Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Как лучше выразить благодарность Богу, Божией Матери, святым?

Часто у чудотворных икон можно видеть кольца, браслеты, цепочки и крестики. Это ведь мирское. Зачем их вешать на иконы? Насколько это правильно? А снимать с себя нательный крест, мне кажется, вообще недопустимо. Как лучше выразить благодарность Богу, Божией Матери, святым? Спасибо. Виктория

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Уважаемая Виктория! Благодарность Богу, Матери Божией и святым лучше всего выражается в молитве и добрых делах, в помощи людям, которые в ней нуждаются и находятся рядом. Однако явление, о котором Вы пишете, очень древнее. Вспомним жизнеописание преподобного Иоанна Дамаскина: после чуда, которое с ним совершилось, он сделал из серебра подобие руки, и оно было подвешено на икону, которая впоследствии получила наименование «Троеручица».

Те, кто был на Святой Горе Афон, знают, что у чудотворных икон там огромное количество приношений. Это и вылитые из серебра части тела — руки, ноги, то, что исцелилось у человека по его молитвам перед этой иконой. Это и цепочки, и крестики, и колечки, и архиерейские панагии, и кресты… Все это — некое материальное выражение глубокой внутренней благодарности и признательности, которую человек испытывает к  Богу, Божией Матери и святым.

Дело в том, что человеку свойственно выражать свои внутренние, душевные чувства и движения, в том числе, и материальным образом. Если бы это было не так, никто бы не дарил женщинам цветы. Казалось бы, это абсолютно бессмысленно, ведь, как сказано в Писании, это трава, «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь» (Мф. 6, 30). Но, я думаю, люди будут дарить цветы, пока существует человеческий род. Так и здесь: приношения на иконе – это овеществленное свидетельство неких внутренних чувств.

Очень часто, когда таких приношений набирается достаточно много, их переплавляют и делают оклады на иконы. Например, в Троицком соборе Саратова на иконе Спаса Нерукотворного можно увидеть серебряный оклад с позолотой, который был изготовлен в конце XIX века.

Поэтому, я убежден, что в этой традиции нет ничего плохого, если за внешним действием присутствует и внутреннее расположение человека. Но, конечно же, подобными вещами нельзя ограничиваться. Иначе отношения человека с Богом приобретают неправильный характер «Ты — мне, я — Тебе»: «Я Тебе, Господи, свечку потолще, а Ты мне пятерку на экзамене», «Я Тебе цепочку с крестиком, а Ты мне что-то еще»… Внешние материальные проявления человеческого чувства благодарности должны исходить от избытка сердца.