+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Жить, зная, что мы не одни
Просмотров: 771     Комментариев: 1

Есть книги и авторы, которые очень вдохновляют. Прочтение буквально одной страницы по-настоящему утешает и открывает для тебя новые смыслы, которые на самом деле всегда были доступны, просто наши ум и сердце не хотели или еще не были готовы их видеть. Одним из таких удивительных авторов для меня стал архимандрит Андрей (Конанос) и его книги о живой и радостной вере.

Архимандрит Андрей (Конанос) — современный греческий проповедник, миссионер и богослов. Еще учась на богословском факультете в Афинском университете, он начал заниматься преподавательской и миссионерской деятельностью: вел занятия в воскресной школе, работал вожатым в православных лагерях, проводил встречи с молодежью. После рукоположения отец Андрей продолжил читать публичные лекции в учебных заведениях Афин и стал вести миссионерскую деятельность на своем приходе. В течение нескольких лет, с 2006 по 2013 год, он вел авторскую передачу «Невидимые переходы» на общегреческой православной радиостанции «Пирейская митрополия». Эти программы стали популярными и востребованными. Сейчас отец Андрей проводит встречи во многих городах Греции и в других странах, выступает на радио и телевидении, публикует новые проповеди в Интернете. Его книги переведены на многие языки мира, в том числе и на русский. За последние несколько лет в издательствах Сретенского монастыря и «Никея» вышло в свет несколько его книг, среди которых «Когда Христос станет для тебя всем», «Бог не оставит тебя», «Добрый день, Господи! Книга о радостной вере», «Христос посреди нас. О святости повседневной жизни» и другие.

Думается, что особое, удивительное свойство отца Андрея, которое и привлекло к нему столь многих читателей, — та самая, уже упомянутая, способность вдохновлять. Причем это не черта его литературного стиля — это свойство незаурядной личности, проистекающее из искренности, неподдельного интереса к жизни и эмоционального участия в том, что происходит с другими людьми. Для многих, кто общался с этим священником, он стал мостиком к подлинной вере, где действуют, в первую очередь, радость и любовь, а еще свобода от самообмана, мешающего человеку полноценно жить.

Проповеди отца Андрея внешне очень просты, они не перегружены назидательными речами и наставлениями, доступны людям любого возраста и круга интересов. Но в то же время они невероятно глубоки, и в первую очередь потому, что в основе их лежит чистосердечие, которого так не хватает в чересчур логичном и до боли холодном современном мире.

В книге «Христос посреди нас. О святости повседневной жизни», как и в других книгах архимандрита Андрея, красной нитью проходит мысль о том, что всем нам, православным христианам, нужно иметь в своем сердце истинного Бога — Бога любви, милосердия, смирения и снисхождения, а не выдуманного нами самими, созданного нашей богатой фантазией «божества», которое имеет так много разновидностей, сколько, наверное, самих христиан на земле. «Господь не наказывает и не мстит, Он — Любовь, — напоминает нам автор. — Каким бы ни был человек, как бы низко он ни пал, Бог не может причинить ему зла. Его “наказанием” будет еще большая любовь к этому человеку». Эти слова адресованы в первую очередь тем, кто из ложного страха боится сделать любой, даже самый малый шаг к Богу, и тем, кто страдает от надуманных угрызений совести, не замечая реальную жизнь вокруг.

«Церковь — это не суд, это лечебница, место, где люди получают прощение, утешение и поддержку», — пишет этот автор. И не просто пишет — именно такой Церкви он посвятил свою жизнь. В ней он живет — с глубокой убежденностью в том, что утешение и поддержку от него должен получить любой человек, с верой, покаянием и надеждой обратившийся к Богу, вне зависимости от того, какой у него характер и привычки, где он работает, как одевается и какое у него прошлое. Дело здесь в том, что «каждый из нас — неповторим, и Господь любит всех нас такими, какие мы есть». Эту, казалось бы, очень простую и понятную мысль на самом деле очень трудно усвоить до конца, и главное — безумно сложно применить в своей собственной жизни. При всем том она является абсолютной правдой: чтобы жить полноценно, человеку необходимо примириться с собой — признать, что у него есть слабости и недостатки, что он делает промахи и ошибки, которые повторяет изо дня в день. И не нужно строить из себя «какой-то фальшивый образ», лучше показывать себя таким, какой ты есть на самом деле, «не оправдывая своих страстей, но и не удовлетворяя их». Перестав закрываться от себя, идеализировать или рисовать в черных красках свое собственное «я», человек сможет по-настоящему принять других людей и Бога. Отец Андрей говорит об этом так: «Признав истину о самих себе, мы полюбим других людей, станем снисходительнее и человечнее. А став человечнее, приобретем и божественность. Смирившись, приземлившись, мы взлетим: для того, чтобы взлететь, нужно сначала твердо ступить на землю. Стань человеком для того, чтобы превратиться в богочеловека». Не в этом ли и состоит смысл христианской жизни…

Отец Андрей открывает глаза на многие вещи, отрезвляя читателя и убирая надуманные им ложные надежды, которым нет места в действительности: «Очень часто, придя в Церковь, человек начинает думать, что воцерковление само по себе изменило всю его природу. Но, скажу тебе, в отношении собственного "я" никаких изменений здесь не происходит. Характер не может измениться только потому, что человек пришел в конкретное место — даже если это место свято». И продолжает свою мысль: «Человек, живя в Церкви и общаясь с другими церковными людьми, очень скоро начинает понимать, что многие из них остались такими же, какими были и до Церкви». То есть, живя церковной жизнью и причисляя себя к людям православным, церковным, ни один человек самим этим фактом не освобождается от страстей и недостатков, а воцерковление не избавляет его от всего того, что ему в себе так не нравится. Нужно понять, что вложенные в человека особенности, недостатки и гнездящиеся внутри страсти — это «не рубашка, которую можно снять, кинуть в стирку и забыть о ней». Задача стоит намного более сложная, и каждому из нас предстоит до конца жизни бороться, падать и вновь вставать. Поэтому нужно учиться быть снисходительными к немощи — и своей собственной, и окружающих нас людей. Применив эту нехитрую схему в своей жизни, рано или поздно получится понять, что «люди — очень хорошие».

В своих размышлениях отец Андрей задается важным вопросом, который, наверное, не потеряет свою остроту и актуальность никогда. Чего от нас хотят окружающие нас люди и чего мы сами хотим от них? Ответ будет прост: понимания и принятия. «Как удивительна и прекрасна эта свобода! Быть свободным самому и давать свободу другим», — пишет автор. Он напоминает, что Сам Господь в своей земной жизни терпел и прощал всех приходящих к нему людей, и если сейчас Он принимает абсолютно каждого из нас, то и мы вслед за Ним должны стараться поступать с окружающими нас людьми таким же образом.

Среди многих историй и примеров, которые приводит в своей книге священник, есть один особенно трогательный случай, который произошел с ним однажды на Афоне. Он поднимался пешком в гору, в один из монастырей. Дорога была тяжелая, батюшка был нагружен вещами, отчего устал и вспотел. В конце пути его встретил тамошний монах. Он подошел к нему, пожал его потную руку и крепко обнял. В этот момент отец Андрей понял для себя, что этот монах не гнушается ни его потной руки, ни мокрой спины, ни терпкого запаха, исходящего от тела. Именно в такие моменты, говорит автор книги, душа человека начинает расцветать, потому что человек вдруг понимает, что его принимают таким, какой он сейчас, что он не одинок в этом мире. «Вот что такое единство в многообразии. Это и есть Православие. Здесь никто никого не принуждает быть, как все — одинаково ходить, говорить, одеваться. Нашей общей чертой должна быть только любовь. Едиными должны быть наше сердце и вера», — подытоживает он.

В глубине души всем нам очень хочется чувствовать к себе участие. Хочется тепла, искренности, доброго, а не оценивающего взгляда, слов утешения и поддержки, а не напыщенной строгости и требовательности. Нам хочется быть самими собой, а рядом видеть людей живых и настоящих, а не шаблоны и копии. В конце концов, очень хочется дышать с людьми, которые находятся рядом с тобой, одним и тем же воздухом — воздухом общей веры. Прочтя книгу архимандрита Андрея (Конаноса), человек приходит к пониманию того, что жить счастливой и полноценной жизнью действительно возможно. Для этого нужно, как говорит он сам, «жить, зная, что мы не одни».

Газета «Православная вера» № 05 (625)

Комментарии:

03.04.2019 12:22:09  Юлия

Случайно попалась на глаза книга «Добрый день, Господи! Книга о радостной вере» Архимандрита Андрея (Конанос). Читала и перечитывала несколько раз. Настолько все понятно и близко к сердцу и душе. И главное, о том, чем мы живем каждый день и как научиться любить. Обязательно прочитаю и другие книги этого автора. 

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.