Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Богословский ответ на «Письмо епископа Диомида». Часть 2
Просмотров: 4471     Комментариев: 0

Пятый пункт

«Одобрение демократии».

Собственно одобрения именно демократии мне в соборных постановлениях нашей Церкви найти не удалось. Есть слова в Социальной концепции «о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин» (III. 7), что все-таки далеко не тождественно «одобрению». Впрочем, и это нередко вызывает возмущение у некоторых православных, которые убеждены в принципиальной богопротивности и антихристианской сущности демократического строя и богоугодности только монархического устройства общества.

Поэтому стоит сказать здесь несколько слов.

Разумеется, всякий православный христианин ― монархист, гражданин Царства, которое не от мира сего (Ин. 18, 36), и подданный вечного Царя ― Богочеловека Христа, «Его же царствию не будет конца», как гласит седьмой член Символа веры. В духовном плане здесь все ясно.

А вот если переходить к человеческой монархии как государственному строю в падшем и преходящем мире, то стоит напомнить, что в 1 книге Царств ясно говорится, что земная монархия попущена Богом из-за иудеев, отвергших монархию духовную:

И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними (1 Цар. 8, 4–7).

Итак, земная монархия дается по богопротивному самовольству народа, а то, что не только она приемлема как земной общественный строй, можно видеть из той возвышенной похвалы, которой в Писании удостоилась одна из классических античных демократий ― Римская республика (см.: 1 Макк. 8, 1–17).

Если переходить к нашим временам, то ныне термин «демократия» расширен до необычайных пределов. Демократической страной называют себя и США, и коммунистическая Северная Корея, и мусульманский Алжир, и королевская Бельгия…

Во многом демократической являлась Византия, унаследовавшая государственную систему от древнеримской республики. Византийская империя во все время своего существования официально именовалась республикой. В ней отсутствовал обязательный династический принцип преемства власти, императором в принципе мог стать любой здоровый человек, если его признают Церковь в лице патриарха, Синклит (сенат) и армия.

А Русская Православная Церковь существует в условиях демократического государства уже почти 150 лет, начиная с 1869 года, когда Аляскинская епархия нашей Церкви в результате продажи Русской Аляски Соединенным Штатам Америки оказалась в условиях нового строя. И никто из святых того времени не порицал это.

Святитель Тихон Московский почти десять лет прожил в США, устраивая там православную жизнь, и вот какие речи он произносил в то время: «Мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны… Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне» (слово в неделю Торжества Православия 1906 года).

А еще до этого святой праведный Феодор Ушаков разрабатывал конституцию первого в новой истории республиканского греческого государства ― Республики Семи Островов, и священномученик Иоанн (Поммер) был депутатом парламента демократической Латвии[1], а святитель Лука (Войно-Ясенецкий) на допросе в ГПУ отвечал: «Я всегда был демократом».

В целом же озвученную выше позицию нашей Церкви подтверждают и слова святого патриарха Тихона: «Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение» (послание от 08.1919 года). И за тысячу лет до него то же сказал святитель Фотий Константинопольский: «Тип государственного устройства не предопределен Богом, а устанавливается людьми в соответствии с их собственным опытом».

«Призыв к голосованию за определенных политических лидеров, вопреки церковным канонам».

С этим тезисом можно только согласиться. Действительно, подобные действия противоречат 81 Апостольскому правилу и прямо запрещены в принятой Архиерейским Собором 2000 года «Социальной концепции». Там говорится: «Невозможно участие церковного священноначалия и священнослужителей… в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее» (V.2).

Конечно, иногда нарушения случаются. Мне доводилось слышать, к примеру, что один из архиереев на Украине во время выборов 2004 года совершал такое, но впоследствии публично покаялся в этом. Здесь я всецело присоединяюсь к призыву авторов письма и надеюсь, что и прочие нарушители этого правила поступят так же.

«Нарушение соборной клятвы 1613 года».

Насколько я понимаю, имеется в виду клятва верности династии Романовых, произнесенная на Земском соборе 1613 года. Стоит напомнить, что Земские соборы ― это не церковные Соборы, а общественные собрания представителей «всея земли», на которых вырабатывалось единодушное решение по той или иной политической проблеме.

Однако не совсем понятно, какое отношение это имеет к нам?

Почему бы, к примеру, не вспомнить клятвы 912 года? Тогда наши предки заключили договор с Византией, о чем свидетельствует преподобный Нестор Летописец. Был заключен договор «от всех находящихся под его (князя Олега) рукою русских... мы помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти никакому обману или преступлению... но постараемся сохранить в будущие годы и навсегда (выделено нами.— Авт.) непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую». Но эта клятва, произнесенная от лица всех русских, была нарушена князем Владимиром, беспричинно напавшим еще до своего крещения на греческий Херсонес в 987 году, а позднее Ярославом, отправившим поход на Константинополь в 1043 году. Да и ныне разве все русские соблюдают эту клятву и любят греков «от всей души»?

А если нас интересуют именно Земские соборы, то отчего бы не вспомнить клятву Земского собора 1686 года о «вечном мире» с Польшей, которую мы неоднократно впоследствии нарушали?

Если же речь идет о соборных клятвах именно какой-то династии, то что же мы молчим о Земском соборе 1598 года, когда наши предки присягали на верность династии Годуновых?

Итак, на протяжении истории наши предки многократно принимали те или иные решения, скрепляемые «вечными» клятвами. А другие наши предки эти клятвы нарушали. В любом случае, это проблема наших предков ― взаимоотношения более древних с более поздними. Сейчас уже и те, и другие перешли в мир иной, где у престола Божия все их затруднения разрешены. И к нашей жизни они не имеют ни малейшего отношения.

Впрочем, некоторые православные полагают, что все же имеют, ибо, по их представлениям, человек несет ответственность за грехи своих предков. В качестве подтверждения они ссылаются на слова: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20, 5). Хотя и по самому тексту видно, что касается он только определенных людей, ненавидящих Бога и из рода в род лично коснеющих в этой ненависти, как и преподобный Ефрем Сирин толкует: «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» (Толкование на Исход, 20).

Но такое неверное толкование израильтянами этих слов как ответственности детей за грехи предков отвергнуто Самим Господом через пророков Иезекииля и Иеремию (см.: Иез. 18, 2–22; Иер. 31, 29–30).

К сожалению, иногда у нас слишком легко попадаются на ту же провокацию, которой дьявол прельщал древних израильтян: уже много лет слышны призывы оставить сокрушение о своих личных беззакониях и каяться в чужих грехах давно умерших людей, например, в убийстве святых царственных страстотерпцев, или нарушении соборной клятвы 1613 года, которая первый раз была нарушена в 1725 году, когда российский престол заняла литовка Марта Скавронская под именем императрицы Екатерины I, хотя она никоим образом не происходила от царя Михаила Романова.

А в том, что касается греха нарушения клятв, нет нужды обращаться к предкам, достаточно вспомнить, что большинство ныне здравствующих архиереев, священников, диаконов, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви при вступлении в пионеры произносили: «Перед лицом своих товарищей торжественно клянусь… жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия»…

И все мы, однако же, не считаем себя связанными ею, не храним верности Коммунистической партии, не строим жизнь по заветам Ильича, и притом совсем не испытываем угрызений совести. Хотя это произносили не уста предков, а наши собственные уста.

Шестой пункт

«Проведение межрелигиозного саммита с обращением к лидерам "большой восьмерки", что является признанием их власти».

Признание их власти неизбежно в силу того, что они ею реально обладают, следовательно, мы должны исполнять апостольскую заповедь: всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13, 1). И даже если они неправославные, в гражданских делах мы должны подчиняться им так же, как подчинялся пророк Даниил язычнику Навуходоносору, как подчинялись мученики Фивейского легиона гонителю христиан Галерию, как подчинялся преподобный Иоанн Дамаскин мусульманину-халифу, а святитель Григорий Палама ― султану, как подчинялся святитель Николай Японский императору-синтоисту, как подчинялся святитель Тихон Московский президенту-протестанту, как подчинялись мученики и исповедники российские коммунистической безбожной власти, отдавая всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13, 7).

Лишь в двух вещах мы, следуя Священному Преданию, должны, не отрицая, впрочем, самой их власти, оказать неподчинение: если правитель призывает нас отречься от веры нашей или принуждает нас совершить грех.

Слава Богу, ни того, ни другого ни один лидер «большой восьмерки» от нас не требует.

А то, что к правителям, в том числе и зарубежным и неправославным, архиереи пишут обращения ― тоже вполне естественно, достаточно посмотреть, к примеру, переписку святителя Фотия Константинопольского.

«“Большая восьмерка” является органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, т.е. антихриста. Поэтому всякое сотрудничество с ними духовно опасно».

Всячески соглашаясь с авторами письма в их неприятии масонского зловерия, приходится, тем не менее, констатировать, что само обвинение, выдвинутое здесь против глав России, США, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Италии и Японии,― очень серьезное и нуждается в столь же серьезных доказательствах.

Хорошо известно, что масонство ― это особая религиозная система, несовместимая с христианством.

Об этом говорят и сами масоны: «Напомним, что христианство и масонство абсолютно непримиримы — настолько, что примкнуть к одному означает порвать с другим» (Конвент Великого Востока, 1903 год). Некоторые ложи, впрочем, высказывали более мягкую позицию в отношении к христианству и декларируют определенную терпимость к нему, но для нас это не имеет значения в свете того отношения к масонству, какое засвидетельствовало христианство.

Еще предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Киприан в послании от 2 февраля 1815 года выступил с осуждением масонства[2], а позднее это было закреплено соборно, когда Собор Элладской Православной Церкви 1933 года постановил: «Масонство не есть просто филантропическое общество или философская школа… масонство есть религия посвящения, совершенно отличная от религии христианской и чуждая ей… Масонство не может согласоваться с христианством… поэтому верные сыны Церкви, обладая истиной, явленной через Господа нашего Иисуса Христа, должны избегать масонства и не отпадать от благодати Христовой, становясь участниками мистерий». Также и Сербская Православная Церковь добавила масонство к списку верований, от которых нужно отрекаться приходящему в Православие.

Что касается римо-католиков, то еще в 1738 году была издана булла папы Климента ХII, согласно которой всем католикам запрещается быть членами масонских сборищ под угрозой отлучения, а епископам и инквизиторам вменялось в обязанность искоренять масонство повсюду.

Среди протестантов подобную позицию заняли лютеранская, методистская и пресвитерианская общины, официально заявившие, что масонство несовместимо с христианством.

А теперь давайте посмотрим на то, каких религий придерживаются участники встречи «большой восьмерки» 2006 года, согласно их собственному признанию:

— президент России Владимир Путин ― православный христианин;

— президент США Джордж Буш ― методист;

— премьер-министр Великобритании Тони Блэр ― англиканин;

— премьер-министр Канады Стивен Харпер ― пресвитерианин;

— президент Франции Жак Ширак ― католик;

— федеральный канцлер Германии Ангела Меркель ― лютеранка;

— председатель Совета министров Италии Романо Проди ― католик;

— премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми ― синтоист.

В каноническом церковном праве действует презумпция невиновности. Это значит, что если, допустим, Дзюнъитиро Коидзуми заявляет, что исповедует синтоизм, то мы ему верим и считаем синтоистом, пока не доказано обратное. И не он должен доказывать, что не является масоном, а его обвинители должны предъявить четкие и убедительные доказательства, что он на самом деле масон. Если же они не могут или не хотят их представить, то в таком случае обвинители, как минимум, грешат против девятой заповеди.

До предоставления надежных доказательств того, что «“большая восьмерка” является органом мирового масонского правительства», мне представляется крайне сомнительным справедливость этого утверждения.

Безусловно, масонство ― это ересь и вместе с тем организация, стремящаяся ко всемирному распространению своего лжеучения в ущерб христианству. Однако это далеко не единственное учение и религиозная организация, ставящая перед собою те же цели и имеющая те же особенности. В настоящее время существует несколько враждебных друг другу глобализационных сценариев, которые развиваются одновременно, и сказать, какой именно из них победит, затруднительно.

Но точно можно сказать, что миф о вездеприсутствии и всемогуществе масонов, насаждаемый в первую очередь ими самими ради придания большей значимости своей секте, явно не соответствует действительности.

Об этом замечательно сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Масонство ― этот мыльный пузырь мнимой мощи и псевдоинтеллекта ― в первую очередь надувается духом времени. В любой момент истории ― возьми на пробу содержимое этого пузыря ― и ты поймешь, что носится в воздухе»[3].

«По словам архиепископа Аверкия (Таушева): “Необходимо помнить и знать: не может истинная Церковь Христова провозглашать и утверждать какую бы то ни было ложь и вступать в содружество или сотрудничество с врагами Христовыми!”».

Странно видеть, что для подтверждения своей мысли авторы текста дают ссылку не на Писание, решения Соборов или слова прославленных Церковью святых отцов, а единственно на высказывание одного из наших старших современников, к тому же состоявшего в церковной организации сомнительного канонического статуса. Это не мы должны утверждать наше мнение словами архиепископа Аверкия, а слова архиепископа Аверкия, как и наши, равно нуждаются в утверждении Писанием и Преданием святой Православной Церкви.

Кроме того, непросто понять, какое отношение эта цитата имеет к вышеприведенным тезисам, в частности, к межрелигиозному саммиту. Если Его Высокопреосвященство Аверкий под «врагами Церкви» имел в виду лиц, явно и открыто ей противящихся, то его слова соответствуют и Писанию, и Преданию Церкви, но не относятся к саммиту. Если же он называет так всех вообще нехристиан, то в таком случае это мнение есть новое учение, не святоотеческое.

Мы знаем, например, что святитель Василий Великий, как написано в его житии, много лет дружил с иудеем, который обратился в христианство лишь за день до смерти святителя. А преподобный Феофан Исповедник сообщает, что священномученик Петр Маюмский имел друзей-мусульман, которых лишь во время смертельной болезни призвал, чтобы проповедовать им Христа. А святитель Павлин Ноланский поддерживал дружеские отношения с язычником Авсонием. Также святитель Игнатий Брянчанинов писал: «И язычнику окажи почтение, как образу Божию» (О прелести. Ч. II).

Юрий Максимов

Православие и современность. №4.

[1] Цитаты из свт. Николая и свт. Фотия, а также приведенные ниже факты взяты из статьи: Балытников В.В. Святые о монархии и республике, самодержавии и демократии // Община, XXI век. № 42.

[2] Текст в переводе на английский: #_ftnref3" name=_ftn3>[3] Цит. по: Задонский Г.Г. Мистерия подмены // Русский Дом. 2002. № 8.