Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Хвалите имя Господне
Просмотров: 8022     Комментариев: 0

Вышел в свет первый аудио-диск Архиерейского мужского хора Духосошественского кафедрального собора Саратова

Предлагаем вашему вниманию рецензию на диск «Хвалите имя Господне» доктора искусствоведения Марины Рахмановой.

Архиерейский мужской хор Духосошественского кафедрального собора Саратова— молодой коллектив: он был создан в 2003–2004 годах по благословению Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, и явился одним из первых дел Владыки на месте его нового служения. Характерно, что основан был именно мужской хор: такая традиция является для русского церковного пения основной, коренной. Еще на месте своего предыдущего служения — в Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — Владыка тоже создал великолепный мужской хор под управлением Владимира Горбика, который является образцом глубоко церковного и вместе с тем художественно совершенного пения за службами; этот хор записал множество дисков и дал немало превосходных духовных концертов в лучших залах Москвы. Совершенно естественно, что Владыка пожелал привить на саратовской земле этот певческий стиль, первоисточник которого — конечно же, пение мужского хора Троице-Сергиевой Лавры под бессменным руководством глубоко почитаемого всем церковным миром архимандрита Матфея (Мормыля).

Саратовский архиерейский хор за короткое время прошел большой путь: перед слушателем — его первый диск; недавно хор дал свой первый концерт в Москве. Во главе саратовского хора (так же, как и в Москве) стоит регент с консерваторским образованием — Александр Занорин, дирижер и выпускник Саратовской консерватории, ученик очень известного хормейстера, художественного руководителя Саратовского губернского театра хоровой музыки, профессора Людмилы Лицовой. В составе Архиерейского хора музыканты различных специальностей (пианисты, струнники, духовики, дирижеры, исполнители на народных инструментах), в него входят и клирики Саратовской епархии, воспитанники Духовной семинарии.

Основная цель Архиерейского хора — пение за богослужениями. Для записи же диска были выбраны песнопения разных служб: литургии, всенощной, праздников. Этот репертуар полностью принадлежит «московской» традиции. В основном он относится к так называемому Новому направлению, то есть школе церковной композиции, сложившейся в древней столице в самом конце XIX — начале ХХ столетия в стенах Синодального училища церковного пения. К этой школе принадлежат представленные на диске А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, Виктор Калинников, К.Н. Шведов; к ней примыкают такие московские регенты-композиторы ХХ столетия, как А.А. Третьяков, Я.А. Чмелёв, Н.И. Озеров. Современное церковное пение московской традиции представлено переложением архимандрита Матфея и композицией известного знатока древней певческой культуры, выпускника Московской консерватории Г.Б. Печёнкина. Среди записей — и очень распространенные в современном богослужебном и концертном репертуаре композиции, и сравнительно мало известные переложения и сочинения; отражены разные формы церковного пения и разные стили внутри все той же «московской школы».

Вряд ли нуждаются в особом представлении столь крупные авторы, как Александр Дмитриевич Кастальский (1856–1926) — крупнейший русский духовный композитор, директор Синодального училища (с 1910 года) и регент Синодального хора; Александр Тихонович Гречанинов (1864–1956) — прекрасный русский композитор, работавший во многих жанрах, включая оперный и симфонический, но оставшийся в истории искусства прежде всего церковными композициями; Павел Григорьевич Чесноков (1877–1944) — выпускник и педагог Синодального училища, регент Синодального хора и, вероятно, самый любимый регент и автор духовной музыки в предреволюционной Москве. Виктор Сергеевич Калинников (1870–1927, брат более известного Василия Калиникова — автора двух симфоний) тоже был педагогом Синодального училища и автором немногочисленных, но очень изящных, утонченных по стилю церковных произведений, которые входили и в концертный, и в богослужебный репертуар Синодального хора. Константин Николаевич Шведов (1886–1954) являлся одним из лучших выпускников Синодального училища (и композиторского отделения Московской консерватории), впоследствии он эмигрировал и много лет сотрудничал с прославленным на весь мир Сергеем Алексеевичем Жаровым и основанным им Хором Донских казаков, делая для этого хора виртуознейшие обработки духовной музыки, песен разных народов, классических произведений.

Менее известны имена других авторов, чьи сочинения записаны на этом диске.

Церковный композитор и регент Александр Александрович Третьяков (1905–1978) родился в городе Боровичи Новгородской губернии и окончил медицинский факультет Пермского университета. С юности полюбив церковное пение, он учился у регента местного собора, сам регентовал и пробовал силы в церковной композиции. В 1947 году он показал свои сочинения московскому патриаршему регенту В.С. Комарову, который высоко оценил их и начал исполнять за службами. Потом сам Третьяков переселился в Подмосковье и до своей кончины управлял разными церковными хорами в столице и области, продолжая сочинять.

Яков Александрович Чмелёв (1877–1944) — профессиональный музыкант, учившийся до революции на курсах Русского хорового общества и вольнослушателем проходивший теоретические предметы при Синодальном училище, где он сдал экзамен на звание регента. Впоследствии Чмелёв управлял хорами в разных московских храмах, стажировался в Московской консерватории. Песнопения Чмелёва в послевоенный период входили в богослужебный репертуар Патриаршего хора, откуда расходились в рукописных копиях и по другим храмам и приходам.

Николай Иванович Озеров (1892–1972), вокальный педагог и хоровой дирижер, служил артистом и инспектором в хоре Большого театра, а в молодости переписывал ноты для Синодального хора. Известно, что в 1920-х годах его духовно-музыкальные композиции включал в программы своих духовных концертов прославленный симфонический дирижер, выпускник Синодального училища и Московской консерватории, регент Синодального хора) Н.С. Голованов.

Конечно, перед каждым музыкальным коллективом, в том числе и перед церковным хором, стоит задача самоопределения, формирования собственного облика в пределах избранной церковно-певческой традиции. Звучание саратовского Архиерейского хора — легкое и чистое, в нем ощущаются молодость и свежесть восприятия песнопений регентом и певцами. Думается, этому хору предстоит долгий путь развития и совершенствования.

Прослушать (1.93 MB)

Прослушать еще (1.93 MB)

Марина Рахманова, доктор искусствоведения