Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Ангелы и мы
Просмотров: 306     Комментариев: 0

21 ноября Церковь совершает празднование Архангелу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным: самое время поговорить о том, кто такой ангел, и заодно глубже понять, кто такой у Бога человек.

Создание и природа

Ангелы тварны, то есть сотворены Богом из ничего — как и наш материальный мир; нетварен только Сам Творец, творящий ангелов Своих духами, и служителей Своих — пламенем огненным (Пс. 103, 4).

Ангельский мир был сотворен прежде нашего мира. Блаженный Августин, епископ Гиппонский, видел подтверждение этому в первом стихе Книги Бытия: В начале сотворил Бог небо (т. е. мир невещественный, горний) и землю (мир вещественный, дольний, тот, в котором существуем мы). А у святителя Григория Богослова есть мысль о том, что вещественный мир был сотворен вослед миру ангельскому: «Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то Он измышляет другой мир — вещест­венный и видимый…».

Ангелы сотворены духами, они бестелесны — в отличие от нас; но их духовность не абсолютна, ибо чистый Дух — только один Бог. Ангелы бессмертны, но не по природе, как Бог, а по Его благодати: Он делает их такими, но может и лишить их бессмертия.

Исполняя волю Бога, ангелы свободно проникают из Царства Божиего, из вечности, в наш материальный мир и обратно, но они не вездесущи и не могут находиться одновременно в нескольких местах.

Каждый ангел одарен разумом и свободной волей — как и человек. И тут мы подходим к очень интересному моменту. Преподобный Иоанн Дамаскин, в книге которого «Точное изложение православной веры» можно прочитать об ангелах всё, что изложено выше, пишет, что они «неудобопреклонны ко злу, хотя и не непоколебимы; но теперь даже и непоколебимы, не по природе, а по благодати и привязанности к одному только благу».

Что это означает? Есть неспособность человека к каким-либо действиям по его, человека, природе: например, мы не можем летать, как птицы, или дышать в воде, как рыбы. И есть неспособность того же человека к определенным действиям по причине нравственного выбора: к примеру, вот этот человек неспособен солгать, предать. Увы, в человеческом роде такая неспособность относительна, и сам человек, внутренне отвергающий ложь и предательство, не может ручаться за себя. С ангелами несколько иначе: лишенные плоти, они лишены связанных с нею немощи, шаткости, переменчивости. Выбор духа — это выбор раз и навсегда. Ангелы, созерцающие Бога и знающие Его благость, непоколебимы не потому, что по природе своей не могут Ему изменить, а по причине своего уже сделанного выбора. Однако были средь воинства ангельского и те, кто — так же, раз и навсегда — сделал выбор другой, гибельный.

Падение Денницы

Предание Церкви сохранило для нас историю падения прекраснейшего из ангелов, Люцифера — светоносца, или, по­славянски, Денницы — Утренней Зари. Эта история нигде в Священном Писании не излагается, но отсылки к ней мы находим и в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр. 12, 7–9), и в пророческих книгах, и, по версии некоторых святых толкователей, в Евангелии: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10, 8). За Люцифером, решившим встать выше Бога, пошла треть ангельского воинства, но сохранившее верность Творцу большинство во главе с Архистратигом (военачальником) ангелов, Архангелом Михаилом, сбросило этих несчастных с Небес. Так на земле появились падшие ангелы — бесы во главе с сатаной…

Падшие ангелы, земная власть их вождя, духовная битва меж ним и Сыном Божиим — отдельная тема; сейчас обратим внимание лишь на то, что после измены части ангелов Господь вновь дарует сотворенному им существу — на сей раз человеку — разум и свободную волю. Дарует, потому что Ему не нужны роботы, марионетки. Ему нужна любовь, которая бывает только свободной. Служение каждого из ангелов и служение Богу человека — каждый раз свободный выбор. И это роднит нас со светлыми духами.

Слуги Пресвятой Троицы

Ангелы — это служебные духи: они существуют для того, чтобы творить волю Господа. Ангелы не имеют ничего общего с волшебниками; они не могут по своему изволению «побеждать чин естества» и творить что-либо из ничего, как творит Бог; в этом они также подобны нам, людям. Святитель Димитрий Ростовский в своих «Четьях Минеях» утверждает, что празднование Ангельскому Собору было установлено по преодолении своего рода ереси — воздавания ангелам почестей, сходных с теми, которые язычники воздают божествам своего пантеона; по сути, это было христианизированное язычество. Об опасности ложного поклонения ангелам предупреждает и апостол Павел в Послании Колоссянам: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов (Кол. 2, 18). Как поясняет в своем толковании профессор Александр Лопухин, речь здесь идет о ложном смирении, предполагающем: человек настолько нечист, что не вправе обращаться к Богу непосредственно и может делать это только через ангелов. Ранняя Церковь преодолела эти течения и стала почитать ангелов именно как совершенно послушных исполнителей воли Творца, в чем они, безусловно, пример нам, людям.

Облик и образ

Ангелы не равны меж собой, и это ответ тем, кто во все времена боролся за бесовскую уравниловку, называя ее справедливостью. По учению святого Дионисия Ареопагита, существует богоустановленная ангельская иерархия в девяти чинах: херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.

Иконография ангельского мира — если иметь в виду именно подлинную иконографию, а не слащавый новодел с «ангелочками» — невероятно глубока и красива. Но как они возможны, эти изображения крылатых юношей или мужей, если ангелы бесплотны и незримы для нас? Может быть, эти изображения нужно воспринимать как условные, символические? Но нет — отнюдь не условными были явления ангелов святым, а таких примеров немало. По воле Божией ангел принимает образ, доступный для человеческих чувств. И, если вдуматься, это не только про ангелов.

Миссия ангелов

Каким же образом служат ангелы Господу? Об их служении многократно сообщает Ветхий Завет. Само слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник»: ангелы возвещают людям волю Творца. Именно ангел останавливает руку Авраама, готового принести в жертву сына Исаака (см.: Быт. 22, 11), Архангел Михаил является Иисусу Навину под неприступными стенами Иерихона и предвещает победу (см.: Нав. 5, 13–15). В Книге Судей ангел является Гедеону и посылает его спасать Израиль от поработителей (см.: Суд. 6, 12–23). Ангел избавляет трех отроков от сожжения в печи огненной (см.: Дан. 3). Примеров — в том числе и сложных, таинственных, когда неясно, ангел ли то был или Сам Бог — можно привести еще много.

И в первых же главах Нового Завета мы вновь встречаем и Архангела Гавриила, и ангелов, имена которых нам неизвестны; люди слышат их голоса, и благодаря небесным вестникам земная история движется вперед.

И в самый страшный для Сына Человеческого час на помощь Ему тоже приходит ангел, исполняющий повеление Отца (см.: Лк. 22, 43).

Но у ангелов есть еще она миссия — воспевать и славить Творца. По сути, это означает пребывать в том состоянии, в котором и должно пребывать созданное Богом существо. И мы, люди, подхватываем за ангелами их песни: «Свят, свят, свят Господь Саваоф…», потому что тоже рождены для того, чтобы пребывать в Боге, радоваться Ему и славить Его.

Наше духовное родство с ангелами очевидно: ведь мы дети одного Отца, одного Создателя, и причина создания — как ангельского мира, так и нашего — тоже едина: Божия любовь, благость, стремящаяся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее» — так пишет святой Григорий Богослов. У нас со светлыми духами общая история, общее служение — «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат…» — и общее торжество: «Да веселятся небесная, да радуются земная, яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть…».

Газета «Православная вера», № 21 (713), ноябрь 2022 г.