Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

«Необыкновенный подъем религиозного чувства…»
Просмотров: 627     Комментариев: 0

Пребывание чудотворной Седмиезерной иконы Божией Матери в Саратовской епархии в 1910–1911 годах

 

26 октября Православная Церковь совершает празднование Седмиезерной иконе Божией Матери. Этот образ известен с XVII века; он пребывал в Седмиезерной Богородицкой пустыни под Казанью и, будучи приносим в Казань, неоднократно спасал город от эпидемий чумы, по молитвам перед ним исцелялись и больные иными болезнями. В настоящее время икона пребывает в алтаре Петропавловского кафедрального собора Казани. Маргарита Шашкина, главный архивист Государственного архива Саратовской области, рассказывает о пребывании чудотворного образа в Саратовской епархии в 1910–1911 годах, о проводах его в Казань и о судьбах людей, принимавших в этом участие.

В середине июня 1911 года саратовская газета «Волга»[1] сообщала в своем новостном разделе: «Преосвященный Гермоген уезжает в среду, 15 июня, в Вольск. Там находится в настоящее время Седмиезерная икона Божией Матери. Преосвященный предполагает провожать ее из Вольска в Казань. На время его отсутствия вступит в управление епархией преосвященный Досифей, епископ Вольский»[2].

Чудотворная икона пребывала в Саратовской губернии без малого год, приносилась в центральные храмы для поклонения народа. Почему это стало возможным? Для чего было осуществлено именно в это время? Ответ, кажется, лежит на поверхности: епископ Саратовский и Вольский Гермоген (Долганёв) считал необходимым направить свою паству, православных жителей вверенной ему епархии, в лучшую религиозно-нравственную сторону и оградить ее от различных сектантских и атеистических учений. Важно отметить также, что Саратовская семинария относилась к Казанскому учебному округу, и выпускники ее, которые хотели продолжать образование, обучались в Казанской духовной академии. Основанный в 1590 году Саратов входил до 1602 года в состав Казанской митрополии, главой которой был святитель Гермоген, будущий Патриарх. Поэтому святыни казанской земли широко почитались в Саратовском крае.

Сразу скажу, что, обдумывая тему для статьи, я сама впервые узнала об этом чудесном образе Божией Матери. В начале 2022 года я познакомилась с брошюрой, выпущенной в 1911 году в Саратове и рассказывавшей о принесении Седмиезерной иконы в наш город. Автор издания — священник Александр Петрович Мраморнов. В то время он преподавал Закон Божий (в частности, в саратовской гимназии С.Н. Штокфиш), являлся корректором «Братского листка», выпускавшегося Братством Святого Креста, много писал и публиковался на богословские темы. Сослужение епископу Гермогену, будущему священномученику, — особая часть жизни священника Александра Мраморнова в тот период.

В пределах Саратовской епархии (в Саратове[3], Царицыне[4] и Вольске[5]) святыня пребывала 10 месяцев — с августа 1910-го по июнь 1911 года. Ее принимали в своих домах не только православные жители города, но и те, которые отделяли себя от ограды Христовой Церкви. Когда пришло время торжественных проводов Седмиезерной иконы из Вольска в место ее постоянного пребывания, владыка Гермоген арендовал пароход «Удачный» для совершения на нем паломничества вверх по Волге — от Саратова до Казани. «На пароходе имели право путешествовать только паломники, заведомо известные хорошим поведением, высокой нравственностью, религиозные, считающие непременной обязанностью посещения храмов Божиих, непьющие, некурящие»,— читаем мы в очерке отца Александра Мраморнова о «великом паломничестве» за 1911 год.

Из духовенства вместе с владыкой Гермогеном вечером 15 июня 1911 года из Саратова отбыли протоиерей Сергий Ледовский, иерей Владимир Добросовестный, иерей Александр Мраморнов, иерей Иоанн Богатов, протоиерей Петр Полянский (из Камышина). К ним присоединились протоиерей Сергий Ильменский и исполнявший обязанности епархиального миссионера священник Георгий Носков. В Вольске на палубу «Удачного» поднялись священники Александр Знаменский, Василий Тодорцев, Евгений Шкенев, Феодор Бибиков и протоиерей Николай Разумовский.

Еще до прибытия епископа Гермогена на пароходную пристань Саратова там собралось все городское духовенство, пришел крестный ход из Александро-Невского кафедрального собора, что вместе являло собой «громадную массу народа». Из Царицына в Саратов на пароходе «Русь» прибыл иеромонах Илиодор с царицынскими богомольцами, которые держали бесчисленное множество хоругвей, а певчие исполняли молитвенные песнопения.

Пароход «Удачный», украшенный национальными флажками, был готов к отплытию в Вольск для встречи с иконой, пребывающей там, чтобы далее направиться в Казань. Среди паломников было много детей, в том числе ученики Киновийской школы[6] и ученицы Потловской второклассной школы Сердобского уезда[7], окончившие курс миссионерской школы при Братстве Святого Креста.

В девять часов вечера на пароходе в рубке 1-го класса — «плавучем монастыре», как ее назвал епископ Гермоген — началось служение молебна с акафистом Божией Матери. Паломники помещались на палубе или в коридоре перед рубкой и участвовали в общем пении.

Иоанно-Предтеченский кафедральный собор в ВольскеРано утром 16 июня на пристани Вольска владыку Гермогена встретили епископ Вольский Досифей и все вольское духовенство. Два крестных хода — вольчан и саратовских паломников — соединились и направились к величественному городскому Иоанно-Предтеченскому кафедральному собору (после революции, увы, разрушенному). Чудотворная икона была торжественно вынесена из храма, положена на аналой, и владыка Гермоген, поклонившись святому образу, обратился к верующим с умилительным словом, благодаря Небесную Царицу за посещение. На церковное торжество собрался едва ли не весь город.

Святыня разбудила в людях чувство духовной радости. «Всюду она была принимаема с подобающим благоговением и служением молебнов. Всюду вызывала необыкновенный подъем религиозного чувства, служила предметом бесед…» — пишет священник Александр Мраморнов. Хотя, как он отмечает, «Вольск, по крайней мере, наполовину заражен расколом и сектантством».

Прощание с иконой на берегу Волги у Хвалынска17 июня в четыре часа утра пароход с паломниками причалил у Хвалынска. Там, как и в Вольске, к пристани подошел крестный ход, был совершен молебен с канонами Божией Матери «Одигитрии» и водоосвящением перед Казанским собором города (ныне разрушен). Владыка Гермоген сердечно приветствовал жителей Хвалынска, говоря о великом и редком торжестве такого посещения их Богоматерью. «Плакали хвалынцы, плакали и все паломники, слушая слово своего обожаемого архипастыря»[8]. Затем крестный ход вернулся с иконой на пристань, и состоялось прощание со святыней. В Саратовском областном музее краеведения сохранилось недавно идентифицированное фото этого прощания на берегу Волги. Пароход отошел от Хвалынска в 10 утра. Поздно вечером паломники были в Самаре, а 18 июня в два часа пополудни судно прошло, не заходя, мимо Симбирска.

Далее «Удачный» остановился у пристани села Тетюши Казанской губернии, находящейся в 120 верстах от Казани. Туда прибыл наместник Седмиезерной пустыни архимандрит Андроник для сопутствования святой иконе в Казань и далее — в Седмиезерную пустынь.

В Казани были 19 июня около 8 часов утра. Преосвященный Гермоген еще раз помолился перед чудотворным образом, после чего богомольцы пешком отправились с иконой в Седмиезерную Богородицкую пустынь. Но сначала последовал обзор главных святынь Казани. Прежде всего, это Благовещенский собор, затем паломники посетили Спасо-Преображенский монастырь и Казанский собор, где хранилась копия с подлинной Казанской иконы Божией Матери. «Тяжело было при взгляде на это место, по левую сторону от царских врат, откуда злодейской рукой была похищена чудотворная икона Казанской Божией Матери», — пишет священник Александр Мраморнов в своем рассказе о паломничестве[9].

Саратовский архиерей прибыл в Седмиезерную пустынь раньше остальных богомольцев, пользуясь услугами нанятых извозчиков. Паломники несли икону до обители на протяжении около 28 верст. Святыня была принесена в соборный храм. Владыка Гермоген благословил начать колокольный звон к всенощной. В громадном храме было совершено торжественное всенощное бдение при большом стечении народа, в сослужении участвовало до двадцати священников.

В понедельник, 20 июня, по благословению епископа Гермогена было отслужено две Литургии — в 5 часов и в 6 часов 40 минут. Саратовские богомольцы помолились за ранней Литургией и, кто желал, причастились, чтобы пораньше выйти с иконами пешком из обители. После богослужения архимандрит Андроник преподнес епископу Гермогену посох из черного дерева с мраморным наконечником. Священникам были преподнесены небольшие копии Седмиезерной иконы на память о паломничестве.

В обратный путь на том же пароходе «Удачный» саратовские паломники двинулись вечером, под шум сильного дождя, которого долго не было в казанских пределах, что было воспринято как милосердие Божие. В Саратов из поездки в Седмиезерный монастырь епископы Гермоген и Досифей возвратились 22 июня. Доброе путешествие было завершено. «Это великое паломничество навсегда останется памятным в сердцах каждого из тех, кто принимал в нем участие», — заканчивает священник Александр Мраморнов свое описание события, объединившего богомольцев Саратовской губернии.

*  *  *

Это паломничество, совершенное летом 1911 года с Седмиезерной иконой, уникально еще и тем, что объединило священнослужителей, чьи судьбы впоследствии радикально разошлись. Можно проследить вехи этих судеб, таких разных по завершающим этапам жизненного пути…

Судьба священника Александра Петровича Мраморнова (1874–1941), автора воспоминаний о проводах Седмиезерной иконы Божией Матери в места ее пребывания, хорошо известна. Правда, даже его праправнук Александр Игоревич Мраморнов не смог выяснить, как и чем жил предок в период 1919–1930 годов. В это время один из сыновей отца Александра, Сергей, разорвал с ним отношения и поступил в Красную армию. До середины 1930-х годов отец Александр служил в сердобской Казанской церкви, а в августе 1936 года был арестован. Умер в Карлаге Карагандинской области 21 ноября 1941 года[10].

Архиепископ Досифей (Протопопов)Архиепископ Саратовский и Петровский Досифей (в миру Дмитрий Алексеевич Протопопов, 1866–1942). Выпускник Смоленской духовной семинарии (1887), Московской Духовной академии (1891). Пострижен в монашество в 1904 году. В январе 1909 года рукоположен в саратовском Александро-Невском кафедральном соборе во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. В августе 1917 года избран епархиальным собранием правящим архиереем Саратовской и Царицынской епархии. В октябре 1918 года в связи с образованием Царицынской епархии стал именоваться епископом Саратовским и Петровским. Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. В 1919 году был заключен на четыре месяца в саратовскую тюрьму в качестве заложника. В апреле 1922 года был арестован по групповому делу «саратовских церковников» за отказ подчиниться обновленческому Высшему церковному управлению. Первоначально находился под домашним арестом в Архиерейском доме, в июне переведен в саратовскую тюрьму. В феврале 1923 года привлекался в качестве свидетеля по делу Святейшего Патриарха Тихона. В том же году был осужден Саратовским губернским ревтрибуналом на пять лет лишения свободы. Отбывал срок в Бутырской тюрьме в Москве и в Томском округе. Освобожден досрочно. 6 марта 1926 года вернулся к управлению епархией, но через год был приговорен к трем годам ссылки и 27 октября 1927 года уволен на покой. В 1930 году проживал в Саратове, приходил на молитву в Духосошественский собор. По воспоминаниям очевидцев, после захвата храма обновленцами призвал православных прихожан не ходить на службы, в результате чего собор простоял пустым до покаяния его клириков в расколе. В последние годы жизни был лишен средств к существованию, оглох, собирал милостыню вместе с нищими на паперти Духосошественского собора. Похоронен на Воскресенском кладбище Саратова[11].

Епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганёв, 1858–1918)[12]. Это был человек необыкновенно бурной жизни и непоколебимых монархических убеждений, один из самых неоднозначных русских архиереев начала XX века. С января 1901 года — епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. С марта 1903 года — епископ Саратовский и Царицынский. Осенью 1911 года епископ Гермоген был вызван в Святейший Синод и в Саратов более не вернулся. Он решительно выступил против обсуждавшихся в Синоде проектов введения в Русской Церкви чина диаконисс и богослужебного чина отпевания инославных. В это же время обострился конфликт епископа с Григорием Распутиным, так как владыка изменил прежде положительное отношение к нему на прямо противоположное. 17 января 1912 года владыка Гермоген был отправлен на покой в Жировицкий монастырь Гродненской епархии. Однако в марте 1917 года он был назначен епископом Тобольским и Сибирским. Резко выступал против большевистского режима, критиковал Декрет об отделении Церкви от государства. В апреле 1918 года был помещен под домашний арест в Тобольске. Затем находился в тюремном заключении в Екатеринбурге. 29 июня 1918 года епископ Гермоген был утоплен в реке Туре, на пути к Тобольску. Прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Иеромонах Илиодор (Труфанов)Противоположный путь выбрал иеромонах Илиодор (Труфанов; 1880–1952)[13], снявший с себя сан. После Октябрьской революции он предлагал свои услуги большевикам, в апреле 1921 года создал секту, вскоре эмигрировал и объявил себя патриархом в изгнании.

Протоиерей Сергий Арефьевич Ледовский (1862 — после 1928)[14] долгое время был епархиальным миссионером-проповедником. За присоединение к православию более ста раскольников был в 1904 году сопричислен к ордену Святой Анны III степени. После издания 23 февраля 1922 года Декрета об изъятии церковных ценностей подключился к кампании. Вместе с протоиереем Николаем Русановым и группой саратовских мирян опубликовал в местной прессе восторженные отзывы о декрете. Вместе с ним же, получив в свое распоряжение от горсовета автомашину, разъезжал по храмам и усердно агитировал в пользу добровольной передачи церковных ценностей. Знавшие его были очень удивлены, так как почтенный протоиерей в прошлом не выражал никаких либеральных взглядов — напротив, казался принадлежащим к самой консервативной части саратовского духовенства. Осенью 1922 года протоиерей Сергий становится участником саратовской группы «Живой Церкви» и членом обновленческого Саратовского епархиального управления. Тем не менее через некоторое время, видимо, после появления в Саратове православного архиерея — епископа Петра (Соколова), принес покаяние в обновленчестве и вернулся в лоно Патриаршей Церкви. Служил в Серафимовской церкви Саратова.

Святитель Феофан (Ильменский)Протоиерей Сергий Петрович Ильменский (1867–1918)[15] был редактором официального печатного органа епархии — «Саратовского духовного вестника», впоследствии принял монашество с именем Феофан, был поставлен во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. За несколько дней до взятия Перми войсками армии Колчака 24 декабря 1918 года вместе с двумя священниками и пятью мирянами принял мученическую смерть: в тридцатиградусный мороз на берегу реки Камы владыку Феофана многократно окунали в прорубь живым, после чего утопили. Прославлен для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году.

Протоиерей Евгений Николаевич Шкенев(1869–1931)[16], член строительной комиссии по постройке здания духовного училища в Вольске, председатель комиссии по постройке здания Вольского епархиального женского училища. С 1915 года стал настоятелем Воскресенской кладбищенской церкви Саратова, был членом духовной консистории. Был арестован по «делу саратовского духовенства» в 1918 году и находился на одной скамье подсудимых со святыми Германом, епископом Вольским, и пресвитером Михаилом Платоновым, настоятелем Серафимовского храма Саратова. 6 октября 1918 года Саратовский революционный трибунал приговорил его к условному десятилетнему сроку заключения. Служил в Николаевской кладбищенской церкви города Камышина. Был реабилитирован в 1999 году.

Настоятель Иоанно-Предтеческого собора в Вольске протоиерей Модест Александрович Белин (1873–1937)[17] — уроженец Петербурга, потомственный дворянин, сын действительного статского советника, выпускник Казанской духовной академии. Был председателем Вольского отделения Союза русского народа. В конце 1911 года перевелся в Великий Новгород и служил в храме во имя Михаила Архангела. Известно, что он был арестован и выслан на пять лет в 1932 году, вторично арестован по ст. 58 п. 10 УК РСФСР и Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской области 15 ноября 1937 года приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 19 ноября 1937 года.

*  *  *

Судьбы многих пастырей, участвовавших во встрече Седмиезерной иконы и в паломничестве, остались неизвестны, но в большинстве своем им пришлось пережить слом старого уклада церковной жизни, встретиться с проявлениями воинствующего атеизма и претерпеть гонения на Церковь со стороны новой большевистской власти.

В Саратове я живу рядом с Казанской церковью, на улице Чернышевского. Знаю историю ее возведения в начале ХХ века и воссоздания в 1990-х годах. Бывая на службах, всегда при входе в храм обращаю внимание на мемориальную доску, свидетельствующую, что в октябре 1905 года сей храм был освящен Преосвященным Гермогеном, епископом Саратовским и Царицынским. Тогда же в этот храм был доставлен и список Казанской иконы Божией Матери. Так две чудотворные иконы — Казанская и Седмиезерная — теперь уже навсегда соединились в моем сознании.

Автор выражает искреннюю признательность Валерию Владиславовичу Теплову — за поддержку замысла и большую помощь в написании статьи.

 

[1] «Саратовский вестник» и «Саратовский листок» 16 июня 1911 года также сообщают об отъезде епископа Гермогена в Вольск.

[2] Волга. 1911. 15 июня. С. 2.

[3] См.: Волга. 1910. 6 августа. С. 3; там же. 8 августа. С. 3.

[4] Подробнее о проводах Седмиезерной иконы Божией Матери из Саратова в Царицын см.: Волга. 1910. 12 ноября. С. 12.

[5] См.: Саратовский духовный вестник. 1911. № 31. С. 4–5.

[6] Киновия — храм Страстей Господних в Саратове. Относился к подворью Спасо-Преображенского мужского монастыря. Один из центров духовного просвещения. При Киновии действовало миссионерское Братство Святого Креста, имелась школа для детей-сирот и детей из бедных семей.

[7] Усадьбу в Старой Потловке, комплекс ее учебных заведений по праву называли «заповедником образования». Уникальна личность ее владелицы, деятельницы народного просвещения Надежды Михайловны Рихтер (1844/45 — после 1922). Ею были организованы мужская школа при церкви святой Аллы, затем женская, для которой построены новое здание и общежитие для учениц. Дети из Потловской школы совершали образовательные поездки в Саратов, Казань, Санкт-Петербург.

[8]  Мраморнов А., свящ. Великое паломничество саратовских архипастырей, пастырей и мирян в Седмиезерную пустынь Казанской епархии. Саратов. 1911. С. 39.

[9] Казанское святотатство — похищение явленного Казанского образа Божией Матери — произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 года, за несколько месяцев до начала первой русской революции.

[10] Подробнее см.: http://ap-mramornov.narod.ru/

 

[11] См.: Плякин М., диак., Теплов В.В. Досифей (Протопопов Дмитрий Алексеевич) // Православная энциклопедия. Т. 16. С. 66–67 (https://www.pravenc.ru/text/180341.html).

[12] О нем см.: Интерактивная карта гонений на территории Саратовской митрополии:https://map.mefodiy-kirill-hram.ru/person.php?id=12. См. также: Собор Саратовских святых: сборник житий / Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 35–97.

[13] См.: Труфанов Сергей Михайлович // Энциклопедия «Древо» // https://drevo-info.ru/articles/13680043.html

[14] См.: Лежнина И.И. Биографический очерк священников Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII–ХХ вв. (Электронная публикация: https://lezhnina.webnode.ru). См также: Содержание всех номеров Саратовских епархиальных ведомостей за 1865–1918 гг. / Сост. К.Н. Климкин, И.И. Лежнина: http://sipyagin.ucoz.ru/load/0-0-0-142-20

[15]О нем см.: Интерактивная карта гонений на территории Саратовской митрополии: https://map.mefodiy-kirill-hram.ru/person.php?id=193

[16] См.: Лежнина И. И. Указ. соч.

[17] См.: Содержание всех номеров Саратовских епархиальных ведомостей за 1865–1918 гг. / Сост. К.Н. Климкин, И.И. Лежнина: http://sipyagin.ucoz.ru/load/0-0-0-142-20. См. также: База данных «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» (http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu-dOicfG0AfeGZsS6UU8iZei4UfOHUfe8ctk*).

Журнал «Православное Поволжье», № 2 (2022 г.)