что Вы не вполне уверены в правильности своего выбора. Ведь Вы боитесь греха именно в христианском понимании. Что ж, внимательнее прислушивайтесь к голосу своей совести, прочтите Евангелие, книгу, которая говорит о Христе и его заповедях. Не исключено, что, познакомившись ближе с Иисусом Христом и Его Церковью, Вы пожелаете исповедовать именно христианскую веру. В этом случае ничто не помешает Вам принять Таинство крещения и стать по-настоящему православным человеком. Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37).

 

Объясните, пожалуйста, как правильно следует толковать: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в Царствие Небесное»?

Отвечает священник Михаил Воробьев,настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Смысл приведенного высказывания Господа Иисуса Христа близок известной русской пословице: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Близким к этой пословице является, хотя и несколько утрированное, но очень понятное нашим современникам суждение французского социалиста XIX века Прудона: «Всякая собственность есть кража». Часто, хотя и не всегда, приобретение большого богатства связано с преступлением и грехом. Кроме того, привязанность к богатству, стремление сохранить его и приумножить,— поглощает все душевные силы человека, так что ни на что другое их уже не хватает. Христос говорил: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Если сокровище человека заключается только в материальном достатке, то и сердце его не выйдет из круга постоянных забот об улучшении своего материального состояния. Духовные ценности при этом просто не принимаются во внимание, и человек, богатый в материальном смысле, оказывается духовно бедным.

Христос говорит, что богатому человеку труднее войти в Царство Небесное, чем верблюду пройти в Игольные уши — так назывались чрезвычайно узкие ворота в Иерусалиме. Однако «трудно» не означает «невозможно». Христианское отношение к богатству состоит в использовании его на благо ближних. Развитие производства, создание новых рабочих мест, финансирование научных и культурных проектов, благотворительность, жизнь по совести,— все это правильное с точки зрения Евангелия использование материального богатства, которое все же открывает его владельцу путь в Царство Небесное.

Благотворительность позволяет почувствовать себя богатым каждому человеку. В романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский рассказывает о крестьянке, которая пешком за двадцать верст приходит к старцу Зосиме, передает ему шестьдесят копеек и говорит: «Отдай той, которая беднее меня». Очевидно, что радость, которую она испытывает, куда больше, чем радость какого-нибудь купца, увеличившего свой капитал еще на несколько сотен тысяч рублей.

Христианская Церковь учит человека отличать истинные ценности от мнимых. При этом истинные ценности у верующего человека никто никогда не сможет отнять. Их, как говорил Христос, «ни моль, ни ржа не истребляют, и … воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6, 20). А если вспомнить, что целью материального благосостояния является удовлетворение материальных потребностей, то совершенно понятными станут слова святителя Иоанна Златоуста: «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто ни в чем не нуждается».

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.