Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Музыкальный подарок
Просмотров: 4493     Комментариев: 0

В Издательстве Саратовской епархии вышел новый диск: «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова исполняет Сводный хор храмов Саратова под управлением Светланы Хахалиной. «Запись такого диска — мечта любого регента!» — признается Светлана Владимировна. Мы попросили ее рассказать о том, как шла работа над этим сложнейшим музыкальным произведением и как проходила сама запись.

Год назад поздними майскими вечерами в Покровском храме Саратова собирались музыканты пяти церковных саратовских хоров: Архиерейского мужского хора Духосошествен­ского кафедрального собора, Свято-Троицкого собора, храма в честь Казанской иконы Божией Матери, храма во имя преподобного Серафима Саровского и самого Покровского храма. В течение часа звукорежиссер расставлял микрофоны и настраивал аппаратуру, хористы распевались. Ровно в полночь начиналась запись.

— Диск записывали десять дней,— рассказывает регент Светлана Хахалина.— Собирались к одиннадцати, заканчивали в пять часов утра, после чего кому-то надо было ехать на службу в свой храм, кому-то — на экзамены в консерваторию (как раз шла сессия).

Порой количество записанных дублей доходило до двух десятков: то уборочная машина-пылесос по улице Горького проедет, то под утро начнется предрассветная перекличка собак из окрест­ных улочек. А однажды во время записи погас свет. Музыканты надеялись, что электричество в скором времени подключат, но, прождав напрасно два долгих часа, хор вынужден был разойтись. Петь, конечно, можно и при свечах, а вот записывать — не получится.

«Всенощное бдение» Рахманинова — произведение сложнейшее. Если в обычном партесном пении, как правило, используется три-четыре голоса, то здесь хоровая партитура рассчитана на 12 голосов. Для того чтобы решиться исполнить его, хоровой коллектив должен иметь очень высокий уровень профессионализма и зрелости: композитор писал «Всенощную» для Московского Синодального хора, который считался одним из лучших хоров в Европе. В 60-е годы в Советском Союзе именно «Всенощное бдение» Рахманинова стало первым произведением духовной музыки, записанным на грампластинку; для этой записи Государственный академический русский хор под управлением А.В. Свешникова разучивал произведение в течение долгих месяцев.

— И мне, и хористам поначалу казалось, что для нас это совершенно неисполнимая, нереальная задача,— вспоминает начало работы над произведением Светлана Хахалина.— Огромное значение поэтому имело доверие, которое оказал нам Епископ Саратовский и Воль­ский Лонгин, благословив нас на эту работу, а также поддержка Владыки, которую мы чувствовали постоянно. Мы делали все, чтобы оправдать возложенные на нас надежды. Работать было очень сложно — но в то же время и не­обыкновенно интересно. Было вдохновение — и оно передавалось каждому, кто принимал учас­тие в этой работе.

С благодарностью Светлана Владимировна перечисляет имена регентов хоров храмов, которые разучивали хоровые партии на начальном этапе,— Александр Занорин, Михаил Толчин, Галина Баширова, Виктория Блохина. В период сводных репетиций помощником регента стал Александр Германович Занорин. Сложнейшие организационные задачи приходилось решать администратору хора протодиакону Олегу Дроздову: попробуйте в течение полугода собирать в одно время в одном месте почти сотню исполнителей пяти церковных храмов, которые к тому же еще являются музыкантами других хоров, студентами консерватории, педагогами музыкальных школ и т.п.

— Репетиции начались после Рождествен­ских праздников, а уже 20 марта наш сводный хор исполнил «Всенощное бдение» за богослужением, которое в Покровском храме совершил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин,— вспоминает Светлана Владимировна.— Концертное исполнение в Большом зале Саратов­ской государственной консерватории состоялось 9 июня.

Все это время для регента работа над произведением не завершалась даже после окончания репетиций. Светлана прослушивала различные трактовки исполнения «Всенощной» хорами под управлением Свешникова, Полянского, Тевлина — сравнивала, анализировала.

— По глубине исполнения, следованию именно церковной, а не концертной традиции эталоном, безусловно, является запись хора Свешникова,— рассказывает регент.— И наше исполнение мы старались сделать максимально «храмовым» — а это значит, что в выборе темпа, нюансировки регент должен руководствоваться не полетом собственной творческой мысли, а логикой внутренней драматургии богослужения. И еще я старалась точно следовать указаниям автора, которые в партитуре даны очень подробно.

Надо отметить, что для самой Светланы Владимировны это уже второе знакомство с произведением Рахманинова — первое состоялось почти двадцать лет назад, в начале девяностых годов прошлого века: в составе Театра хоровой музыки Людмилы Лицовой она исполняла «Всенощное бдение». Тогда, образно говоря, ее голос должен был стать одной из безупречных «нитей» богатейшей рахманиновской музыкальной ткани; сейчас же ей самой предстояло выбирать, какой краске и когда появиться на этом роскошном полотне.

— Где бы я ни была — дома, на улице,— «Всенощное бдение» было со мной двадцать четыре часа в сутки,— вспоминает Светлана,— я жила только этой музыкой. Но мало «услышать» ее внутри — надо было еще убедить хористов исполнить ее именно так. Поэтому я очень благодарна всем музыкантам сводного хора за то, что они доверились мне как регенту, «пошли» за мной и моей трактовкой.

Диск «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова регент Светлана Хахалина называет своей сбывшейся мечтой. Думается, можно сказать шире — это подарок всем ценителям и почитателям саратовской церковно-певческой школы: замечательное исполнение сложнейшего «статусного» произведения стало подтверждением высокого уровня ее духовной зрелости и профессио­нализма.

«Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Сводный хор храмов города Саратова под управлением Светланы Хахалиной. Солисты: Александр Соколов, Наталья Карамышева. Издательство Саратовской епархии. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

В аннотации к диску — емкая и вдохновенная статья доктора искусствоведения Марины Рахмановой. На обложке диска икона преподобного Иоанна Дамаскина, написанная в подарок директору Синодального хора Степану Васильевичу Смоленскому — именно его памяти С.В. Рахманинов посвятил свое «Всенощное бдение».

Маргарита Крючкова

Фото Макара Тагаева

Газета "Православная вера", № 10 (438), май, 2011 г.