Поликарповская женская школа — веха в истории народного образования в Балаково. Основанная в конце XIX века как церковно-приходская школа, она уже с 1 сентября 1903 года официально действовала как «Второклассная женская церковная школа с дополнительным учительским классом». Таким образом, в Балаково появилась возможность готовить педагогические кадры для церковно-приходских школ губернии.
Рождение школы
Первое каменное одноэтажное здание церковно-приходской школы Христорождественской церкви села Балаково было построено в 1895 году на средства церковного старосты и благотворителя храма купца Афанасия Давыдовича Поликарпова. К началу 1895–1896 учебного года на собственные средства купец построил «великолепное светлое и обширное каменное здание с двумя классными комнатами и двумя квартирами для учащихся, обставив это здание роскошной классной мебелью и снабдив его всеми необходимыми пособиями, учебниками и весьма ценною библиотекою для внеклассного чтения. Все это стоило 12 тысяч рублей». Купец пожелал «каким-либо вещественным памятником» увековечить «чудесное избавление от опасности» цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II) от совершенного на него покушения в японском городе Отсу 29 апреля 1891 года. Когда 27 января 1896 года обер-прокурор Святейшего Синода представил императору Николаю II доклад о сооружении школы, тот собственноручно начертал: «Прочел с удовольствием».
В следующем 1896–1897 учебном году образовательное учреждение было признано Самарским епархиальным училищным советом «одной из лучших церковноприходских школ епархии по своей обстановке и удобствам» и было преобразовано в двухклассную. В 1901 году в школе появился так называемый учительский класс, выпускницы которого получали право преподавания в народных школах грамотности. С 1 сентября 1903 года учебное заведение стало официально действовать как «Второклассная женская церковная школа с дополнительным учительским классом», и уже в июне 1904 года состоялся первый выпускной акт для 18 будущих учительниц. Таким образом, в Балаково появилась возможность готовить собственные педагогические кадры, которые учили детей не только в школах малой родины, но и в других учебных заведениях по всей Самарской губернии.
В августе 1913 года решением Училищного совета при Святейшем Синоде по ходатайству Самарского училищного совета было разрешено «в виде опыта» при Балаковской второклассной женской школе открыть дополнительный одногодичный учительский класс, чтобы окончившие курс второклассной школы ученицы имели возможность сдать экзамен на звание учительниц церковно-приходских школ. В конце мая 1914 года по благословению самарского архиепископа Питирима (Окнова) 10 воспитанниц дополнительного класса сдали экзамен специальной комиссии из Самары «вполне удовлетворительно и удостоены получения установленных свидетельств, дающих право… на звание учительниц церковноприходских школ».
Школьные благотворители
Строитель школы А. Д. Поликарпов и его жена Е. Поликарпова не оставляли ее своим попечением и после окончания строительства. Афанасий Давыдович расширил школу пристройкой «особых квартир», что обошлось ему в 2000 рублей дополнительных расходов, он же обеспечил учебное заведение капиталом в 10 тысяч рублей на содержание. В признание заслуг мецената школа получила название Поликарповской. После смерти А. Д. Поликарпова попечителями школы стали его родной брат Василий Поликарпов с супругой Надеждой Ивановной.
Школа размещалась в двух собственных зданиях, в одном из которых находилось само учебное заведение, в другом — еще один учебный класс, квартиры учительниц, общежитие для приезжих воспитанниц (в 1913 году здесь проживало 28 учениц). Содержание, ремонт, отопление и охрана осуществлялись за счет казенных средств и от взносов учениц, проживавших в общежитии. На содержание беднейших учениц назначалась стипендия из пожертвований состоятельных горожан: три воспитанницы школы получали пособия за счет С. Д. Самариной (180 рублей), В. А. Шмидта (60 рублей). Купец А. В. Смирнов из своих средств выделял школе 400 рублей в течение учебного года — «за пение воспитанниц в местном храме» (из них 100 рублей учительнице пения и 300 рублей на содержание бедных воспитанниц в общежитии школы). Помимо этого, «по случаю неурожайных лет» из средств Училищного совета при Святейшем Синоде в помощь бедным учащимся на проживание в общежитии выделялось до 200 рублей (размер оплаты за проживание в общежитии составлял до 60 рублей в год).
Большое внимание развитию школы уделял самарский епископ Гурий (Буртасовский), который лично следил и за строительством школы, и за организацией учебного процесса, придавая этому огромное значение. Почти каждый свой визит в Балаково епископ Гурий сопровождал посещением школы, совершал освящение зданий, давал «соответствующие указания как учащим, так и учащимся». Во время одного из таких визитов он особенное внимание обратил на учительский класс. Испытав познания 20 учениц этого класса по Закону Божию, владыка высказал им ряд назиданий, в которых подчеркнул высокое призвание их, налагающее на них заботу о самообразовании и самовоспитании. «Большинство из вас, — говорил владыка, — пришли с улицы, из темной грубой среды; все уличное и дурное знакомо вам так или иначе, и всячески вы должны это уличное и дурное стараться оставить; при школе потому и устроено общежитие, чтобы обособить вас от всяких дурных привычек, чтобы вы их забыли, прониклись духом церковности и своим примером потом могли повлиять на ту среду, в которой придется действовать по выходе из школы».
Благодаря пожертвованиям благотворителей при школе имелась огромная по тем временам библиотека литературы для внеклассного чтения в 1800 экземпляров, выписывались журналы. В школе имелся «порядочный» физический кабинет, среди наглядных пособий были модели геометрических тел, коллекция приборов по земледелию, материалы для изучения географии.
Заведующим и законоучителем школы, число учащихся которой в 1909 году составляло 85 человек, был назначен священник Христорождественской церкви Константин Введенский; штат состоял из шести учителей на казенном жаловании. При школе имелся земский врач — коллежский советник Всеволод Дмитриевич Пономарев, который, опекая школу с 1904 года, трудился в ней бесплатно.
Быт и учеба
Статус учебного заведения — «второклассная школа» — означал, что в нем имелся только «второй» класс, обучение в котором подразделялось на три годичных отделения, причем в первое отделение поступали девушки, окончившие курс одноклассной церковноприходской или земской школы после вступительного экзамена в возрасте 13–16 лет. Помимо обязательных предметов (арифметики, чистописания, русского и церковнославянского языков, Закона Божия, в старшем классе — истории, геометрии, предметов естественнонаучного цикла, дидактики) в школе проводились внеклассные занятия по церковному пению, уроки музыки, на которых ученицы обучались игре на скрипке и пианино. На занятиях по рукоделию девочки получали навыки шитья, кройки и изготовления обуви по так называемой американской системе. Поскольку выпускницы старшего «дополнительного» класса получали право на преподавание в народных школах, то у них были обязательными практические занятия в младших классах с последующим разбором уроков под руководством учительницы дидактики.
Образование учениц не ограничивалось одним чтением книг, особые усилия предпринимались для того, чтобы дать всестороннее развитие учащимся. В праздничные дни они посещали народную читальню, где знакомились с организацией просвещения в такого рода заведениях, чтобы потом самим использовать этот опыт в тех селах и деревнях, куда их забросит судьба. С той же целью для них устраивались прогулки по окрестностям села.
Епархиальные наблюдатели после ревизий церковных школ епархии неизменно отмечали успехи учениц балаковской второклассной школы по всем предметам: «Вообще, ответы учениц по всем предметам, как во время года, так и на экзамене были очень толковы». Особенно отмечалось прекрасное хоровое пение, поставленное в школе стараниями заведующего школой священника Константина Введенского. Хор балаковской школы считался лучшим из всех подобных коллективов второклассных школ Самарской епархии. Сами балаковцы, имевшие возможность слушать хор на праздничных богослужениях в Христорождественской церкви, называли его «ангельским».
Время для занятий и отдыха в течение суток строго распределялось. В начале и конце дня «неопустительно и благоговейно» совершались общие утренние и вечерние молитвы, по окончании молитв учащиеся перед портретом российского императора исполняли народный гимн. В воскресные и праздничные дни ученицы посещали богослужение и принимали в нем непосредственное участие в качестве певчих на клиросе. В дни Великого и Рождественского постов воспитанницы вместе с педагогическим составом «исполняли долг Исповеди и Св. Причастия».
В зимнее время всенощные службы совершались в самой школе, причем пение и чтение выполнялось ученицами под надзором дежурной уставщицы, назначаемой по очереди из старших учениц. Отношение воспитателей к своим подопечным было не строго официальным, но чисто дружественным: «Учащие старались изгнать из заведения всякую "казенщину", чтобы в школе ключом била "живая жизнь"».
Поликарповская школа стала не только важной вехой в истории народного просвещения в г. Балаково, но и ярким явлением культурной жизни. Воспитанницы Второклассной школы периодически давали концерты для балаковцев, на которых знакомили гостей со своими творческими успехами не только в области искусства, но и практического рукоделия: на концертах продавались поделки, изготовленные руками воспитанниц. Кстати, в 1911 году на одном из таких школьных концертов началась музыкальная деятельность слепого баяниста-виртуоза, почетного гражданина Саратова, заслуженного артиста РСФСР И. Я. Паницкого. Подобные концерты всегда становились значительным событием в балаковской повседневности. На них ставились небольшие пьесы, хор воспитанниц исполнял произведения П. И. Чайковского, А. С. Даргомыжского и других композиторов. Определенным показателем достижений церковноприходского образования в г. Балаково стало участие Поликарповской школы 20 июня 1909 года во Всероссийской церковно-школьной выставке при Синодальном училищном совете. Выставку, посвященную 25-летию деятельности церковно-приходских школ, посетило свыше пяти тысяч человек, среди которых были великий князь Константин Константинович, члены Святейшего Синода, епископы, члены Госсовета и Госдумы.
Священник Константин Введенский
Своими достижениями Второклассная школа была во многом обязана деятельности заведующего — священника Константина Введенского, который руководил учебным заведением с 1904 года вплоть до его закрытия в 1918 году. Несмотря на строгий характер, он пользовался уважением и любовью учениц. Добрую память о школе и ее руководителе оставила одна из выпускниц школы, А. И. Чеснокова: «Второклассная школа имела 7 классов. Программа епархиального училища. Широко поставлено музыкальное образование — пение. Константин Андреевич Введенский очень любил пение, и наш хор чудесно пел в народном доме и в Христорождественской церкви в Балакове. Росли и цвели девочки. Гордился нами батюшка, а мы трепетали от страха перед ним и уважали его. Он любил девичье веселье и устраивал нам вечера, концерты, балы, маскарады». В свое время отец Константин с достоинством защищал педагогический коллектив и воспитанниц от нападок либеральной прессы того времени: «…Учительницы хороши, трудолюбивы, а главное, сравнительно развиты и именно потому, что при школе у нас имеется громадная… библиотека по преимуществу русских писателей и даже в нескольких экземплярах (дар одного офицера), и чтение книг у нас в школе обязательно ежедневно по расписанию в течение нескольких часов… У нас скромность считается лучшим украшением девицы, и всегда им внушается, чтобы они не изображали из себя барышень, ибо народ, которому они идут служить, органически ненавидит учителей фатов и ценит простых тружениц, а общие отзывы народа о бывших питомицах второклассных школ очень хороши».
После революционного 1917 года, когда, согласно декретам новой власти, Церковь была отделена от государства, Поликарповская школа прекратила свою деятельность, здание было отобрано у Христорождественского храма, а опыт создания в г. Балаково учебного заведения, статус которого фактически соответствовал бы статусу педагогического училища, был прерван.
Автор выражает благодарность правнучке священника Константина Введенского — Светлане Константиновне Ситниковой, предоставившей для публикации фотографии из семейного архива.
Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 10 (21), октябрь 2024 г.