+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+

Основным требованием для принятия ребенка в Свято-Покровскую православную гимназию является воцерковленность его родителей. Можно ли с этой точки зрения назвать фарисеев, с которыми боролся Иисус, воцерковленными людьми своего времени? Отсюда возникает следующий вопрос: не являются ли некоторые современные люди, считающие себя воцерковленными, с ног до головы фарисеями? Дмитрий

Отвечает иерей Василий Куценко

Не совсем понятна логика Вашего вопроса — особенности приема детей в православную гимназию и обличение Христом фарисеев. Поэтому отвечу по отдельности. «Воцерковленность родителей» является вполне естественным условием для принятия ребенка в православную гимназию. Покровская гимназия является школой, ориентированной именно на тех детей, чьи родители являются прихожанами саратовских храмов. Наряду с обычными школьными предметами в гимназии преподают специальные церковные дисциплины, предполагается участие детей в общих богослужениях. А «воцерковленность родителей» подразумевает, что ребенок уже посещает храм, уже имеет представление о православной вере и Церкви.

Кстати, именно «воцерковленность родителей», согласно церковной традиции, является главным условием для крещения младенцев. Только при условии того, что родители ребенка являются христианами, участвуют в Таинствах, ведут церковную жизнь, может быть совершено крещение младенца.

Можно ли назвать фарисеев «воцерковленными людьми своего времени»? Нельзя. Сегодня под словом «воцерковленность» подразумевается реальная церковная жизнь, которую ведет человек. К сожалению, большинство наших соотечественников считают себя православными только по национальной принадлежности, при этом практически не посещая храм и имея очень отдаленные представления о смысле христианской веры. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа среди иудеев такая ситуация была попросту невозможна. Иудей — не посещающий в положенное время Иерусалимский храм, не участвующий в синагогальных собраниях и не соблюдающий основные требования закона — превратился бы в изгоя. Фарисеев Христос обличал за гордость и за презрительное отношение к другим (вспомните притчу о мытаре и фарисее, см.: Лк. 18, 10-14). А также за то, что фарисеи во главу угла ставили именно букву и форму, забывая о духовном: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23, 23). Есть ли среди современных христиан люди, подобные фарисеям? Наверное, каждый из нас может иметь внутри что-то фарисейское, особенно тогда, когда превозносится над другими. «Фарисейство» как состояние неискренности, когда человек старается быть хорошим только внешне, а внутренне презирает других, которые на него не похожи, может быть свойственно не только верующим, но и вообще всем людям.

А судить людей — кто кем является — дело Бога. Суд человеческий порой превратен и ошибочен. В ответ на требование справедливого суда над женщиной, взятой в прелюбодеянии (за что по иудейским законам полагалась смерть), Христос сказал: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7).