Военная драма «1917», основанная на реальной истории солдата британской армии, повествует о событиях Первой мировой войны, или, как ее называли в Российской империи, Великой войны. Вышедшая в прокат картина будет интересна любителям истории самых разных возрастов, а также тем, кто ценит творчество авторов, разговаривающих со своими зрителями о высоких христианских смыслах на языке кинематографических аллегорий.
Братья по оружию
Этот фильм, снятый британским режиссером Сэмом Мендесом, отличает от других военных драм оригинальная манера съемки длинным планом — сцена снимается будто бы в режиме онлайн и за счет этого воспринимается цельно. Кроме того, это не просто фильм о войне, это еще и философское размышление. При всей простоте истории поражает ее многоплановость, богатство натурных съемок и возможность погрузиться в эпоху начала прошлого века.
По сюжету два британских солдата, Блейк (Дин Чарльз Чэпмен) и Шофилд (Джордж Маккей), должны доставить приказ об отмене наступления в глубину вражеской территории, что убережет их соратников от гибельной ловушки. Трагизм происходящего усиливает то, что в этом «обреченном» подразделении служит родной брат одного из гонцов. На пути главных героев постоянно подстерегают различные опасности, но приказ есть приказ, и, рискуя жизнью, солдаты продолжают свой путь…
Кинолента немного перекликается с классическим военным фильмом «Спасти рядового Райана» (1998), в центре сюжета которого также история братьев и основной смысловой посыл — о ценности человеческой жизни. В то же время насыщенность картинки и продуманность деталей выводит «1917» на совершенно другой уровень. Съемки проходили среди разнообразных декораций: окопы, нейтральная полоса, разоренная деревня, охваченный огнем город.
Смерть подстерегает гонцов на каждом шагу. «Горы трупов» — не фигура речи, а ежедневная реальность, в которой выполняют свой долг солдаты. Идея верности приказу и служения братству, столь близкая православному мировоззрению, — главный лейтмотив кинокартины. И это отрадно, не так часто сегодня встречаются ленты, способные современными кинематографическими приемами (по стилистике фильм напоминает компьютерную игру«бродилку») приобщать свою аудиторию к такого рода идеалам.
Фильм построен на игре контрастов — переходы между динамичными сценами военных сражений и короткими мирными этюдами позволяют зрителю хоть немного перевести дух и задуматься над вопросами, которые неизбежно возникают у всех, кто сталкивается с разрушительной силой войны: «Зачем все это?», «Какой в этом смысл?». Впечатляет сцена в вишневом саду: отступившие немецкие солдаты в какой-то бессмысленной злобе срубили все деревья, но вишни еще не успели засохнуть. Когда два товарища проходят через это мертвое, но еще цветущее великолепие, один из них узнает сорта, за которыми вместе с матерью ухаживал в мирное время. А было ли оно — это мирное время? А будет ли оно вновь?
Пища для жизни
Еще одна знаковая сцена фильма — когда солдат помогает девушке-француженке, пытающейся спасти чужого младенца. Находясь на пределе своих сил, измученный голодом, он отдает им весь свой провиант и молоко, которое ранее успел добыть в деревне. Солдат не задумывается о том, каковы шансы у этой девушки и ребенка выжить в городе, который кишит мародерами, не беспокоится о том, что без пищи у него может не хватить сил на выполнение задания. Желание отдать последнее тем, кто не может за себя постоять, — высшая степень жертвенности. Мысль о помощи ближнему, даже если это враг, даже если за это придется заплатить своей жизнью — сквозная тема в сюжете фильма. И это позволяет назвать его христианским по содержанию — ведь все христианское учение базируется на таком, казалось бы, простом понятии, как любовь к ближнему, а через это уже — на нравственном приближении к образу Христа. Ибо, как было сказано: кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мк. 3, 35).
Главный герой не представлен как ницшеанский сверхчеловек. Его, как любого обычного человека, временами одолевает нерешительность, но он способен и на настоящий подвиг. Моменты, когда герой преодолевает свои слабости, выходит за предел своих возможностей, становятся главными и увлекают за собой зрителя.
Этот фильм ценен еще и тем, что возвращает нас в реальность. Современный человек часто живет в виртуальной реальности, транслируя окружающим не реального себя, а некий созданный им образ. «1917» показывает разницу между «быть» и «казаться»: мы видим, что дела любви — это дела предельно конкретные, осязаемые. Тот, у кого больше ресурсов, призван к тому, чтобы делиться ими с другими. Даже если это последний кусок хлеба. Это и есть великодушие — чувство, практически утраченное в современном гедонистическом мире.
Возвращение к Отцу
В фильме звучит трогательная песня на английском языке: «Я лишь иду за реку Иордан; я иду туда, чтобы увидеть своего отца». Упоминание в фильме реки, в водах которой Спаситель принял крещение, не выглядит случайным. В символическом плане возвращение к отцу — это также возвращение заблудшей души к Отцу Небесному. И далее, в продолжение, можно услышать слова: «Я лишь иду за реку Иордан; я иду туда, чтобы больше не скитаться».
Повествование фильма построено таким образом, чтобы подготовить зрителя к этому моменту «перехода за Иордан». Все трудности были не случайны, они стали огнем, в котором очистилась душа солдата. Жертвенность же, проявленная по отношению к другим участникам драмы, наполнила его действия высшим смыслом.
Послание из прошлого
Наш современник, режиссер фильма Сэм Мендес рассказал нам историю, которую услышал от своего деда Альфреда Х. Мендеса, который участвовал в Первой мировой войне. Художник словно отправляет нам сообщение из прошлого. Это и предостережение человечества от повторения трагедии войны, и практическое наставление молодежи, смысл которого состоит в том, что молодому поколению необходимо помнить: в любой ситуации, даже когда смерть накрывает шлейфом разрывающихся снарядов, важно сохранить в себе человека. Именно того человека, который, как мы знаем, был создан по образу и подобию Бога.
Кинолента «1917» — это и памятование о смерти, и пронзительное напоминание о жизни, ее ценности. Фильм резко выбивается из контекста современной популярной культуры. В этой картине вовсе нет «глянца», зыбкой дымки роскоши, но есть жесткая правда окопной войны, в которой солдаты, несмотря на суровый быт, каждый день празднуют свое возвращение к жизни.
Газета «Православная вера» № 07 (651)