Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

«Всему своё время…»
Просмотров: 918     Комментариев: 0

Мудрое слово, сказанное вовремя, может заставить задуматься и измениться, поддержать и воодушевить. Наверняка каждый из нас говорил кому-то или слышал в свой адрес утешительные слова: всё вернется на круги своя; время разбрасывать камни и время их собирать; всё это суета сует и томление духа; всё проходит, пройдет и это; всему своё время… Большинство, скорее всего, отнесет эти слова к народной мудрости, может быть, к русским пословицам или даже произведениям классической литературы. Там они тоже встречаются, но их первоисточник — это одна из учительных книг Ветхого Завета — «Книга Екклесиаста, или Проповедника».

По мнению большинства исследователей Ветхого Завета, «Книга Екклесиаста» была написана примерно в конце III века до Рождества Христова. Это было сложное время после восточного похода Александра Македонского (334–325 до Р. Х.), который положил начало новому мировому политическому порядку и новой эллинистической эпохе, родившейся в столкновении, а затем и диалоге античной и восточной культур. В том числе в конфликт вошли чуждые друг другу греческая и ветхозаветная традиции. Смена эпох — это было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1, 10). Возможно, поводом к написанию этих удивительных строк стал рушившийся привычный уклад, «девальвация смысла и духовное «выгорание»», личные и имущественные потери, связанные с ними переживания, или это было желание обобщить опыт предков и собственный, поделиться им с потомками, предостеречь их от ошибок — оставить своего рода духовное завещание.

Авторство текста — вопрос спорный. Само слово «екклесиаст» означает «собрание, сообщество людей» (евр.) Поэтому исследователями высказывалась мысль, что автором может быть даже «философский кружок». Некоторые западные библеисты пишут о Екклесиасте как о мудреце или учителе «в школе премудрости», но достоверных сведений о нем нет.

Первый стих «Книги» говорит, что это «Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме», т. е. святого пророка и царя Соломона. В пользу его авторства говорит и характер текста, схожий с другими произведениями царя Соломона, например, «Книгой премудрости Соломона». Кроме того, из текста очевидно, что автор глубоко эрудирован и имеет не только житейский опыт, но и знания, необходимые для управления государством. Поэтому в церковной традиции именно он считается автором «Книги Екклесиаста, или Проповедника».

Самое часто повторяющееся слово — «суета» (евр. «дыхание», «дуновение», «порыв ветра»). Оно встречается в тексте 38 раз, во всех главах, кроме 10‑й, посвященной рассуждениям о мудрости. Комментаторы «Екклесиаста» подчеркивают, что его следует понимать как относящееся «к чему-то кажущемуся, недолговечному, преходящему, непонятному и даже противоречивому»: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,— все суета! (Еккл. 1, 2).

«Екклесиаст» — одна из самых небольших книг Ветхого Завета. Текст состоит всего из 12 глав, разделенных на разное количество стихов — от 12 до 29. Исследователи выделяют 6 тем, которые рассматривает автор: Бог-Творец и отношение к Нему людей, труды и заботы, богатство и бедность, счастье и наслаждение, мудрость и невежество, власть и суетность всего.

Пожалуй, среди всех слов Екклесиаста рассуждение на тему всему своё время (Еккл. 3, 1) является наиболее известным и часто цитируется:

Всему своё время, и время всякой вещи под небом:

время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;

время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

время разбрасывать камни, и время собирать

камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;

время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру (Еккл. 3, 1–8).

Авторы статьи о «Екклесиасте» в «Православной энциклопедии» А. К. Лявданский и Е. В. Барский полагают, что речь здесь идет «не о временном аспекте деятельности человека, но скорее о том, что всё в мире подчинено воле Божией; именно с ней человек должен согласовывать всё, что он делает, в каждый момент своей жизни». При этом нужно помнить, что всё, что делает Бог, пребывает вовек (Еккл. 3, 14). А поскольку человек не может постигнуть дел, которые Бог делает (Еккл. 3, 11), то наиболее разумно для человека делать доброе в жизни своей и помнить, что …праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там (Еккл. 3, 17).

Интересно отметить, что мнения современных исследователей о тексте «Екклесиаста» расходятся. Так, часть из них относится к нему негативно, характеризуя его всего лишь как темный фон для Евангелия; другие же считают, что этот древний текст содержит ответы на вопросы и сомнения людей XXI века. По тексту мы видим, как автор «Екклесиаста» идет путем от суеты и отчаяния к вере и надежде и приходит к единственно возможному выводу: сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо (Еккл. 12, 13–14). Пожалуй, правы те, кто уверен, что «Екклесиаст» — поиск ответа на извечный вопрос: зачем я живу и как обрести подлинное счастье, ответ на который содержится в Нагорной проповеди.

Порой мы сами того не знаем, но мудрость «Екклесиаста» помогает нам в повседневной жизни, ведь многие суждения из нее нашли свое отражение в народных пословицах. Вот лишь несколько примеров: «Лучше умная хула, чем дурацкая похвала» (Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых (Еккл. 7, 5)), «Денег вволю, да еще б поболе» (Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того (Еккл. 5, 9)), «Не рой яму другому, а то сам в нее упадешь» (Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей (Еккл. 10, 8)), «Всё в мире творится не нашим умом, а Божиим судом» (Тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем (Еккл. 8, 17)) и другие.

Часто можно встретить суждение, что «Книгу Екклесиаста» от других ветхозаветных книг отличает пессимистическая тональность, скепсис и ирония, что порой отталкивает от него читателей. Но такое впечатление возникает лишь при первом знакомстве, но стоит вчитаться в его текст, и он становится вдохновляющим и полным надежды. Всему своё время, и может быть, сейчас время открыть «Екклесиаст»…

Газета «Балаковские епархиальные ведомости»