Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

«Я всем за всё благодарен…»
Просмотров: 905     Комментариев: 0

27 сентября 2023 года исполняется 40 лет служения в сане пресвитера благочинного Балаковского округа, настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора города Балаково архимандрита Амвросия (Волкова). Мы побеседовали с батюшкой о его годах служения в священном сане, духовных наставниках, интересных моментах жизни и служении Богу.

Начало нашего диалога получилось немного необычным: мой собеседник стал наизусть читать строки из поэмы Евгения Евтушенко «Братская ГЭС» (1965 г.):

За тридцать мне. Мне
страшно по ночам.
Я простыню коленями
горбачу,
лицо топлю в подушке,
стыдно плачу,
что жизнь растратил
я по мелочам,
а утром снова так же
ее трачу.

 Расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш путь служения в священном сане.

— Еще школьником я познакомился с протоиереем Иосифом Сухомлиновым, который стал священником еще до революции, в 1914 году. На момент нашего знакомства ему шел девятый десяток. Я стал ездить к нему в храм, помогать на службе, алтарничать, он мне книги давал читать. Поражали его знания и память. Он наизусть знал огромное количество стихов, помнил много людей, практически всех, с кем он служил, за всю свою жизнь. Много пришлось ему в жизни претерпеть, хотя он мало об этом говорил.

Служил отец Иосиф в Троицком храме недалеко от станицы Гундоровская Ростовской области.

Второй священник, с которым я познакомился, и при нем меня рукоположили, — это протоиерей Нил Рясенский, настоятель Покровского храма в Джамбуле. Их уже нет в живых, помню, что отец Нил умер в 1987 году. Всегда помнятся даты, если вспоминаешь людей. А если забываешь человека, то и даты забываются.

В 1980 году 2 ноября епископ Алма-­Атинский и Казахстанский Серафим (Гачковский) (умер 14 апреля 1982 года. — Ред.) рукоположил меня в диаконы. Произошло это в Алма­Ате, но служил я в городе Джамбуле с отцом Нилом. Познакомились мы с ним еще в России, и он меня позвал служить в свой храм в Казахстане. Три года я служил диаконом рядом с отцом Нилом, потому что он плохо видел, стал слепнуть к концу жизни, и ему без диакона было тяжело служить. Отец Нил был митрофорным протоиереем. Удивительный человек! Насколько я знаю, Алма-Атинская епархия сейчас собирает материалы о его канонизации.

Родной брат отца Нила священник Владимир Рясенский прославлен в лике святых как священномученик, память его совершается 5 декабря. Тесть его, архиепископ Иаков (Маскаев), причислен к лику святых, он был в свое время балашовским архиереем (епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии, 6 февраля 1929 – 4 апреля 1933 года. — Ред.).

Штат священников Покровского храма в Джамбуле был большой, и я им всем благодарен, с некоторыми мы потом поддерживали отношения долгое время. Например, протоиерей Борис Киняк. В последние годы он жил в Воронеже, я к нему туда ездил, и он приезжал в Балаково, мы вместе служили.

— Как проходило Ваше дальнейшее служение?

— На Крестовоздвижение, 27 сентября 1983 года, архиепископ Алма­Атинский и Казахстанский Ириней (Середний) рукоположил меня во священника. Тогда он был правящим архиереем, а Казахстан был единой епархией. Сейчас он митрополит Днепропетровский и Павлоградский. После хиротонии архиерей направил меня в Целиноград, это нынешняя столица Астана, тогда был просто областной город.

Меня как-то сразу поставили говорить проповеди. Буквально вытолкнули из алтаря со словами: «Иди и говори». Помню, что пошел и первый раз даже за заборчик держался от волнения, было немного страшно.

Целиноград был городом особенным, потому что там при приходе был женский монастырь. Через полгода после хиротонии меня поставили настоятелем в собор во имя святых равно­апостольных Константина и Елены (были в соборе еще приделы во имя святого князя Владимира и во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла). Собор уже был построен, но монастырь и корпуса отстроены еще не были, также строили храм во имя святого благоверного Александра Невского. Штат был большой на приходе — семь священников. Прослужил я там настоятелем с 1983 по 1995 год, был благочинным. Вместе с послушницами в монастыре было около сорока насельниц. Несколько монахинь стали игумениями: ныне почившая игумения София (Любых) была долгие годы настоятельницей женского Покровского монастыря г. Верхотурье, ныне здравствующая игумения Елисавета (Постельняк) — настоятельница Свято-Николаевского женского монастыря г. Туринска (Екатеринбургская митрополия).

Монастырь был духовно крепким за счет моих предшественников. До меня в монастыре много потрудился архимандрит Кирилл (Бородин), так что я пришел на все готовое: и храм, и монастырь были очень красивые. В этом храме легко было служить в том плане, что всегда было кому читать и петь. Но много и строительных забот было по храмам и монастырским корпусам.

В монастыре были монахини, которых постригал в свое время ныне прославленный в лике святых преподобный Севастиан Карагандинский, он умер в 1966 году, но в 1980‑е годы были живы люди, которые пользовались его наставлениями и советами. В нашем монастыре были монахини, постриженные еще в 30‑е и 40‑е годы. Они вносили особый благостный дух в монастырскую жизнь, благоговейное отношение к богослужениям, строгость к службам. В то время за Уралом не было зарегистрировано ни одного монастыря: ни в Сибири, ни на Дальнем Востоке. Около 20 монастырей всего было по России. У людей всегда есть тоска по монастырям, и поэтому к нам приезжало много паломников. Например, по воскресеньям в храме было 500–600 человек, притом что в монастырском храме шли еще и свои службы. Помню, что однажды мы крестили 147 человек за один раз!

Воскресная школа у нас была довольно сильной, больше 100 человек учащихся. Дети в Литургии участвовали, алтарничали, пели. У нас была такая традиция, когда дети пели всю службу. Мы называли ее «детская Литургия». Для всех прихожан было очень трогательно молиться на такой службе под детское пение.

Из выпускников школы, алтарников, двое стали архиереями: владыка Зосима (Остапенко), ныне архиепископ Соликамский и Чусовской, и владыка Филарет (Кучеров), митрополит Львовский и Галицкий. Регент хора братии Киево-Печерской лавры архимандрит Геронтий (Борисевич) тоже был у меня алтарником. Многие выпускники школы стали монахами, около двадцати – священниками.

В 1989 году я окончил Московскую духовную семинарию. Помню всех преподавателей.

— У Вас есть и музыкальное образование…

— После средней школы я учился в музыкальном училище в городе Тбилиси, окончил его в 1977 году. Играл на кларнете.

— А как Вы оказались в Саратовской области?

— Через 12 лет служения в Казахстане, в конце 1995 года, я уехал на родину — в город Донецк Ростовской области. Здесь я продолжил служить, открывал приход в честь Державной иконы Божией Матери. Нам отдали помещение, мы его переоборудовали под храм. После меня там священник построил большой храм. На Дону мне нравилось служить.

В конце апреля 2004 года я приехал в Саратов. В течение восьми месяцев был ключарем Покровского храма. Тогда строилась колокольня, и в храме я всегда был с семи утра и до позднего вечера. Я благодарен за эти годы, с саратовским духовенством познакомился, многие в Саратове до сих пор служат, и мы общаемся. В январе 2005 года, 18 лет назад, владыка Лонгин (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский. — Ред.) перевел меня в Балаково.

Приехав на новое место службы, больше всего был поражен величием Свято-Троицкого храма, настолько необычная у него архитектура! Тогда в Балаково было всего четыре священника и только три прихода: Казанский храм, Рождества Христова и Троицкий. Позже открылся монастырь.

— Очень интересно узнать о восстановлении Троиц­кого собора.

— Храм, конечно, сильно пострадал, был изуродован в годы лихолетья: снесены шатры — и с колокольни, и с самого храма, разрушена алтарная часть, внутри настроили перегородок, Троицкий придел собора был поделен на два этажа…

Храм начали передавать Церкви уже к тысячелетию Крещения Руси. Каждое поколение священников внесло свою лепту в его нынешнее состояние. Это зависело от времени и власти. Были времена, когда у священника была возможность что-то сделать, но ему власти не разрешали, особенно в советский период. При протоиерее Анатолии Шумове и протоиерее Константине Фролове много было сделано: и шатер, и алтарная часть была пристроена. Руководство города тоже помогало по мере сил. Я всем всегда за всё благодарен, за любую помощь, которую оказывают.

Благодаря компании «ФосАгро» было сделано очень много работ по строительству и преображению Свято-Троицкого собора. Самые масштабные работы были проведены при поддержке компании и личной заботе о нашем храме вице-президента Российского союза химиков Андрея Григорьевича Гурьева.

Первым делом были сделаны полы, потом очередь дошла до стен, которые еще были окрашены синей краской. Когда мы начали снимать эту краску со стен-панелей, то увидели под ней номера рядов — восьмой, девятый, десятый и т. д. Они остались там еще со времен размещения в здании храма кинотеатра. С хоров на улицу выходил балкон… Потом сделали крышу, иконостас, провели внутренние ремонтные работы. Началась реставрация мозаичных икон, которые были в аварийном состоянии. Восстанавливая эту хрупкую красоту, мы к ним относимся в том числе и как к «спасителям» нашего собора — благодаря этим мозаикам, представляющим еще в годы советской власти художественную ценность, храм не взорвали вместе с другими. Известно, что архитектор Федор Шехтель перед смертью говорил, что считает Троицкий храм г. Балаково своим лучшим творением!

— Расскажите о Вашем интересе к единоверию.

— Мне всегда нравилась история, а к старообрядчеству у меня, в первую очередь, литургический интерес, богослужебный. В прошлом году побывал в Михайловской слободе, служил там. Великолепный храм, мозаики… В нем действует единоверческий приход, но служба проводится по старому обряду — интересный богослужебный порядок и непривычное пение. Когда читает чтец по старому обряду, то он не потеряет ни одну букву: «часы» произносят обязательно как «чАсы», у них не бывает «БАгАродица», а будет «БОгОродица», в этом плане у них очень строго. Любая гласная и согласная будет выделена настолько четко, что церковнославянский язык не будет «размазан».

В августе каждый год езжу служить по древнерусскому богослужебному чину в Крестовоздвиженский единоверческий храм города Кузнецка, служба приурочена к празднику рождества святителя Николая Чудотворца.

На начало XX века было около 600 единоверческих приходов, а на сегодняшний день едва ли наберется 40 по всей России. Мы знаем и причисленных к лику святых, например, епископ Уфимский и Стерлитамакский Симон (Шлеёв), автор ряда трудов по единоверию, который принял мученическую кончину. У меня дома есть икона священномученика Симона, память его совершается 18 августа, перед Преображением Господним.

— Известна Ваша особая любовь к животным…

— Всю жизнь я люблю лошадей, приятно просто полюбоваться на них. В молодости я их даже держал, одна-две всегда были.

Сейчас дома два кота живут, они меня всегда ждут: один у двери стоит, другой на спину падает и лежит. У меня дома много книг, и кошки с пониманием к этому относятся, никогда их не грызли и не царапали. Старший кот в библиотеке и живет.

— Вы любите путешествовать? Что для Вас отдых?

— Мне нравится куда-нибудь ездить. Был на Афоне, в Иерусалиме, понравилась очень Болгария, монастыри в Греции. Но мне больше нравится Россия, особенно северные монастыри. Например, Кирилло-Белоезерский монастырь в Вологодской области. Глядя на все северные монастыри, поражаешься тому духу, который был у наших предков. Когда только вышел из автобуса и уже замерз, а люди пришли на Крайний Север и смогли здесь построить такие крепости, монастыри и великолепные соборы.

В прошлом году был в Казани, очень понравились храмы, монастыри, новый собор и сам город. Хотелось бы еще там побывать.

***

Во время нашего общения я не могла не удивляться тому, насколько безграничны способности человеческой памяти. Отец Амвросий помнит много дат, памятных событий и фамилий. Может иногда заглянуть в Интернет и посмотреть, в какие годы служил тот или иной священник или архиерей, уточнить кафедру или место служения знакомых ему священнослужителей. Помнит даты смерти не только своих родителей и близких, но и многих священников и архиереев. Так поразившее меня в начале нашей встречи цитирование поэмы Евтушенко оказалось не единственным удивлением: отец Амвросий легко читает строки из Евангелия на нескольких языках.

После разговора с моим собеседником я думала еще вот о чем: отец Иосиф Сухомлинов начал служить в 1914 году, а ведь это почти 110 лет назад, и этого священника лично знал отец Амвросий. Вот она, живая история.

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 8 (8), сентябрь 2023 г.