Михаил Степанович Постников родился 30 сентября 1878 года.
По окончании в 1900 году Воронежской Духовной Семинарии он поступает учиться на медицинский факультет Томского Университета, однако, прослушав два курса, переводится в Ярославский Демидовский лицей, который закончил кандидатом права в 1904 году.
Далее Михаил Степанович продолжил образование на историко-филологическом факультете Московского Императорского Университета, который закончил со степенью магистра исторических наук. Завершил свое образование будущий Вольский викарий за границей.
Смерть жены стала большим горем для Михаила Степановича. Светская жизнь и ученая карьера представляются ему суетными и теряют всякую привлекательность. Он принимает монашеский постриг (рясофор), но до 1920 года служит чиновником Министерства, а затем Наркомата Просвещения.
С 1920 года иеромонах Михаил (Постников) служит в Казанской церкви села Усмань Воронежской епархии. В 1922 году уклоняется в раскол и назначается уполномоченым обновленческого ВЦУ по Воронежской епархии.
13 октября 1922 года обновленческими епископами была совершена архиерейская хиротония Михаила Постникова. Он назначается на Вольскую кафедру викарием Саратовской епархии.
История обновленчества в Саратовской епархии — особая, трудная и почти не исследованная тема. Заметим лишь, что помимо Михаила (Постникова), который возглавлял вольских «красных попов» с 1922 по 1925 год и временно управлял ими еще в течении трех лет вплоть до 1928 года, Вольск имел еще несколько обновленческих «архиереев».
Оказавшись в Вольске, епископ Михаил не захотел подчиниться обновленческому Саратовскому епископу Николаю и считал себя совершенно независимым от епархиального управления архиереем. В Епархиальном органе «Друг Православного народа» N 4-5 за 1922 год появилось «Предупреждение», в котором читаем следующее: «Викарному епископу Вольскому Михаилу, вышедшему из канонического подчинения правящему епископу Николаю и Саратовскому Епархиальному Управлению предложено покинуть пределы епархии и немедленно явиться в В.Ц.У. Благочинному г. Вольска правящим епископом предписано отобрать у Михаила аннулированные документы С.Е.У., а также ризницу с митрой, принадлежащие еп. Николаю. Этот "деспот-монарх", скоморошно восхитивший даже права В.Ц.У., награждавший простаков крестами и протоиерейством и пр., не имеющий даже права наградить камилавкой… должен разумным Саратовским духовенством трактоваться по меньшей мере человеком ненормальным, страдающим манией «святительского» величия. Настоящим предписывается духовенству от больного ненормального человека никаких дон-кихотских наград не принимать».
Несмотря на прещения правящего архиерея, епископ Михаил продолжал дон-кихотствовать. 25 мая 1924 года Вольская газета «Луч правды» писала о диспуте с воинствующим безбожником Н. Будниковым, который проходил в стенах самого Кафедрального собора. Судя по публикации, диспут касался щекотливой темы «непорочного зачатия» и проходил по принципу «поп - свое, черт - свое».
В том же номере «Луч правды» обрушивался на Преосвященного Михаила за его проповедь о явившихся «мощах» купца-старообрядца Георгия Федоровича Курсакова. «Гр. Постников, именуемый епископом Михаилом, чувствует, что его стадо тает "яко воск от лица огня". В целях увеличения последователей своих он отправился в уезд. Уже указывалось, что Михаил в стремлении одурманить верующих не останавливается даже перед тем, что выдает призраки за действительность… Теперь сей епископ заговорил о «мощах» купца Курсакова. "Это чудо — мировое чудо", — говорил он 21 мая. Это же он проповедывал и в уезде, высылая оттуда паломников на поклонение новоявленному "святому". Прежде всего, нужно указать на виляние г. Постникова. Как обновлен, он клеймил старую церковь, которая сеяла обман. Касался и мощей, которые оказались грудой негодного хлама. А теперь он сам проповедует эти мощи. Где же последовательность?..»
Хотя обновленческий епископ Михаил пользовался в городе определенным авторитетом, все же православный народ не очень то доверял «красному» владыке и при первой же возможности старался заполучить, хотя бы для разового богослужения, патриаршего епископа. В 1923 году в Вольске оказался Ульяновский епископ Виссарион (Зорин), впоследствии уклонившийся в григорианский раскол.
Вольский «Луч правды» не мог пройти мимо этого события. В разделе «Происшествие» появилась заметка, подписанная характерным псевдонимом «Прозревший». «…В субботу "всенощную" начал служить вызванный вольскими толстосумами, стоящими во главе коллективов верующих, тихоновец епископ Виссарион. В собор пришел и епископ Михаил, вставший на клиросе. Несколько раз епископ Михаил пытался обратиться к верующим с речью, чтобы вызвать своего собрата на дискуссию вопроса «како веруеши», но безуспешно: хор певчих заглушал голос оратора. В церкви поднялся невообразимый гвалт… Наконец, епископу Михаилу удалось начать свою речь, но епископ Виссарион, видимо, убоялся состязания, бросил службу и с своими приспешниками и небольшой кучкой народа бежал из собора. — Всех их надо в шею гнать, решили верующие, расходясь по домам. В воскресенье собор был заперт, дондеже образумятся "архипастыри", а около него кучками собирались верующие и, по их собственному выражению, гавкали на архиереев, попов и друг на друга».
Основатель обновленческого раскола в Вольске Михаил (Постников) сменил несколько обновленческих кафедр: Псковскую, Великоустюжскую, Уральскую, Рязанскую (дважды), Калининскую (дважды). В 1933 году был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.
После возвращения из заключения жил в Москве, служил юрисконсультом в обновленческом Московском епархиальном управлении. Вместе с обновленческим ВЦУ в годы войны был эвакуирован в город Ульяновск.
Одним из последних обновленческих архиереев Михаил (Постников) в октябре 1943 года обратился к Патриарху Сергию с покаянным прошением, в котором объяснял свой уход от обновленцев нравственной испорченностью обновленческого епископата. Патриарх Сергий отметил недостаточность покаянного чувства, после чего 5 ноября 1943 года Михаил (Постников) испросил прощения в расколе с подобающим смирением.
Прощенный Патриархом, он был принят в общение с Московской Патриархией в сане епископа и 12 февраля 1944 года получил предложение занять Архангельскую кафедру.
Отказавшись от этого предложения, он в июле 1944 года был назначен епископом Пензенским и Саранским, а с 27 января 1947 года — епископом Ивановским и Шуйским.
На этой кафедре епископ Михаил пробыл менее полугода. В июне 1947 года он был вновь арестован и осужден на 5 лет лишения свободы за «клевету на отношение советской власти к Церкви». 19 июля 1947 года Преосвященный Михаил был официально почислен на покой. Из этого, последнего, заключения епископ Михаил уже не вернулся. Датой его смерти считается предположительно 1952 год.
При подготовке материала были использованы:
- Священник Михаил Воробьев. Вольское викариатство в 19-м и 20-м столетиях. Электронный документ.