Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Православная площадь, дом 1
Просмотров: 2168     Комментариев: 0

Таков вполне официальный адрес храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в поселке Степное — административном центре Советского района. Конечно, никакой Православной площади не существовало ранее — до того, как на въезде в поселок вырос этот небольшой, красного кирпича храм, с белой отделкой и зеленой крышей.

Настоятель храма священник Алексий Каширин с матушкой Натальей в Степном уже одиннадцать лет, храму же — всего два года. «Я еще в вагончик ходила!» — говорит пожилая прихожанка с долей гордости: я, дескать, здесь старожил. С вагончика все начиналось, потом был полуподвальчик, а уж потом…

— Как строили? Восемь лет подряд. Хозспособом. Что это означает? Нашлись деньги — строим, не нашлись — стоим. Кто помогал?.. Сначала плохо было с помощниками, потом, когда главой района стал Владимир Иванович Андреев, почувствовали поддержку.

Территория храму досталась большая, однако же незавидная — бывший аэродром, почва — сплошь щебень и куски бетона. Сейчас, впрочем, этого не видно. Вокруг храма — масса цветов и много юных деревьев. Один местный чиновник, увидев эту перемену, произнес: «Вот теперь я понимаю, что такое Церковь».

— Батюшка, а кто же Вам такой фонтан придумал?

— Мы сами придумали. Вот это — просто куски бетона, а это — шамотная глина…

Фонтан впрямь оригинальный — лежащий на камне кувшин льет и льет на него воду. Еще одно батюшкино изобретение — установленные среди клумб небольшие каменные скрижали с душеполезными цитатами — начиная с Ветхого Завета и кончая Михаилом Пришвиным. 

Лет через пять здесь будет чудесный парк, совсем не лишний в этой выжженной пыльной степи. Но уже сегодня жители поселка любят гулять по дорожкам в церковной ограде. «Просто гуляющим» здесь рады не меньше, чем прихожанам: редкий из этих гуляющих не поднимется, в конце концов, по ступенькам к храмовым дверям. Особенно если с ним ребенок. Детям страшно интересно, что там внутри, в этом красивом доме. 

А у меня к отцу Алексию для начала — вопросы практические:

— Как Вам удалось сохранить всю эту зелень в такую страшную засуху и жару? Ведь каждый день поливать надо было!

Вот именно это они и делали. Поливали каждый день. Кто? Добровольцы-прихожане во главе с хрупкой матушкой Натальей. Слава Богу, у батюшки с матушкой нет такой проблемы — собрать прихожан для уборки храма, скажем, или для какой-то иной необходимой работы.

— Приход у нас сформировался, когда мы строили этот храм. Приходит машина с облицовочным кирпичом, кирпич надо разгрузить, поднять наверх. Я зову людей, и они приходят: и бабушки совсем старенькие, и молодежь, все становятся в цепочку, и мы с пением молитв разгружаем эту машину. 

«Хороший у нас приход, очень хороший»,— наперебой говорили нам прихожане после службы и тут же начинали рассказывать про матушку. Потому что если батюшка — глава прихода, то матушка, похоже, его сердце. 


В церковной ограде все сделано с любовью и всему нашлось место - даже зеленому ежу


Хор в храме — чисто приходской, то есть непрофессиональный: поет столь же безотказно, сколь и бесплатно. Музыкальное образование есть далеко не у всех; регент, преподаватель местной музыкальной школы Людмила Явкина, учит хористок по ходу дела. «Девочки — умницы!» — это матушка о хоре. Впрочем, она обо всех, кто делает что-то для храма, говорит с удивительной любовью и благодарностью: и об учительницах воскресной школы Марине Елиной и Людмиле Судаковой (последняя — технолог по пошиву одежды и учит детей рукоделию), и о звонаре, которого, кстати, тоже воспитали «в своем коллективе». Андрей Перец — человек молодой, по профессии столяр, а еще — художественный руководитель молодежной музыкальной студии, цель которой, по его словам, «дать музыкальным увлечениям молодежи православное содержание». Студия готовится к большому концерту — афиша уже висит. 

— Матушка, а кто вас сеном-то обеспечивает? Три лошади как-никак, сена много надо.

— У нас есть замечательные братья Андрей и Виталий Зимиревы, они его сами и косят, и привозят. А дети наши лошадям и яблоки приносят, и бананы.

В ближайшем будущем кроткие, спокойные звери — Малыш, Алиса и дочь их Верба, родившаяся этой весной, как раз на Благовещенье,— будут, возможно, помогать детям с ограниченными возможностями (ипотерапия, так это называется). Но я перехожу от практических вопросов к духовным.

— Отец Алексий, а что самое трудное в жизни провинциального настоятеля?

— Остаться человеком духовным. Не превратиться в администратора, прораба, завхоза, бухгалтера. Помнить: как бы ни было все это важно, не этого ради ты здесь живешь.

Степное — поселок газовиков и нефтяников. Он возник после войны. А до войны это была территория АССР НП — Республики немцев Поволжья. Ни одного православного храма в округе не было. Важно понять, что происходит, что меняется, когда в такой вот поселок, в такой район приезжает священник; когда он со своим семейством устраивается здесь не на короткое время, а на долгое — не исключено, что и до конца дней; когда он служит Литургию каждое воскресенье, хотя бы даже и в вагончике…

— Сколько взрослых — младенцев, так и быть, не считаем — Вы крестили за эти одиннадцать лет?

— Больше тысячи, по моим подсчетам.

— А много ли таких, которые на Ваших глазах проходили путь от первой поставленной свечки до глубокого воцерковления? Что меняется в человеке на этом пути?

— Таких тоже много, кое-кто из них уже закончил свой земной путь. Что меняется? У человека появляется церковное чувство. Он не просто заходит в храм по воскресеньям, а постоянно чувствует себя членом Церкви и понимает, что Господь создал этот мир для него, для человека, и он должен ответить Господу благодарностью.

У отца Алексия есть брат Владимир, тоже священник; он пришел к вере и Церкви через армейскую службу, через чеченскую войну. Дорога старшего, Алексея, пролегла иначе, внешне как бы спокойнее: «Окончил техникум, женился, сначала просто ходил в храм, потом стал готовиться к поступлению в семинарию…». Но простыми и легкими эти пути не бывают:

— Теперь оглядываюсь — и вижу, какую работу Господь проделал надо мной. 

У них с Наташей семь лет не было детей. Теперь есть две девочки, Таисия и Фаина. Супруги благодарят за них преподобного Серафима… Наташа воцерковлялась вместе с мужем и была просто счастлива, когда супруг решил стать священником. 

В Советском районе еще с десяток сел, и не все желающие могут приехать из этих сел на службу в райцентр. Поэтому батюшка ездит по селам сам. Служит то в Урбахе, то в Розовом, то в Головном. А в мае сего года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин основания храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в поселке Советское, бывшем немецком Мариентале.

Всё здесь всерьез и надолго — об этом можно судить хотя бы уже по тому, что в ограде храма заложен вишневый сад.

Марина Бирюкова
Фото Артема Коренюка
Журнал «Православие и современность», № 16 (32)