Публикуем дневник участницы крестного хода Саратов — Вавилов Дол, проходящего в эти дни.
День первый
Крестный ход из Саратова в Вавилов Дол вышел 27 июня. Я снова за летописца.
Детей у крестоходцев прибавилось. Веруся на крыльце храма играет с Матвеем, это один из малышей-крестоходцев, 1 июня ему исполнился годик. К причастию принесла внучку еще одна из наших – девочка родилась на Крещение Руси и ее назвали Кристиной. Позже, в Афанасьевке, присоединится к нам Татьяна Александровна с двухмесячной Александрой. Такой же вот и у меня "кулек" был в прошлом году!
Иду и думаю дорогой, что только когда оторвешься от дома, огорода, работы, не оставляющей ни часа свободного времени, осознаешь себя по-настоящему свободным человеком — в смысле свободным от рабской привязанности ко всему земному. Сегодня еще мало кто жалуется на боль в ногах. На ком нет греха, тот не чувствует боли – говорили наши предки. Ни дождь, ни ветер сегодня не поколеблют нашего мирного духа!
День второй
Верусик у меня капризничает. Или перегрелась на солнце, или перекупалась в холодной воде, когда пришли в Афанасьевку и заглянули к своим родным старичкам - бабе Лизе и дядь Ване. Пошли на службу, взяли с собой бабу Лизу. Шла и причитала: «Дед Ваня совсем плохой стал, восемьдесят четыре ему, я на четыре года моложе. Буду просить батюшку, чтоб домой к нему безногому дошел – как ты думаешь, придет, причастит?»
Еще три года назад, когда впервые заглянула к бабе Лизе и деду Ване, те расспрашивали недоверчиво: «У вас там все попадьи?». А теперь слезы на глаза наворачиваются, когда провожает крестный ход их чета, встав на коленочки под образа. В этом году дед Ваня покрасил дом снаружи. Баба Лиза говорит - готовится. А ну как на похороны народ соберется? Вот так Господь и готовит старичков к себе…
Шли в гору, все время в гору, как одна песня, ликующие сердца, горящие любовью к Богу. В ушах звучали слова проповеди про святителя Феофана Затворника, память которому совершалась ныне. Главное не количество трудов, не число поклонов, не громоздкость подвигов, а сердце, трепещущее в присутствии Создателя, чувствующее живую с ним связь. Шли сегодня, как скажет потом растроганный Михалыч - а таким его, строгого, не часто увидишь - одной душой. «Видно не просто люди к Богу идут, а с Богом идут. Они Бога любят, с Ним одним беседу ведут», - это Сергей Михайлович о нашем крестном ходе.
День четвертый
В череде бегущих дней ни одного мгновения повторяющегося, настолько день на день не похож. И только подлинные – отличные от суеты – вещи повторяются в точности, как будто все это ты уже видел и не один раз. Одна и та же тучка набегает, догоняет крестоходцев, спроси любого – на Семеновом хуторе опять будет дождь или в Воскресенском.
А в Медянниково всегда выжженная пустошь, оголтелые кузнечики на каждом сантиметре колкой, невыносимо колкой травы – босиком идти наказание! Дорога в 36 км до Медянниково опять-таки удивительна, неповторима в дуновении набежавшего ветерка, умопомрачительного аромата разнотравья. Я пытаюсь воспроизвести дорогу эту – то в гору, то под горку – в памяти, потому что сегодня «приписана» к лагерю. Снова жарко. На этом маршруте в прошлом году Веруся получила солнечный ожог. Вот нас и решили поберечь.
Кто бы мог подумать, что Алексей Михалыч – с полевой кухни, человек-молот, вечно забивающий колья палаток, как сваи – заведует пекарней! У него на лето приходится память родителям, вот и идет, и пироги привозит в помин на весь Крестный ход. Его собственный «ЗИЛ» незаменим, «утрамбовывается» туда половина лагеря.
В лагере я для смирения, опять же занимаюсь крайне неприятным делом – разбираю нашу кибитку, складываю вещи «по-человечески», ворох несем на реку с Верусей стирать, отмывать от грязи обувь. В голове прямо-таки ругательства в адрес «безалаберной» нашей молодежи, беспорядочно раскидывающей по палатке свои вещи. Ловлю себя на мысли – все мы страдаем и вещизмом, и эгоизмом, в равной степени. Нашей одежды хватило бы одеть и обуть весь крестный ход. А медикаментов – половина сумки Тамары Викторовны. Хотя знаем ведь как бывалые крестоходцы, что по аптекам нам ходить без надобности - все необходимое запасают на целый полк.
Распрощалась и уехала сегодня Валентина, с которой сдружилась последние дни, уехала на четвертый суд – судится все за какую-то квартиру. Бог ей в помощь, я не расспрашивала. Меня вот сколько подбивают знакомые – проси и будет у тебя собственный угол. Так нет, все мне кажется – по бытовым вопросам Господа беспокоить неудобно. Он сам знает, что нам на пользу.
Детская ясность, простота, сердечность, с какой «прилепляются» к Богу милые мои крестоходцы – вот что подкупает. Благодать видимо присутствует здесь сегодня в Медянниково. Идет вечерняя служба на окраине села. Никого из поселян, никогошеньки, а дома, ведь, напротив - через дорогу. И все-таки свеча горит в сердце от голосов певчих на клиросе в походном храме – с умилением, так что плачут все, кто стоит и молится, кто в это же самое время исповедуется. Малое Христово воинство…
Перед вечерним правилом субботняя «баня» - купались коллективно в реке, здесь сильное течение, а вода по пояс. Еле вытащила дочку из воды - долго не хотела она выходить. Пережарились крестоходцы, вот и выпросились остудить пыл. Душевно так все, как же хорошо на душе-то! Растворяешься в этой благости, совсем не хочется в мир. Совершенно не волнует - Испания или Италия возьмет Еврокубок, и кого и где изберут мэром.
Слава Богу, завтра воскресение! То есть сегодня уже, у православных день "считается" с вечера. Святые Царственные страстотерпцы и все новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас, грешных!