«Глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви», – это слова послания апостола Павла к Ефессянам. И образ жизни для певчих Архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска (Энгельса). Каждый день они своим талантом и трудолюбием прославляют Бога. А сегодня некоторые из них рассказывают нам о своем служении.
Стелла (Сусанна) Эдуардовна Хромых:
— Смысл жизни я искала с подросткового возраста, много читала, неглубоко интересовалась разными учениями. Я родом из Псковской области, но даже там мир Православия для меня существовал параллельно с жизнью. В храм попала только к 40 годам. Тогда на меня повлияла статья Евгения Поселянина «Тоска по идеалу» из газеты «Православная вера». И в пору неофитства в жизни произошло много чудес. На клирос сначала пришел мой муж, потом меня позвала коллега – Марина Маловецкая (Царствие ей Небесное).
Я благодарна Богу, что он призвал меня на это служение. Церковная служба помогает себя дисциплинировать, пение в храме выработало потребность быть там. Если по какой-то причине пропускаю службу, то душа тоскует.
У людей, особенно творческих, есть понятие «самореализации». Если певчий не просто механически произносит слова и попадает в ноты, а вникает в смысл слов, то это идет на пользу душе, она познает Бога. Это и есть лучшая и наиболее правильная реализация, она в служении Богу, в отдаче себя.
Больше всего люблю петь тропари и стихиры, потому что через них познаешь смысл праздника. А из композиторов мне по душе Ледковский – его музыка сосредоточенная и молитвенная, вызывает покаянные чувства.
Для меня идеал пения в церковном хоре — это соединение профессионализма и молитвенности.
В памяти у меня хранится моя первая «осмысленная» Пасха, ее встречала в деревенском храме. Когда запели тропарь «Христос воскресе» – пришло понимание, что я это знала всегда.
Анна Константиновна Лицова:
— Петь на клиросе я начала в саратовском храме во имя Георгия Победоносца. И к Богу пришла уже через пение, как и многие знакомые и коллеги. Исполняя слова молитв, песнопений, любой человек задумается о Боге, захочет узнать веру глубже.
Слаженное и красивое звучание хора – сложный процесс, за которым стоит напряженный ежедневный труд. Для меня хор сравним с вышивкой – все в нем должно быть «прилажено» друг к другу. Певческое дело – это и работа, и творчество, и хобби, и, конечно, воплощение веры – такая вот симфония.
В числе любимых композиторов – Архангельский, Данилин. Нравится гармония в их музыке, она отражает то, о чем написано в тексте.
Больше всего трогают за душу службы Страстной седмицы, особенно 12 Евангелий. Когда поем 15 антифонов, все пропускаем через себя, порой комок к горлу подступает, эмоции переполняют, но нужно петь, не думая о своих чувствах. Приходя в храм, мы должны «отложить житейское попечение» и дать верующим импульс для молитвы.
Пение в будничном хоре может вызвать некоторое привыкание, «замыливание», но без службы уже представить свою жизнь невозможно. Мы – счастливые люди, ведь наша работа – молитва.
Владимир Викторович Спрыгин:
— В январе 2000 года я решил прогулять училище и пошел в храм. После службы услышал пение детского хора, которое меня поразило. Попросил регента прослушать меня и так попал в архиерейский хор к владыке Антонию, епископу Уральскому и Гурьевскому, где пропел восемь лет. В музыкальное училище тогда меня взяли на свой страх и риск, но после получилось поступить и в консерваторию. В Саратов перебрался позже.
Пение в храме помогло осмыслить Православие, осознать жизнь как хождение под Богом. Для певчего важен синтез веры и профессионализма. Без качественного пения невозможно проникнуть в душу прихожан, а пение высокого уровня может привести человека ко Христу. Без желания жить с Богом певчий будет врать себе и другим, так он долго не продержится.
Мы, конечно, не застрахованы от усталости, от скатывания к рутине, «автоматического» пения, поэтому важно всегда «выдергивать» себя из этого состояния, отдавать себя, когда кажется, что сил не осталось. Постоянно напоминать себе, что это больше, чем работа. Особо это чувствуется, когда идет Евхаристический канон, поется «Милость мира». Волей-неволей начинаешь размышлять о страданиях Христа, Его Жертве, о том, что и тебя могут предать. Из композиторов люблю Архангельского и Кастальского, их музыка, на мой взгляд, ближе всего русскому сердцу.
Самое главное – чтобы прихожанам было комфортно молиться, чтобы они чувствовали молитвенный настрой и понимали происходящее в храме. Для этого от нас требуется искренность. Вокруг певчих со всех сторон – верующие люди, и наша задача – объединить их.
Хором:
— Главная заповедь хориста – слушать регента, действовать по движению руки, а иногда и мимики, чувствовать друг друга и, конечно, молиться, пропускать тексты богослужений через себя. Светлана Владимировна Хахалина так и говорит: «Пойте и молитесь». Только так можно донести смысл песнопений до верующих, настроить их на молитву, пробудить чувства покаяния, любви и благодарности Богу.