Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Прозрачно, легко, стильно
Просмотров: 3295     Комментариев: 1

Архиерейский мужской хор Духосошественского кафедрального собора города Саратова выступил в Москве

Концерт саратовского Архиерейского мужского хора в зале московского Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки (это почтенное учреждение носит теперь громоздкое название — Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры, но лучше известно публике под своим коренным именем) прошел не просто успешно, а, я бы сказала, празднично. Этому способствовал полный зал публики, сердечно принимавшей исполнителей, но прежде всего, конечно же, сами исполнители.

Большая, полуторачасовая и во многих отношениях трудная программа была спета на едином дыхании и на едином уровне технического совершенства. То есть с исключительно чистой интонацией, с интерпретациями, до конца продуманными и до блеска отшлифованными, наконец, с замечательными солистами. В довершение всего концерт был отлично — абсолютно грамотно по содержанию и корректно по форме — проведен Еленой Пономаревой, доцентом Саратовской консерватории им. Л.?В. Собинова (подобное для духовных концертов, замечу, редкое явление).

В программе были представлены церковно-музыкальные композиции разных времен и стилистических направлений, от XVIII до ХХ века, а также несколько песенных обработок. Едва ли не центральное место отводилось классицистическому концерту — два опуса Бортнянского, в том числе знаменитый духовный концерт «Скажи ми, Господи», и еще более знаменитый концерт Березовского «Не отвержи мене». Этим сочинениям сложно дать новую интерпретацию — они входят в основной репертуар множества хоров,?— но Александру Занорину это удалось. Представляется, что подобная удача связана, кроме регентского мастерства, с общим модусом звучания Архиерейского хора, отличающимся не только упоминавшейся уже чистотой, но и особого рода прозрачностью, легкостью (но не легковесностью), которая позволяет слушателю в каждое мгновение слышать все голоса полифонической хоровой вертикали. Особенно тронул меня концерт Березовского, прозвучавший без излишнего пафоса, с настоящим трагизмом — сдержанным, а потому глубоким и сильным.

Стильно прозвучали в исполнении саратовцев и композиции, относящиеся к так называемому новому направлению, то есть уже к ХХ веку: Кастальского, Гречанинова, Голованова, а также нашего великого современника архимандрита Матфея (Мормыля). Из этого слоя репертуара я бы выделила прекрасный кондак святителю Николаю (музыка дирижера Николая Голованова): радостно, что эта музыка получает все более широкое распространение.

Не менее радостно слышать и то, как смелый эксперимент Сергея Жарова, всемирно известного руководителя хора донских казаков, расширившего возможности мужского хора до немыслимых ранее пределов, обретает свое преломление и творческое развитие в практике регентов нашего времени. Это особенно заметно в виртуозных обработках народных и «околонародных» песен, поставленных в завершение программы и, разумеется, очень порадовавших публику. Здесь представился шанс блеснуть солистам — и они его не упустили. Хороши были все, но если уж выделять кого-то, то Алексея Кошелева, напомнившего по звучанию и манере молодого Шаляпина, и, конечно же, уважаемого протодиакона Олега Дроздова, не только отлично канонаршившего в кондаке новомученикам и исповедникам Российским, но с не меньшим успехом исполнившего и роль запевалы в «Песне о вещем Олеге». Вообще, как известно, в былые времена русские диаконы делились — условно, конечно,?— на «поющих» и «возглашающих». Отец Олег, несомненно, «поющий» диакон, с особенной, как бы чуть-чуть нетемперированной интонацией, необычайно оживляющей хоровое звучание.

Итак, можно — и следует — поздравить Архиерейский хор и регента Александра Занорина лично с настоящей удачей, с очевидным творческим ростом.

Газета «Православная вера» № 22 (498)

Музыковед, доктор искусствоведения