Разговор дома:
— Папа, представляешь, у мамы, когда она была маленькой, по телевизору показывали только два канала!
— И у меня было столько же.
— И как же вы выросли?
Удивление моего пятилетнего сына объяснимо — он не представляет своей жизни без телевизора и щелкать пультом по семидесяти каналам научился даже раньше, чем говорить. Хорошо это или плохо? Скорее плохо, чем хорошо, потому что детям больше нравится смотреть телевизор, чем читать книги или просто играть. Родители, конечно, могут ругать телевидение за «всякие гадости», которые по нему показывают, но поскольку сами отказаться от «ящика» не могут, то, ясное дело, дети будут его смотреть. А родителям остается только отфильтровывать показываемое, вспоминая, как хорошо было «раньше», какие добрые фильмы и передачи показывали нам в нашем детстве.
Говоря о том, что телевидение для детей должно быть добрым, мы тем самым делегируем ему часть воспитательных функций. Действительно, советское кино и телевидение, воспитавшее несколько поколений сегодняшних родителей, было именно таким — правильным, дидактичным, назидательным, но очень добрым. Особенно в сравнении со многими современными детскими кино- и мультипликационными проектами, которые детям лучше не смотреть.
Однако и сегодня еще находятся люди, которые продолжают снимать добрые фильмы для детей. В их числе — режиссер Инга Монаенкова. О том, что это значит — снимать кино для детей и должно ли телевидение воспитывать, мы поговорили с Ингой во время ее приезда в Саратов.
Остров счастья
Ингу помнят и любят в нашем городе — актриса легендарного саратовского театра АТХ, после его закрытия она уехала в Москву, где стала режиссером детского семейно-образовательного канала «Радость моя». Сегодня Инга — автор цикла передач «Закон Божий», «Моя Третьяковка», «Этюды», мультипликационного проекта «Повесть временных лет» и цикла фильмов для детей «Остров открытий». Несколько фильмов этого цикла режиссер привезла к нам в Саратов и демонстрировала на встречах с преподавателями воскресных школ храмов Саратова, Покровска (Энгельса) и Вольска. Встречи состоялись в рамках акции «Доброе кино — детям», организованной социальной службой храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при поддержке информационно-издательского отдела и отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии.
— Это то, что необходимо сегодня нашим детям! — таков был вердикт саратовских зрителей, для которых фильм стал настоящим открытием.
Инга рассказывает, что предысторией создания «Острова открытий» стала работа над проектом «Закон Божий» — рассказ о церковной истории, о жизни святых сопровождался иллюстративным рядом: иконами, шедеврами классической живописи. Проект длился два года, и когда был завершен, у тех, кто работал над ним, возникло желание продолжать работать вместе, делать телевидение для детей. Возникла идея: детские игровые фильмы, герои которых — вполне реальные дети. Хотелось правды жизни, хотелось, чтобы в кадре было больше действия, чтобы оно разворачивалось не в студии, а на природе. Тут кто-то вспомнил, что в тридцати минутах езды от Москвы есть замечательный поселок Остров, где живут не дачники, а обычные деревенские жители.
— Место это очень красивое, древнее, упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году,— рассказывает Инга.— Там бывали Иван Грозный, Борис Годунов. Вдали видна Москва, а на холме над рекой возвышается необыкновенной красоты огромный старинный храм в честь Преображения Господня из тесаного камня с шатровым куполом. Он чудом сохранился.
Настоятель храма — протоиерей Леонид Грилихес — знаток древнееврейского, арамейского и сирийского языков, член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, преподаватель Московской Духовной Академии, заведующий кафедрой библеистики МДА. Он также преподает в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и в МГУ. Отец Леонид приехал в Остров в 90-е годы и с тех пор восстанавливает храм.
Отец Леонид и матушка Мария очень доброжелательно отнеслись к участникам съемочного процесса — съемки проходили в их гостеприимном доме, что доставляло немало хлопот семейству, но они стойко переносили все неудобства, а сыновья — Серафим и Ваня — стали главными героями фильма.
В основе цикла «Остров открытий» — а серии рассчитаны на 10–15 минут —обычные истории. Главные герои — дети, живущие в поселке Остров,— общаются с друзьями, а заодно ищут ответы на самые разные вопросы. Что такое совесть? Как пережить обман и предательство? Насколько важна дружба и чем можно поступиться ради нее? За советом и помощью они обращаются к священнику — его роль взял на себя клирик храма во имя святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее иерей Димитрий Ершов, по образованию — художник, выпускник ВГИКа. Батюшка объясняет детям жизненные ситуации, не сводя их к бытовым, приводит примеры из Ветхого Завета. Вечная книга дает ответы на все вопросы, которые волнуют героев фильма и зрителей. Трудные ситуации, в которых оказываются главные герои, находят свое разрешение. В конце фильма библейская история оживает в мультфильме — группа талантливых аниматоров телеканала «Радость моя» создала настоящий шедевр, который с удовольствием смотрят и дети, и взрослые. Над фильмом «Остров открытий» работали еще двое саратовцев — Ольга Клюкина писала сценарии, а режиссер театра АТХ Иван Верховых озвучивал мультипликационную часть фильма, ему же принадлежит и голос за кадром.
Инга рассказывает, что со съемками «Острова открытий» были связаны большие трудности — дети часто забывали роли, поэтому приходилось делать по несколько дублей.
— Нам говорили: возьмите «профессиональных», подготовленных детей, они будут хорошо себя вести, будут учить текст. Но я понимала, что этого нельзя делать ни в коем случае! Конечно, то, что получилось, далеко от идеала, но для меня документальность проживания была очень ценной. Большое счастье работать с детьми! И хотя это время было непростым, у нас сложилась такая творческая компания, что съемки стали бесконечным праздником!
Искусство мозаики
— Снимать кино похоже на мое самое любимое искусство — искусство мозаики. Это невероятно трудная работа. Кино рождается где-то на стыке обязательного придумывания и реальности, которая собирается навстречу. Или не собирается. Реальность никогда не бывает случайной,— говорит Инга.
— Кино для детей — это какой-то особый язык или надо снимать как для взрослых?
— Знаете, между детьми и взрослыми нет такой громадной разницы, если подойти к этому вопросу с любовью. Нужно снимать не на определенный возраст, а на определенное состояние человека. Дети делают нам настоящий подарок, когда снимаются в кино. Потому что это совсем не просто для них, на самом деле. Они ведь не понимают, что такое «играть роль». Они просто моментально берут на себя предлагаемые обстоятельства и уже с этим живут. А мы их останавливаем, заставляем все время чего-то ждать, повторять эпизоды. Их цельность проживания нарушается. Поэтому так необходима хорошая атмосфера во время съемочной работы. Когда мы снимали «Остров открытий», я всегда ликовала, когда видела, как наши дети в перерывах здорово играют между собой, свободны в своей жизни, интересно общаются со взрослыми. Все вот это и создает будущий фильм. Жизнь не должна застывать по каким-то командам. Я никогда не приму детское профессиональное творчество, это, на мой взгляд, нечто за гранью добра и зла.
— А может ли телевидение воспитывать, формировать сознание современных детей? Или оно призвано больше развлекать, нежели поучать?
— Телевидение не может не воспитывать. К сожалению, все, на что мы бросаем свой взгляд, способно формировать сознание. И все, что мы видим, нас воспитывает, особенно, если человек — маленький и воспринимает все близко к сердцу. Поэтому я не спокойна и, к сожалению, полна откровенного негодования, когда вижу сомнительную смелость многих визуальных образов. Представляю, если бы в детстве шла по улице и увидела на рекламном щите то, что можно сейчас там увидеть. Или когда люди с удовольствием нещадно избивают друг друга! Мне кажется, можно повредиться в уме. Наши дети намного мужественнее нас, при том, что они не менее чисты, чем мы были в детстве.
Между нашей жизнью в детстве и жизнью современных детей — огромная разница. Сейчас просто жизненно необходимо сидеть с ребенком и конкретно объяснять ему на всех доступных ему языках, что вот это вот есть Зло, а вот это — Добро; и почему это именно так, тоже надо объяснять обязательно. Я не знаю, как это возможно делать, если ты — неверующий человек. Современные люди так сейчас это чувствуют. Даже на подсознательном уровне, если не хватает образования. Это видно в праздничные дни в Церкви — очень, очень много людей приходит, многие не понимают — зачем, но вот какое-то чувство объединения во Истине, оно ведь где-то в организме у нас, этот центр совести и веры Своему Создателю. И еще современный взрослый человек должен понимать, насколько он виноват перед детьми. Это уже историческое, нажитое чувство. Столько беспросветно несчастных детей… Недавно мы были во вполне состоятельном детском доме. Нас встретили абсолютно несчастные маленькие люди, как будто их жизни уже закончились, но они вынуждены притворяться из чувства приличия. У большинства из них родители не только живы — они проживают в этом же районе.
А насчет «развлекать» или «поучать»… Ведь развлекаться способен только взрослый человек. Ребенка можно только отвлекать — от упрямых тяжелых замыслов, например… У детей настолько интересно все вокруг — им не до развлечений!
— Можно ли говорить сегодня об особой роли православного телевидения в воспитании детей?
— Вопрос о «православном» и «неправославном» телевидении очень серьезен. Я не раз пыталась это сформулировать — что такое православное телевидение — но у меня это не очень получается. Я видела много хороших фильмов, в которых не демонстрировалось исповедование веры. Никто не крестился в кадре, не говорил прямо о Боге. Но это очень хорошие фильмы, которые несут настоящие христианские ценности и дают человеку гораздо больше, чем некоторые так называемые «православные» фильмы, где в кадре постоянно кресты и купола храмов.
В названии телеканала «Радость моя» нет слова «православный» — только «семейно-образовательный». Он создавался именно с такой целью — это программы, рассчитанные на семейный просмотр, способные заинтересовать зрителя, причем не только воцерковленного. Поэтому мы снимали фильмы не только для детей, но и для их родителей, и совершенно не ставили перед собой никакой дидактической задачи. Может, это и плохо. Но если бы поставили такую задачу — поучать, назидать — это было бы неправильно. Нам хотелось другого — жить, играть, сочинять. Но в этом, несомненно, присутствует дух Православия — такой творческий дух. Такая «живая жизнь».
— Тебе хотелось бы, чтобы твой сын пришел в Церковь?
— Мне бы хотелось, чтобы мой сын стал верующим человеком. Дело не только в хождении в храм. Я помню себя в детстве. Если бы я тогда была знакома со Христом, моя жизнь сложилась бы по-другому. Поэтому я считаю, что это очень важно — осознанно выращивать ребенка верующим. Но для этого родители должны быть очень внимательными к детям. Не так страшен телевизор, как личный пример родителей. Главное — избежать лицемерия, которое часто встречается у церковных людей. Важно сохранить живое чувство веры. Это такое осознанное чувство, которое во многом идет из семьи. Но даже если в семье этого нет, а ребенок увидит это на экране, если ему понравятся герои, он разделит атмосферу фильма, это поможет ему разрешить внутренние вопросы или хотя бы поставить их. Поможет понять, прочувствовать, что такое совесть, не побояться сформулировать это внутри себя. Для этого мы, наверное, и работаем.