28 августа христианский мир празднует Успение Пресвятой Богородицы
Этому дню - дню блаженной кончины Пречистой Девы - предшествует двухнедельный пост, который по строгости приравнивается к Великому. Так, с помощью ущемления себя в малом, Церковь готовит нас к тому большому и трепетно-радостному, чем на самом деле является праздник Успения…
Под знаком смирения
«Успение» - от слова «сон», мирная и непостыдная кончина земной жизни… Светскому разуму бывает непонятно: как можно праздновать день смерти? Однако для тех, кто верует и знает, что человек живет вечно, и смерть – лишь еще одни роды (недаром на иконе Успения душа Богородицы изображается как новорожденный спеленованный младенец на руках у Христа), трудный, но переход в дальнейший этап жизни, естественная человеческая печаль этого события смешана с радостью: Пресвятая Богородица, переступив предел земной жизни, не оставила нас. Отныне и навсегда Она – наша помощница, молитвенница и заступница на всех путях многоскорбного нашего существования.
Праздник этот имеет началом события, описанные в церковном предании, и впервые стал праздноваться в 5 веке в Сирии. По преданию в этот день апостолы Христовы, которые разбрелись по разным странам, исполняя данную им миссию – благовестие Евангелия, чудесным образом все собрались в Иерусалиме. Они не могли не собраться: в дальний неведомый путь отходила Та, которую Сам Христос на кресте дал им в матери, которая, как и они, в день Пятидесятницы получила Духа Святого и перенесла с учениками и друзьями Своего Сына все тяготы их жизни…
Во время похорон ученики слышали непрестанное пение ангелов, это пение не умолкало в течение трех дней над могилой Богородицы в Гефсимании. И когда через три дня могилу открыли, чтоб усопшей мог поклониться один из апостолов, опоздавший на погребение, все увидели – могила пуста, воскресение Пречистой Девы Марии произошло вслед за воскресением Ее Сына.
О Пресвятой Богородице очень мало говорится в Евангелии, вся ее жизнь прошла под знаком незаметности и смирения, словно бы в тени жизни Ее Сына. Писания евангелистов – не литературный рассказ, это свидетельство, точный человеческий документ, а в те времена роль женщины не было принято особо выпячивать. Но и того, что мы знаем из Евангелий, достаточно, чтобы понять: произошло великое чудо, чудо любви. Любви Бога к отпадшему от Него человечеству, жертвенной любви Отца к своим неблагодарным, разбившим родительское сердце, блудным, но смертно любимым детям.
Через отпадение от Бога в мир неизбежно вошел грех, и смерть стала властвовать всюду, ее проявления стали сопровождать человека из рода в род: болезни, старость, несправедливость и разобщение между людьми, катастрофы и войны, и один конец ждал всякого, будь то развратник и убийца или праведник – могила. Однако смерть напрасно торжествовала победу: Бог Сам пришел в мир, чтобы спасти нас. Не чудесным образом тянул нас назад, на небо – да это и невозможно, ведь Он Сам же и дал нам свободу, против нашей воли Бог не делает с нами ничего. Но Он вошел в мрак нашего обыденного земного существованья тем же путем, что и всякий смертный – рождением, как простой младенец. И вратами, через которые Он вошел, стала никому не известная Дева из Галилеи, окраинной области отдаленной провинции великого Рима…
Такая обычная Девушка…
С тех пор мир перевернулся с ног на голову: неизвестная точка на краю ойкумены стала центром вселенной, а Тот, Кто был распят как смертный раб – воскрес, победив законы тления, и утвердил законы Царства Божия, законы, по которым любящий Творец создал этот мир и человека. И эта победа была бы невозможна без тихого, но твердого слова согласия простой Девы: «Се, раба Господня, буди мне по слову Твоему…», слова веры и любви, которое Мария сказала Ангелу в день Благовещения.
Какие чувства испытывала Она, держа Властителя Вселенной как простого грудничка на руках в ночь Рождества, что думала, наблюдая за Иисусом, пока Он рос, какой мерой можно измерить Ее боль и горе, когда Она видела Его умирающим на кресте, что именно сказала Она, когда услышала весть о воскресении – мы не знаем. Знаем только скупые слова Евангелия: все, что говорил и делал Сын Божий, Его земная Мать слагала в сердце Своем… Она стала не просто Его Матерью – но и соратником, столпом и основанием Церкви, той новой семьи Божией, которая в течение веков живет, растет – и влечет за собой все человечество в невечерний свет вечной жизни, в Царство Божие.
Премудрый богослов и полуграмотная старушка, суровый аскет-монах и обычный суетный мирянин, старый и малый – никому из христиан не нужно особо объяснять, кто такая Пресвятая и Пречистая Дева Мария, наше сердце тянется к Ней само. Праздник Ее Успения – один из самых почитаемых на Руси, в его честь написаны иконы, возведены храмы. И все мы знаем слова, сказанные одним из святителей Церкви Православной: «Радуйтесь, грешники! Праведников поведет в рай апостол Петр, а нас - Сама Пресвятая Богородица».
Преблагая Царица небесе и земли, Родоначальница спасения нашего, Предстательница пред Богом, Надеждо ненадеемых, Утешение отчаявшихся, Окормительница странных, Заступница сирых – как только не называет верующий народ Пресвятую Богородицу! Она - наша Целительница и наш Живоносный Источник, наша Нечаянная Радость и наше же бесконечное Умиление. Она – Та, Кто призирает на наше смирение, утоляет наши печали. А еще Она - Взыскательница погибших, прибавительница нашего ума и всех скорбящих Радость. И какой любовью окружен Ее образ и Ее имя в сердцах христиан в течение долгих веков…
Эта любовь к Пречистой Деве – неподдельна, ее почитают как первую из всех святых - не как некое волшебное существо или богиню, но как чистую непорочную земную девушку, через которую в мир пришел наш Спаситель, Богочеловек Иисус Христос.