Что в первую очередь приходит на ум современным людям при упоминании Египта?
Образованная публика вспоминает историю Древнего Египта с великой рекой Нилом, пирамидами, сфинксами, династиями фараонов, Антонием и Клеопатрой, Наполеоном, стилем «ампир», а также Шамполионом и разгадкой иероглифов. Путешественники XIX в. отправлялись в Египет, чтобы посетить Нубию, увидеть «величие пирамид», языческие капища. В XX веке «багаж» культурных знаний о Египте пополнился бюстом Нефертити и маской Тутанхамона. В советское время россияне ездили в Египет строить плотины и воевать с Израилем. И вот, в конце XX века «железный занавес» упал, — и для богомольцев открылась возможность посетить святые места в Палестине, в Египте и на Синае. И что же посещают они в Египте? — Еще недавно из рассказа одной православной паломницы, посетившей Египет по пути в Палестину, можно было понять, что туристическое «меню» для православных паломников состоит все из тех же пирамид, сфинксов, капищ... Не исключено, что и при осмотре Александрии гиды с надрывом рассказывают о том, как «нитрийские монахи» разрушили храм Сераписа, сожгли Александрийскую библиотеку и убили ученую женщину «Гиспазию». Во всяком случае, с этими «историями» тоже знакомятся если не в школах, то в ВУЗах. Насмотревшись на «памятники культуры» и искренне посочувствовав жрецам Сераписа, паломники с энтузиазмом переправились через Чермное (ныне Красное) море, чтобы помолиться в монастырях Синая и Палестины.
Может быть, в Египте ничего не осталось от православных храмов, гробниц над мощами мучеников и святителей, от монастырей, лавр и скитов? — Конечно, сохранилось немногое, — большинство из них разрушено или завоевателями-арабами, или пришло в запустение со временем. Но все же за 1200 лет владычества в Египте (и в Палестине) магометан, многие из древних святынь сохранились, отчасти еще и потому, что их чтили и христиане, и мусульмане. Теперь пришло время, когда путешествующие в Египет православные люди могут воздать должное почитание его святыням — местам, связанным с событиями, известными нам как из Ветхого, так и из Нового Заветов. Чтобы в этом убедиться, попробуем вспомнить последовательность библейских событий.
Патриархи. Авраам и Лот с семействами жили в Египте, спасаясь от голода, постигшего Ханаан. Правнук Авраама, Иосиф, проданный в рабство в Египет, спас эту страну от голода и, благодаря ему, весь род Иакова-Израиля переселился в дельту Нила. 300 лет израильтяне провели в рабстве у египтян. Но вот по велению Господа пророк Моисей вывел народ свой из Египта, привел к подножию Синая и здесь получил Закон.
Пророки. Сюда же, на Синай, в VII в. бежал от злочестивой Иезавели пророк Илия. В VI в. до Р.Х. в Египет переселились из разрушенного войсками Навуходоносора остатки иудеев, из бегших плена, а вместе с ними и пророк Иеремия. Здесь же он погребен. В Александрии при царе Птолемее Филадельфе, за 272 года до Рождества Иисуса Христа, 72 иудея-толковника перевели с еврейского на греческий язык книги Ветхого Завета и тем самым сохранили древний вариант текста, не искаженный позднейшими исправлениями талмудистов и масоретов.
Спаситель. Сюда, в Египет, по слову Ангела отправилось Святое Семейство, спасаясь от гонений Ирода; здесь же 3 года провел Богомладенец и отсюда, из Египта, Он вернулся в Иудею. «Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2,14,15).
Апостолы из 12, — Иаков Алфеев, Симон Зилот и Матфей Левий, — благовестили в Египте, Эфиопии и Ливии, а св. евангелист Марк, ученик ап. Петра, основал Александрийскую Поместную Церковь.
Мученики. В 304 г. во Фригии пострадал великомученик Мина, а его св. мощи были перенесены и хранятся в Александрии. Три года спустя в том же городе пострадала великомученица Екатерина, — св. мощи ее хранятся в монастыре ее имени на Синае. В IV-V веках произошли Первое и Второе избиение преподобных отцев на Синае и в Раифе.
Преподобные. В конце III в. в Фиваидскую пустыню ушел преподобный Павел Фивейский (228-341), а вскоре там же поселился Антоний Великий (251-356). Так было положено начало монашеству, и вскоре пустыни Нижнего и Верхнего Египта процвели лаврами, скитами и келлиями. Замечателен такой факт: из нескольких сот святых, прославленных Церковью в чине преподобных, великими названы не более 20 человек и почти все они жили в Египте, Палестине и на Синае в IV-VI веках. В устроенные ими монастыри со всего христианского мира стекались жаждавшие духовных поучений; отсюда же выходили опытные духовные старцы и устраивали монастыри в Южной Италии, на Кипре и в Палестине, в Сирии и Каппадокии.
На карте № 1 показаны очаги (средоточия) духовной жизни в IV-XI веках и духовные связи наиболее известных устроителей монастырей. Эта карта составлена по таблице, приведенной в книге священника Сергия Мансурова (1890-1929), исповедника XX столетия. Он задумал создать труд, «посвященный истории Церкви как благо датного целого», но успел написать лишь Введение и несколько очерков, охватывающих жизнь Церкви от Пятидесятницы до первой половины III в. Рукопись впервые была опубликована в 1972-73 годах в «Богословских трудах», № 6, 7, а вторично издана изд-вом Валаамского монастыря под названием «Очерки из истории Церкви» (1994 г.). Боюсь, что книга эта, изданная тиражом всего в 3000 экземпляров, вполне могла затеряться в море церковной литературы, изданной в последние годы. Пользуюсь случаем, чтобы донести до заинтересованного читателя основные мысли отца Сергия и тот план, который он наметил и не смог осуществить. Это тем более уместно, что имеет самое непосредственное отношение к истории православных святынь Египта.
«Во все века, — пишет он во Введении, — приходя на смену друг другу, в Церкви образовывались центры (средоточия) духовной жизни, где вырабатывалось все, что для данного и последующих веков служило руководством и духовным питанием. Начиная от Христа Спасителя и Его апостолов, не прекращаясь, на протяжении веков шла в Церкви духовная работа над усвоением Богу всего человечества в целом, борьба благодати с грехом за Царствие Божие. Бог пришел на землю, а люди, путем ли мученичества, путем ли подвижничества, в миру или в монашестве, устрояли себя в жилище Богу (св. Григорий Богослов)... Итак, история Церкви — это история прежде всего того, как среди человечества созидалась и соблюдалась эта новая жизнь, огонь которой возгорелся от Христа. По обетованию Христову, эта жизнь, не зная перерыва, переходила из поколения в поколение, то разгоралась, захватывая широкие народные круги, привлекая новые племена и народы, то замирала в сравнительно небольшом кругу людей — в эпоху равнодушия, безверия или зловерия. Но никогда эта жизнь не угасала, и она должна иметь свою Историю».
«Но среди кого, где и как не угасла и созидалась эта жизнь Христова на земле? Вот первый и законный вопрос к историку Церкви», — пишет далее отец Сергий Мансуров. Отвечая на этот вопрос, он впервые «попытался книжно» отобразить жизнь Церкви, указать «в каждом поколении, начиная от Спасителя и апостолов, кончая нашим временем, к кому нужно прийти, на кого благоговейно смотреть, кого слушать, чтобы узреть истину в истории — Святую Православную Церковь». В составленном отцом Сергием перечне (от I до XIX века) каждый век для наглядности разбит на три поколения и в каждом поколении указаны имена, места и книги: 1) имена великих святителей и подвижников, 2) места, где они подвизались (страны и монастыри), и 3) что прочесть, чтобы, как он пишет, «вплотную подойти к жизни, явившей себя в именах и средоточиях».
Таким образом, составленный отцом Сергием Мансуровым перечень одновременно может служить руководством для изучения истории монашества и путеводителем по святым местам, потому что посещение святых мест ради богомолья может тоже помочь «вплотную подойти» к содержанию этой жизни. Читая этот путеводитель, мы попадаем в те страны, где благовествовали Апостолы и мужи апостольские в I-II веках. Затем он переносит нас в пустыни Египта, где монашество зародилось и в IV веке процвело. Тысячи иноков ради безмолвия уходят в пустыню Нитрию и там живут в скитах, отчего и пустыня получает новое наименование — Скитская. В V-VI веках духовными центрами становятся монастыри Палестины и Синая, Сирии и Каппадокии. По мере завоевания этих стран арабами и турками, монахи все дальше и дальше уходят на Запад. На некоторое время они обживают горные массивы Олимпа Вифинского, затем Олимпа в Греции и, наконец, в IX веке столетиями накопленные духовные сокровища обретают свое главное пристанище на Афоне. Отсюда, со Святой горы, «реки монашества» потекли в страны славянские — в Моравию, Сербию и на Русь. Основателем Киево-Печерского монастыря явился святогорец преподобный Антоний.
В Житиях Святых и Творениях Святых отцов сохранились сведения о жизни подвижников, а также их поучения. Всю многовековую историю этих «духовных центров» можно изучить по книгам, можно услышать о них в богослужебных текстах (канонах и стихирах, чаще всего создававшихся в тех же монастырях). Сохранились ли места, где они подвизались, и, что более важно, те обители, которые были основаны Великими преподобными?
Фиваида и Нитрия, пустыня Келлий
На карте № 2 «Монашество в Египте в IVB.» отмечены места расположения древних обителей в Египте, на Синайском полуострове и на юге Палестины. На примере этих обителей хотелось бы показать, насколько реальной была преемственность между подвижниками, их прославившими.
Антоний Великий еще застал в Фиваидской пустыне преподобного Павла Фивейского и стал «отцом монахов». Монастыри их имени существуют доныне, но принадлежат не Православной Церкви, а монофизитам-коптам. Антоний воспитал множество учеников. Из них наиболее известными были:
Пахомий Великий — он основал первые общежительные монастыри в Тавенне, мужские и женские, где подвизались около 1000 монахов и монахинь. Для своих обителей он составил Устав, впоследствии легший в основу уставов южно-италийских монастырей.
Иларион Великий — из Фиваиды отправился на Кипр, но затем поселился в пустыне около Газы и основал там несколько монастырей. Сами обители не сохранились, но Устав Илариона Великого и весь строй жизни в его обителях послужили образцом для множества монастырей Палестины.
Макарий Великий (или Египетский) был уроженцем Александрии, сыном купца, торговавшего селитрой. Отец послал сына за селитрой в пустыню Нитрию, но Макарий увидел там место, пригодное для молитвы и духовного подвижничества. И он ушел из дома, поселился в безводной, каменистой местности, чем положил начало монашеству в Нитрийской пустыне. За духовным руководством Макарий отправился к Антонию Великому, провел у него некоторое время и затем вновь пришел в Нитрию. Монахи селились отдельными келлиями, удаленными друг друга. Проводили в них 5 дней в неделю, а в субботу собирались вместе, чтобы совершить всенощное бдение и литургию. Вскоре и пустыню стали называть пустыня Келлий. Впоследствии она получила еще одно название - Скитская - потому что постепенно в ней появилось множество скитов, где монахи селились по несколько человек в одной ограде. Учениками Великих преподобных IV века явились Великие старцы V в.: Сисой, Пимен, Памва, Паисий, Арсений.
Василий Великий в молодости посетил Нитрийскую пустыню, когда там подвизались и учили иноков Макарий Египетский и Макарий Александрийский. Таким образом свет египетского монашества достиг Каппадокии, где Василий Великий основывал монастыри.
Нил Синайский или Нил Постник, был учеником свт. Иоанна Златоустого. В поисках безмолвия он ушел на гору Синайскую и там провел свою подвижническую жизнь.
Из жития Иоанна Лествичника известно, что тот, будучи еще отроком, вместе с аввой Мартирием приходил к Анастасию Великому, который предсказал, что Иоанн станет игуменом Синайской горы.
Святые места на Синае
Монастыри на Синае были неразрывно связаны с монастырями Египта и Палестины. Точно так же, как к духовным старцам Египта, сюда приходили любители безмолвия со всех концов христианского мира. Но если сохранившиеся до наших дней монастыри Египта в Фиваиде и Нитрии принадлежат ныне коптам-монофизитам, то Синайская гора, испытавшая страшные набеги бедуинов-агарян, устояла и перед напором ересей, и перед натиском мусульман. Твердыней Православия на Синае стал монастырь св. Екатерины, расположенный в местах, напрямую связанных с исходом евреев из Египта. Монастырь и вся Синайская гора с множеством церквей, скитов, часовен и пещер, также, как Святая Земля Палестины, являют собою живую связь Ветхозаветной Пасхи и Пятидесятницы, пережитой ветхим Израилем на Синае, с Новой Пасхой и Новой Пятидесятницей, от которых получила свое начало Церковь — Новый Израиль.
Вспомним те ветхозаветные и новозаветные события, память о которых здесь сохраняется тысячелетиями. Синаем называется и полуостров, и горный массив, расположенный в его юго-восточной части. Упоминания о горной каменистой пустыне Син встречаются в древнеегипетских надписях, повествующих о военных походах египтян. В эпоху патриархов здесь жили родственные Израилю племена, потомки Мадиама и Амалика. В книге Исход рассказывается о том, как Моисей бежал из Египта на Синай, там женился на дочери мадиамитянина Иофора и пас его овец. Там, у подножия горы Хорив, «явился Моисею Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь есть земля святая... И сказал Господь: Я увидел страдание народа Мое го в Египте и услышал вопль его от приставников его и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед. Итак пойди: я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе."» (Исх. 3, 2-12).
И привел пророк Моисей народ свой к тому месту, где говорил с ним Господь из среды куста, называемого нами по-славянски Неопалимой купиной. Израильтяне расположились станом у подножия горы, а на ее вершине Моисей получил от Бога каменные скрижали с десятью заповедями. Год пробыл Израиль в этом месте, здесь он отметил вторую после Исхода Пасху и, по велению Бога, двинулся в путь, чтобы завоевать Обетованную Землю. Так Синай вошел в историю народа Израиля. Затем в 3-й книге Царств (гл.19) рассказывается о том, как в VII в. до Рождества Христова пророк Илия бежал от преследований нечестивой жены царя Ахава, Иезавели, на Синай и здесь удостоился беседовать с Богом.
Память о всех этих событиях и местах, с ними связанных, неистребимо передавалась из поколения в поколение. Когда-то Синай был пристанищем для первых христиан, спасавшихся от гонений. Теперь христиане стали хранителями святых мест, с которыми были связаны величайшие события Ветхого Завета. Со временем горы и ущелья Синая покрылись десятками монастырей, скитов, храмов, часовен. В IV веке на месте Неопалимой Купины был основан монастырь и в VI в. монахам этого монастыря Ангелы возвестили о том, что за Хоривом, на вершине самой высокой горы Синая, покоятся святые мощи великомученицы Екатерины, пострадавшей в 307 году в Александрии Египетской при императоре Максимиане. С большим трудом достигли монахи вершины, перенесли мощи в монастырь, и с тех пор именем св. Екатерины называется как сама обитель, так и гора, где были обретены святые мощи. Монастырь св. Екатерины стал оплотом Православия на Востоке. Его настоятелей называют Игуме нами Синайской горы.
Другая известная обитель, Раифская пустынь, была основана на месте одного из станов по дороге от Чермного моря к Синаю. В Библии этот стан называется Елим и о нем сказано, что было там «12 источников воды и 70 финиковых дерев» (Исх. 15, 27).
Монастыри Синая не раз подвергались набегам бедуинов и разбойников. Память об этих страшных событиях запечатлена в круге церковных праздников. 14 января все Поместные Православные Церкви вспоминают Первое избиение преподобных отцов Синая и Раифы в IV веке и Второе избиение преподобных отцев в Раифе. Последнее произошло в V в., когда в монастыре св. Екатерины подвизались преподобный Нил Синайский и его сын Феодул. Они пришли в Раифскую пустынь навестить тамошних монахов и в это время обитель подверглась нападению варваров. Нилу Синайскому удалось спастись, и он оставил описание этого бедствия.
В VI веке на Синайскую гору пришел 16-летний отрок, который был пострижен в монашество с именем Иоанна. Через 20 лет он уединился в пещере и провел в ней 40 лет в неослабных подвигах. Там он написал знаменитую «Лествицу» — монашеское руководство, где автор наставляет о том, как надо стараться восходить по ступеням (по «лестнице») добродетелей. В дальнейшем монахи избрали Иоанна Лествичника (526-606гг.) своим игуменом, а после его кончины игуменом стал его родной брат св. Георгий. Существует житие св. Иоанна Лествичника, составленное монахом Раифской пустыни Даниилом.
Замечательно, что в честь этих Синайских монастырей — св. Екатерины и Раифской пустыни — были устроены обители в Православной России. Екатерининская пустынь была основана царем Алексеем Михайловичем в 1658 году недалеко от Москвы на месте явления ему св. вмц. Екатерины, возвестившей о рождении его дочери. Много благотворила обители императрица Екатерина II, носившая имя св. Екатерины. Собор в честь вмц. Екатерины с двумя приделами, братские кельи, ограда — все это благолепие было устроено трудами архимандрита Мелхиседека, управлявшего обителью при митрополите Платоне (Левшине).
В начале 1930-х годов обитель была закрыта и в Екатерининской пустыни разместилась секретная тюрьма ОГПУ, получившая в народе прозвание «Сухановка» по близ расположенной усадьбе Суханове, бывшего имения князей Волконских.
Недалеко от Казани в XVII веке была основана пустынь в память избиенных в Раифе преподобных отцов. По желанию тогдашнего митрополита Казанского Тихона Казанская Раифская пустынь в архитектурном отношении была построена по образцу основанного Патриархом Никоном Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Строителем Раифской пустыни был насельник Нового Иерусалима иеромонах Герман, а по возвращении из Казани он стал архимандритом Новоиерусалимского монастыря, где и окончил дни свои.
Ныне и Екатерининская пустынь вблизи Москвы, и Раифская пустынь вблизи Казани восстанавливаются, и в них возрождена монашеская жизнь. Примечательно, что насельники Свято-Екатерининской мужской пустыни сразу же по возрождении своей обители издали книгу, в которой описали историю Синайского монастыря св.Екатерины, почитая его как бы своим прообразом.
Так нити духовного родства тянутся от египетских подвижников и духовных учителей, из обители в обитель, из страны в страну, от духовных отцов к духовным чадам, внукам и правнукам... Для жизни Церкви эта духовная преемственность имеет поистине фундаментальное значение. Почитая Царьград своим первоучителем в устроении Церкви, а Святую гору Афон, — образцом и окормителем монашествующих, мы не должны забывать о древнейших истоках Вселенского Православия, Египетских пустынях, где монашество зародилось. О значении Египта замечательно сказал священник Сергий Мансуров: «В Египте, в IV веке, - ключ к современным и последующим событиям, здесь выковался тот склад жизни и мыслей, который не дал раствориться христианству с примирившимися с ним в IV веке государством и культурой. Государства и культура разлагались и падали, православие оставалось незыблемым. Это подготовлено было Египтом».