Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Храмы Святой Земли. Церковь Всех Наций
Просмотров: 5979     Комментариев: 0

Церковь Всех Наций...Лишь постепенно проясняются, проступают из полумрака другие элементы церковного убранства. Камень Иисусовой Молитвы - Моления о чаше, как называют этот сюжет в мировом искусстве, окружен низенькой железной решеткой, сплетенной в форме тернового венца. Дополнительный символ жертвенности и беспомощности Невинного Страдальца, взявшего на себя грех мира и ужас смерти, - две белые голубки по углам решетки, будто запутавшиеся в терновнике и обреченные на медленную гибель.

Большая мозаика над алтарем изображает тот же кусок скалы с простертым на нем в изнеможении Спасителем. В самом верху видна рука Бога Отца, несущего знак победы - в уверение того, что Христос не до конца оставлен Отцом. Ниже - спускается с небес посланный утешить скорбящего ангел. Художник Д'Акьярди сумел создать мозаичную икону предельной красоты и пронзительности. Лицо Иисуса явственно отражает не только глубокую печаль, но и почти недоумение, даже отчаяние. Как пишут искусствоведы, это действительно произведение "великого мастерства и религиозного вдохновения". Оказывается, мозаики XX века умеют не хуже классических византийских и средневековых передавать тончайшие оттенки, которым нет равных по выразительности ни в каком другом материале.

Главный алтарь, с его максимальным смягченным светом, проходящим сквозь пурпурные фильтры, является напоминанием и символом той "молитвы до кровавого пота", о которой сказано в Евангелии. Мозаики двух боковых нефов изображают другие важнейшие моменты Гефсиманского действа: предательство Иуды и добровольный выход Христа навстречу толпе: "Вот я!"

Продвигаясь затем - как бы "обратным ходом" - от алтарной части внутрь церкви, мы в деталях увидим, как старательно и умело воссоздает архитектор атмосферу ночной мистерии. Шесть монолитных колонн поддерживают свод, устроенный в форме двенадцати малых куполов - по числу 12 апостолов, - и каждый из них "увит" ветвями маслин и мерцает звездами на фоне ясного ночного неба. Сквозь алавастровые окна, просвечивающие, но не прозрачные, свет проникает только почти совсем фиолетовый - литургического цвета, цвета молитвы и покаяния.

...Базилику Гефсиманской Молитвы называют в Иерусалиме "Церковью Всех Наций" - потому что верующие почти всего католического мира приняли участие в ее убранстве и украшении. Мы имеем в виду финансирование исключительно затратоемких художественных работ по мрамору, кованому металлу, золотой мозаике.

Так, например, мы сказали уже, что центральная мозаика выполнена художником Д'Акьярди. Но оплачена эта грандиозная работа - во всю алтарную стену! - и материалы для нее католиками Венгрии. Мозаики боковых нефов - южного, изображающего "Поцелуй Иуды", и северного, с сюжетом "Взятие Христа под стражу", - выполнены художником М.Барберини, а оплачены, соответственно, Ирландией и Польшей. Мозаики в 12 куполах финансировались католическими общинами Англии, Аргентины, Бельгии, Бразилии, Германии, Испании, Италии, Канады, Мексики, Франции, США, Чили и несут на себе гербы соответствующих стран. Терновый венец вкруг алтарного Камня выполнен на средства далекой Австралии. Итого - пятнадцать держав. "Когда вознесусь, - говорил Спаситель, - всех привлеку к себе".

Если мы выйдем теперь, наконец, из базилики, воспользовавшись ее центральным входом, и, спустившись по ступеням, оглянемся на парадный портик и фронтон храма, то увидим в треугольном тимпане еще одну большую мозаику, представляющую Христа - Первосвященника, работы итальянского мастера Дж.Бергеллини. Для храмов Барлуцци и их богословской программы всегда непосредственно важна связь с окружающим ландшафтом. Храм Гефсиманской Молитвы расположен напротив Золотых Ворот - через них совершился Вход Господень в Иерусалим (в Вербное воскресенье) - и мечети Омара ("Купола над скалой"), воздвигнутой на месте древнего Соломонова храма. Поэтому главная тема обращенного к Иерусалиму фасада Гефсиманского храма - утверждение мысли, что великая искупительная жертва Сына принята Отцом. Латинский текст внизу упомянутой мозаики содержит цитату из апостола Павла: "Он с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти, и был услышан за свое благоговение" (Послание к Евреям,5,7).

Статуи четырех евангелистов стоят на утяжеленных капителях, венчающих сложные по архитектонике столпы-колонны парадного фасада. В самом верху фронтон увенчан крестом с двумя оленями по сторонам, иллюстрирующими стих из псалма Давида - утверждение любви и веры: "Как стремится олень на источники вод, так желает душа моя к Тебе, Господи" (Пс.41,2).

Во всех практически церковных проектах Барлуцци - так было на Фаворе и будет в других созданных им храмовых комплексах - базилика в Гефсиманском саду не только построена точно на месте древнего храма, но и бережно хранит археологическую память о нем. Архитектурно-строительная история этого места уходит в глубину веков. Еще сто лет назад, в результате раскопок 1891 года и 1901 года, археологи вскрыли здесь руины посвященной Спасителю церкви крестоносцев, построенной в двенадцатом веке и разрушенной в конце тринадцатого. (Остатки ее сохранились в левой (северной) части современной базилики.)

Но и эпоха крестовых походов не предел для святынь Иерусалима. Когда Барлуцци в 1920 году начинал строительство в Гефсимании и проводились предварительные работы по заглублению фундаментов, археологи обнаружили фундаменты гораздо более древнего церковного сооружения - классической византийской трехнефной базилики, построенной императором Феодосием Великим и описанной Сильвией Аквитанкой, знаменитой паломницей из Галлии, посетившей Иерусалим в конце IY века. В ее алтарной абсиде и находился первоначально камень Святой Молитвы, топографическая память о котором была надежно сохранена ранней церковной традицией и поддерживалась практикой древних христианских захоронений вблизи священного места. Разумеется, базилика Феодосия, просуществовавшая чуть более трех столетий и разрушенная персами в 614 году, была значительно меньше нынешней. От нее остались лишь найденные при раскопках фрагменты богатого мозаичного пола и обломки стенных мозаик. Наиболее интересными с точки зрения истории архитектуры были вскрытые следы атриума с цистерной для сбора воды.

Соединение древности и современности, архитектурной традиции и инновации было, как мы уже говорили, одним из творческих принципов Барлуцци. Его храмы всегда "коренятся" в старинных фундаментах. Так поступил он и здесь, в Гефсимании, - остатки древнего пола сохранил под матовыми стеклянными крышками, а мотивы римского атриума и текущей воды отразил в оттенках белого и зеленого мрамора.

Базилика Гефсиманской Молитвы была освящена, как мы упоминали выше, в июне 1924 года. Это было еще самое начало творческой биографии Антонио Барлуцци. С тех пор год за годом он непрерывно что-нибудь строит - преимущественно в Святой Земле и по соседству (в Ливане, Иордане, Сирии).

В 1924 - 1925 годах построен небольшой храм и Приют Доброго Пастыря в Иерихоне. В октябре 1925 года мы видим архитектора в Тегеране, где он восстанавливает пострадавшую от пожара резиденцию Папского Легата. В 1926 - 1928 годах он строит госпиталь в Аммане, столице Иордании. В 1928 - 1929 годах реставрирует капеллу Бичевания на Крестном пути в Иерусалиме. В 1930 году Кармелитский монастырь в Хайфе поручает ему строительство нового здания и реставрацию храма на горе Кармил. В 1931 - 1933 годах воздвигнут госпиталь в Кераке. В 1933 и 1937 годах в два приема осуществляются строительно-реставрационные работы на Голгофе - в храме Гроба Господня, пострадавшего от землетрясения 1927 года.

1937 год - храм на Горе Блаженств, 1938 - 1040 - храм Посещения Девой Марией Елизаветы в Горнем (Айн-Карем), 1948 - 1949-й - реставрация францисканского монастыря в Вифлееме, 1952 - 1953-й - храм Святого Лазаря в Вифании, 1954-й - храм на Поле Пастушков в Вифлееме. Наконец, 1954 - 1955-й - храм "Dominus Flevit" ("Господь плачет") на Елеоне...

Не правда ли, такого числа работ, как правило, масштабных, нередко приводивших к созданию подлинных шедевров, хватило бы, чтобы прославить имя нескольких архитекторов. Но творческий подвиг Барлуцци производит еще более сильное впечатление, если принять во внимание бесчисленные трудности, с которыми приходилось сталкиваться зодчему: отсутствие нужных материалов, воды, дорог, квалифицированных инженеров и компетентных строителей. Только неизменный энтузиазм, то "горение Божие", которое он впервые ощутил в себе еще в возрасте 33 лет, когда духовник сказал ему: "Иди и строй храмы", позволили мастеру пройти свой крестный путь, не страшась и не уклоняясь.

Николай Лисовой