+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+

Здравствуйте! В вопросах духовной жизни, как и в вопросах воспитания детей, безусловно, необходим опыт и практические знания, умения. Совсем недавно у меня произошел спор с человеком, который доказывал, что характер и генетическая предрасположенность являются причиной появления в обществе «злых», «необузданных» людей, и если в человеке заложен «плохой стержень», то таким он и станет в дальнейшем, вне зависимости от того, как хорошо ты его воспитываешь. Мое же утверждение исходит из того, что как ребенка воспитаешь, что будет заложено в нем с самого рождения, то из него и вырастет, независимо от его генетики (ведь даже характер сформировывается только к 18-20 годам). Как понять, что играет действительную роль в развитии и становлении человека как личности, и возможно ли, что даже «примерное воспитание» может не дать «хорошие плоды»? Спасибо. Александр

Отвечает иерей Василий Куценко

Александр, точка зрения Вашего оппонента очень распространена, есть даже такая пословица — «яблоко от яблони недалеко падает». Но все же люди и яблоки очень сильно отличаются, да и «народная мудрость» может оказаться далеко не мудростью. Например, в ряде стран (Дания, Швеция, Новая Зеландия и др.) проводилось систематическое изучение «неблагоприятной наследственности» среди усыновленных детей, при этом было установлено, что чем больше судимостей имел биологический отец, тем выше был риск стать преступником для его потомка, но из мальчиков, биологические отцы которых были преступниками, впоследствии нарушили закон примерно 14%, остальные 86% никогда не совершали противоправных действий. Поэтому говорить о том, что «плохая наследственность» предопределяет поведение человека — нельзя. Те же исследования подтвердили, что благоприятная обстановка в приемной семье снижает риск криминального поведения у детей с «плохой наследственностью» (более подробную информацию об этих исследованиях можно прочитать в статье М.В. Алфимовой «Влияние генетической наследственности на поведение»). То есть, если человек, например, страдает алкоголизмом, это не значит, что во всем виноват «ген алкоголизма» (такого гена попросту не существует). Алкоголизм стал итогом целой цепи событий, как внешних, так и внутренних. Но говорить о том, что человек генетически предопределен быть алкоголиком, преступником и т.д.,— нельзя.

Но что тогда играет решающую роль в становлении личности ребенка? Конечно же — воспитание и, прежде всего, воспитание в семье. Кроме этого, влияние оказывает и окружающее общество. Но главный вопрос, который так или иначе возникает у каждого человека: почему у хороших родителей вырастают плохие дети? Или почему в хорошем обществе встречаются негодяи? Ответить на эти вопросы однозначно — нельзя. Наверное, самым лучшим примером здесь будет личность Иуды Искариота. Один из двенадцати ближайших учеников Христа, ставший предателем своего Учителя. Неужели Господь не мог «правильно воспитать» Иуду или относился к нему хуже, чем к другим? Нет. Господь любил Иуду и до самого конца ждал его раскаяния. Что же произошло? Иуда, как и каждый из нас, наделен свободной волей. Бог — не программист, а человек — не компьютер, который можно запрограммировать на выполнение только определенных действий. Бог не программирует нас на добрые дела. Бог желает нашего свободного выбора. А поступить так или иначе, хорошо или плохо, совершить доброе дело или грех — решает сам человек. Бог направляет человека, также и родители или воспитатели могут направлять ребенка, но выбор все же остается за каждым из нас. Но то, каким именно в итоге будет этот выбор, во многом зависит от воспитания и тех добрых примеров, которые окружают человека.