Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Зачем человеку христианство
Просмотров: 3790     Комментариев: 0

О книге Александра Ткаченко «Слезы, летящие к Небу»

«Слезы, летящие к Небу» — так называется новая книга Александра Ткаченко, православного публициста, редактора раздела «Вера» журнала «Фома», автора книги «Бабочка в ладони», которая уже хорошо известна читателям православной литературы.

Новая книга также представляет собой сборник статей, объединенных одним вопросом: зачем современному человеку христианство? Ее можно считать продолжением разговора о самых важных для христианина вещах; простого разговора о предметах сложных, поскольку Александр Ткаченко обладает талантом рассуждать об этих предметах ясно и доступно, но вместе с тем ярко и образно. И что самое главное — интересно.

На первый взгляд книга кажется легкой и какой-то воздушной: сборник небольшого формата (всего около 200 страниц), в полумягкой голубой обложке с разлетаю­щимися по ней белыми парашютиками одуванчиков. Но вопросы, которые ставит автор, вовсе не относятся к разряду легких — не каждый, считающий себя церковным, человек может дать на них внятный ответ и, тем более, изложить точку зрения Церкви в разговоре с людьми, далекими от понимания основ Православного вероучения.

К примеру, что общего у известного еретика Ария со Львом Николаевичем Толстым? Где находится лоно Авраамово? Какие пророчества свидетельствуют о приближении конца света? Что такое догматика и почему она такая сложная? И почему христианство, основанное на проповеди любви и свободы, является одной из самых догматизированных религий?

Рассуждая о догматах и невозможности для человеческого разума понять неизреченное, автор говорит о том, что вера приходит человеку на помощь там, где кончается знание. Поэтому «не стоит смущаться своим непониманием смысла догматов. Они лишь свидетельствуют о тайнах Божественного бытия, но никогда не претендовали даже на попытку их раскрытия». Автор уверен, что «попытавшийся жить по заповедям человек вдруг начинает видеть помощь Бога в самых обычных своих делах, чувствовать, как Бог поддерживает его в трудную минуту, как аккуратно и заботливо участвует Бог в его жизни. И этот опыт дает человеку понимание Бога, не сопоставимое ни с каким знанием догматических тонкостей. Как для засыпающего ребенка мама становится ближе и понятней через простое движение ее руки, лас­ково поправляющей на нем сползшее одеяло».

Размышляя, автор не поучает собеседника, не навязывает свое мнение как единственно верное. Он лишь делится с читателями своими находками,— как археолог, изучающий древности, являет миру результаты своих раскопок. Из сокровищницы духовного наследия, оставленного нам великими богословами, он извлекает те жемчужины, которые помогли ему приблизиться к пониманию сложных предметов. И предлагает читателю сделать то же самое.

В одном из интервью Александр Ткаченко признался: «Я сажусь писать новую статью лишь в том случае, если сам открываю для себя в Церковном Предании неч­то такое, что поразило меня до глубины души, ответило на мучившие меня вопросы, обрадовало, восхитило. По глубокому моему убеждению, писать о Православии следует лишь в том случае, если ты хочешь поделиться с другими людьми этой своей радостью и восхищением».

В числе непростых, но важных тем, волнующих автора, есть и вполне житейские проблемы, вроде взаимоотношений мужчины и женщины. Почему люди ссорятся даже в счастливом браке? Что такое счастье в христианском понимании и есть ли оно в нашей жизни? Что такое развод с точки зрения Церкви и возможно ли восстановление любви?

Автор приглашает читателя избавиться от клише, по-новому взглянуть на привычные вещи и сопоставить факты. Находя поддержку своим открытиям в высказываниях святых отцов и учителей Церкви, он избегает при этом избыточного цитирования. Он рассказывает обо всем так, как рассказывают близким друзьям.

Александр Ткаченко предпринимает попытку христианского прочтения произведений писателей-фантастов братьев Стругацких, творчество которых может показаться далеким от христианства. Вступая в полемику с протодиаконом Андреем Кураевым, автором книги «Мастер и Маргарита: за Христа или против?», автор размышляет о том, каким должно быть христианское отношение к булгаковскому роману. По мнению автора, хорошая литература всегда ставит перед читателем вопросы, а плохая — навязывает ему готовые ответы. И если в случае с братьями Стругацкими христианский ответ на поставленные ими вопросы вполне возможен, то в случае с «Мастером и Маргаритой» все не так просто…

Одной из самых непростых тем, при обсуждении которой людям церковным и далеким от Церкви бывает совершенно невозможно понять друг друга, является тема смерти, которая «всегда ставит нас в какой-то тупик… потому что покушается на самое дорогое — на единство нашей любви…» Только вера в вечную жизнь, в то, что у Бога все живы, помогает избежать отчаяния. Верующий человек может найти силы для смирения и даже радости — ведь смерть не что иное, как возвращение к своему Небесному Отцу.

Обозначив главную тему книги — зачем современному человеку христианство,— автор размышляет о том, что же означает быть христианином сегодня? В одном из интервью он отвечает на этот вопрос так: «Быть христианином значит сделать заповеди Евангелия главным содержанием своей жизни. Осознанно, без принуждения, сознавая, что это — самый благой путь жизни, прежде всего для тебя самого. Современный человек в этом смысле отличается от людей прошлого лишь тем, что живет сегодня, а не, скажем, в средние века. Если человек вдруг понимает, что ненависть, зависть, гнев, обида — все это разрушает и губит его душу,— какая разница, в какое время это происходит? Если человек пробует бороться с этими разрушительными движениями своего сердца; видит, что не в состоянии с ними справиться, и взывает к Богу о помощи — не все ли равно, какая эпоха на дворе?

Быть христианином во все времена тяжело. Потому что человек болен грехом, расстроившим все его естество и не дающим жить по заповедям, которые являются выражением нормы человеческого бытия. Быть христианином во все времена нетрудно. Потому что Всемогущий Господь всегда рядом и всегда готов подать каждому из нас исцеление наших духовных болячек. Христианин — тот, кто видит, что духовно болен. Христианин — тот, кто понял, к Кому нужно обращаться за исцелением этой болезни. Первое — тягостно, но необходимо. Второе — радостно и утешительно».

Свидетельством о Том, Кто является источником этой радости и утешения, и является новая книга Александра Ткаченко «Слезы, летящие к Небу».

Ольга Новикова

Газета "Православная вера", № 3 (455), январь, 2012 год