В трудные времена, в годы войн и эпидемий на Руси всегда раздавался голос пастыря — именно так мы назвали наш проект. Священники помогали людям осмыслить происходящее, принять его как волю Божию, обрести надежду и мир в сердце. И вот, сегодня клирики Саратовской епархии обращаются к нам с краткими проповедями, идущими от сердца и от их личного духовного опыта. Церковь едина: ее члены, пастыри и пасомые могут быть физически друг от друга отдалены, но связь меж ними не прервется.
Протоиерей Александр Домовитов, настоятель храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище в Саратове:
— Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21),— так объяснил Спаситель Своим ученикам их неудачу, когда они не смогли избавить отрока от мучившего его беса. Наша война сегодня — не с вирусом, а с духом злобы поднебесной, с темной силой греха, которой, видимо, столько скопилось, что она не дает нам войти в наши храмы, отлучает нас от участия в Божественной литургии. А изгоняется она, эта сила, молитвой, постом и, прежде всего, покаянием — вот наша работа сегодня. Наш вынужденный затвор — время, когда мы можем всмотреться в себя, по-настоящему разобраться с собой, увидеть то, что ранее, в обычной жизни, может быть, не замечали в себе.
Борьба с грехом не бывает легкой. Совсем недавно мы с вами еще раз прочитали житие преподобной Марии Египетской — если бы борьба со страстями являлась простым, минутным делом, Мария не ушла бы в пустыню и не провела бы там столько лет. Она поднималась над землей, когда молилась, она ходила по воде, словно по суше, но считала себя при этом лишь окаянной грешницей. Эта подвижница причастилась Святых Христовых Таин только два раза в жизни — перед уходом в пустыню и за год до кончины. Ее пример — пример величайшего смирения. Не надо сейчас бояться сказать себе: если нет у меня возможности пойти в храм, причаститься, это не из-за вируса — это от того, что я оказался недостойным, и мне нужно стать другим, чтобы войти в храм. Мы должны честно попытаться стать другими.
Никто не отнимет у нас наше сокровище — Христа. Попытки отнять его у народа в нашей истории уже были, и мы знаем, чем они закончились. И сегодня мы не должны ни смущаться, ни унывать, потому что Он с нами. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? <…> Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 1, 3). Те, кто нас пугает, просто не понимают, что значит уповать на Господа. А это значит быть готовым сказать, как Пресвятая Дева, встретившая Архангела: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). То, что мы с вами сейчас оказались в такой непростой ситуации,— Его воля, и мы должны быть готовы ее исполнить.