+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Встречать не по одежке
Просмотров: 921     Комментариев: 7

Внешняя сторона церковного благочестия, традиционные требования к внешнему виду человека, входящего в храм, прибегающего к церковным таинствам, посещающего монастырь… Тема, надо сказать, чувствительная и конфликтная. И не потому конфликтная, что какой-то своевольной девице очень нравится ходить в джинсах и никак не хочется надевать юбку. Нет, дело не в этом. Дело в том, что здесь нет, во-первых, единой точки зрения, и с неизбежностью присутствует разномыслие (что само по себе нормально), а во-вторых, не всегда мы, оказывается, можем определить место и значение этого внешнего в нашей жизни; не всегда понимаем, что внешнее должно служить внутреннему, а не наоборот. И вот тут уже встает вопрос отношения к человеку, вопрос любви.

Не так давно один саратовский священник выложил в соцсеть фотографию, на которой нет ничего особенного: просто стоят прихожане в храме, в лучах летнего утреннего солнца, и молятся. И тут же появился коммент: «А у вас что, благословляется с голыми руками в храм входить? У нас выставить могут или, по крайне мере, платок дадут, чтоб руки прикрыла…»

Я в Церкви, слава Богу, больше десяти лет, и мне никогда в голову такое не приходило — что у меня могут возникнуть проблемы в связи с коротким рукавом в летнюю жару. Женская летняя одежда — она же вся с коротким рукавом, в конце концов. Лишать человека возможности молиться в храме из-за короткого рукава, травмировать его, делая виноватым… Зачем?! Что страшного-то в наших локтях, они что — оскверняют святыню, оскорбляют чьи-то чувства, мешают молиться?

Очень много шума в моей ленте «Фейсбука» наделал недавно рассказ женщины — дочери священника, между прочим, с младенчества верующей и воспитанной в уважении к церковным традициям — о том, как ее не пустили в один из южных женских монастырей по причине педикюра — малозаметного лака на ногтях ног. Бдительная монахиня заметила это поблескивание под подолом длинной юбки. Кстати, юбка была монастырская, в собственной своей юбке эта паломница в обитель войти также не могла: длина достаточная, но сбоку до колена разрез, пришлось переодеваться. Но, когда переодетой паломнице выдали флакон ацетона и предложили смыть лак — она покинула монастырь, так и не приложившись к его святыням… Комменты:

«Вас не пустили с педикюром, но против босоножек как таковых не возражали? Странно. Меня в соседний с этим монастырь не пускали в босоножках — требовали, чтоб надела носки».

«Мы ездили в этот монастырь группой в самую жару, на водителе автобуса была рубашка с коротким рукавом, он не знал, что нельзя. Не пустили, пришлось нам срочно искать для него другую рубашку. Женщинам пришлось стереть косметику, кому-то остричь слишком длинные ногти».

«На жене была зимняя юбка, открывавшая только голенища сапог: заставили поверх нее надеть длинную, до полу, монастырскую».

Нет, дорогой читатель, не нужно пугаться: вышеописанное касается далеко-далеко не всех приходов или монастырей. У нас в епархии лишних запретов и нелепых придирок не заведено вообще; притом что большинство прихожан стараются соблюдать традиции внешнего благочестия — посмотрите на любой снимок, сделанный в храме, чтобы в этом убедиться. Что касается монастырей — опытные паломники подтвердят: в большинстве обителей подход к деликатной теме внешнего вида гостей — разумный и адекватный. Определенные требования, конечно, есть, в шортах или мини-юбке, действительно, не пустят, но вот ног и ногтей, точно, не рассматривают.

Но как относиться к строгостям, которые представляются излишними? Как реагировать, если сталкиваешься с неожиданным и жестким требованием? Может быть, мы вообще не вправе об этом судить, наше дело — подчиняться, послушаться? В Интернете многие разделили наше (то есть мое и несостоявшейся паломницы с подкрашенными ногтями) огорчение и недоумение, но немало было и таких, кто ее осудил, причем весьма сурово.

«Если вы неспособны проявить послушание и смыть лак с ногтей, значит, вы недостойны войти в монастырь! И совершенно правильно сделали монахини, что вас не пустили!»

«Монастырь — он и должен быть строгим! А вас никто в монастырь не звал! Не нравятся порядки — езжайте мимо, только и всего!»

Многие — как часто бывает в таких случаях — ставили себя в пример: «А вот от меня тоже потребовали, и я смиренно подчинилась, не то что вы!»

Лично мне представляется, что любой паломник, кто бы он ни был, не только должен уважать порядок, заведенный в монастыре, но и сам нуждается в уважении — к его личным границам, его человеческому достоинству, его, в конце концов, правам, даже к его настроению — это совсем не мелочь на самом деле. Уважение и бережность в данном случае должны быть взаимными.

Я также полагаю: выбор тех, кто в подобной ситуации отсек свое протестующее «я», смирился и проявил послушание — достоин уважения: он может принести человеку добрый плод. Но смирившийся не должен осуждать других за несмирение; послушания лучше требовать от себя самого, а не от ближних. Считать других людей плохими, недостойными христианами, а себя достойным — это именно недостойно звания христианина.

Ситуацию комментирует игумен Нектарий (Морозов), руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии:

— Отношение к подобным ситуациям у меня двойственное. С одной стороны, совершенно верна поговорка «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». В Греции есть монастыри, которые в определенные дни вообще закрыты для паломников. На Афон, как мы все знаем, закрыт доступ для женщин. Правильно это или неправильно? Безусловно, правильно, потому что люди уходят в монастырь, чтобы подвизаться, и им нужны для этого особые условия. Монастырь — сообщество людей, которые живут по принятым ими правилам, по уставу обители, и они не обязаны подстраиваться под окружающий мир.

Но это с одной стороны. С другой — монастырь не только особый мир, он еще и неотъемлемая часть Церкви. Монашество — это, прежде всего, христианство. И наша задача — как можно больше людей не оттолкнуть, но привлечь ко Христу, открыть им, что такое Церковь Христова. А как это сделать, если не любовью, через любовь, через максимально теплое, сердечное отношение к приходящим людям?

Исходя из этого, я полагаю, что нам нужно идти иным путем. Не заставлять смывать лак с ногтей, стирать помаду с губ, не обматывать женщин какими-то черными платками, не бегать за человеком с булавкой, пытаясь заколоть ему разрез, а вместо этого — помочь человеку получить то, что он может получить в монастыре.

У нас есть один вневременной источник, к которому мы должны обращаться в любой ситуации: это Евангелие. А что мы видим в Евангелии? Грешницу, пришедшую омыть ноги Христу. Евангелие не сообщает, были ли на этой женщине украшения, пользовалась ли она тогдашней косметикой, какой была ее одежда. Зато о волосах сообщается, что она утирала ими ноги Спасителя. Распущенные волосы в то время — это признак, как я понимаю, не самого достойного образа жизни. Эту женщину все присутствовавшие осудили. А вот Господь не осудил, Он сказал: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7, 47). А если бы в дверях дома, где это происходило, дежурили слишком строгие ревнительницы благочестия, они ведь ни за что бы эту женщину к Спасителю не пропустили.

Конечно, монастырь по определению — место молитвенного уединения. Но наша российская реальность такова, что монастырский храм становится и приходским тоже, и в него приходит много людей, находящихся в разных жизненных ситуациях, в разных, подчас и тяжелых, и опасных душевных состояниях. И там, где можно пойти человеку навстречу, там мы должны ему навстречу пойти, хотя и не должны, конечно, всю свою жизни по его требованию перекраивать. Следует помнить: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Начать надо с того, что в храм этот человек идет — не хулиганить, не безобразничать, он идет в храм, чтобы помолиться. А мы ему ставим барьеры — юбка не такая, ногти крашеные… Но человек не к нам, он ко Христу пришел.

Говорить о том, что лак на ногтях, или разрез на юбке, или невинная надпись на футболке кого-то соблазняют или чему-то угрожают — по меньшей мере смешно. В нашей жизни предостаточно гораздо более серьезных искушений. Мы соблазняем друг друга, прежде всего, отсутствием любви. И совершенно об этом не беспокоимся. А вот из-за ногтей чужих — переживаем. Не хотелось бы никого осуждать, но в этом я вижу все же дух фарисейства.

В христианской жизни, как и во всякой другой, необходимо правильно расставлять приоритеты, отличать главное от второстепенного. И критерий здесь, конечно, тоже — Евангелие. Ну не сказано в нем ничего про ногти, про разрезы, вырезы, рукава и тому подобное. Зато сказано достаточно о том, как мы, христиане, должны относиться друг к другу, чтобы наследовать Царство Небесное. Конечно, если в храм входит девушка, на которой из одежды одна рыбацкая сеть — такое у нас однажды было — то есть смысл ее остановить, предложить ей другую одежду. И если в майке с сатанистской символикой человек пытается войти — нужно остановить. Но тоже не так: «Пошел вон отсюда». В наше время люди очень многое делают бездумно: человек может напялить на себя эту майку, не понимая, какую информацию она несет. Ему нужно просто объяснить, почему в таких майках в христианские храмы не ходят, почему это вообще лучше не носить.

Излишнее внимание к внешнему благочестию вполне может оказаться подменой благочестия внутреннего. Именно подменой. Симптомом отсутствия подвига — обуздания собственных страстей, очищения воли, стяжания добродетели. Отсутствие всего этого, незанятость души приводит к тому, что люди начинают бороться с лаком на чужих ногтях или тушью на чьих-то ресницах. Меж тем давно замечено: чем строже человек к себе, тем лучше он знает свою собственную немощь и тем больше жалеет окружающих, тем снисходительнее к ним.

Как реагировать, если мы столкнулись с чем-то подобным? Спокойно, без лишних эмоций, без осуждения. Христианская жизнь — она ведь вообще требует прощения, терпения и максимально спокойного отношения ко всему. Не пускают — ну и не нужно. Пойдем в другое место, а этих людей оставим жить так, как они считают правильным. У аввы Дорофея есть слова на этот случай: «Нашел брат путь свой». Если очень хочется поделиться болью, быть услышанным — можно написать спокойное, не агрессивное письмо правящему архиерею этой епархии.

Газета «Православная вера» № 17 (612)

Комментарии:

25.09.2018 17:23:59  Наталия

Тема сопоставления внешнего и внутреннего назрела уже давно. К сожалению, почему-то многие стараются отправить её на "задний план" - к монастырям, которые наоборот есть передовые
линии христианства. А почему бы и не поучиться у монастырских монахов истинному благочестию. А разговоры о том, кто из-за чего и к Кому пришёл в храм, уже не актуальны по одной причине -
не вчера у нас возродилась Церковь, не вчера у нас организовалось общество верующих, в т. ч. так называемых "ревнителей благочестия". В наше время строгость во Христе нужна как никогда,
если не хотим совсем "опустить" наш народно-культурный потенциал. Человек грешный постоянно нуждается в каких-либо ограничениях, в так называемых законах и правилах. Почему бы не
прививать ему эти Правила Хорошего Тона уже с первых шагов и в Церковь в том числе. Кто-нибудь спросил у тех, кто не пускал, а ПОЧЕМУ ИМЕННО НЕЛЬЗЯ В ТАКОМ ВИДЕ?! Если б объяснили, то
и обид бы не было, и согласились бы сразу и другим поведали. Во многих монастырях вывешиваются объявления с информацией о правилах посещения - очень хорошая благочестивая практика.
В паломнических поездках руководители заранее предупреждают об этом - длинный рукав, длинная юбка, платок, кстати, цвет не регламентируется. Образ женщины - это образ Пресвятой
Богородицы - вот с Неё -то и надо брать пример! и во внешнем виде и поведении в том числе. Да, в храмах при монастырях службы для всех, но посмотрите какое там благоговение во время
богослужения, туда с любопытством не заходят, или чтоб свечку мимоходом поставить не поедут в Оптину Пустынь. Туда обдуманно идут помолиться, с горячей верой, исповедаться Богу в грехах!
И что будет, если впереди встанет длинноногая красотка или молодец-спортсмен, играющий своими мускулами?! О молитве будет думать за ним стоящий или рассматривать строение тела,
модели обуви, покрой одежды, блеск бижутерии, заколочки, пуговки, кнопочки, колечки, цепочки, бусики, браслетики, сумочки, бренды и тренды... Пойдёт ли молитва в таком случае у
окружающих? Можно утвердительно ответить лишь духовному богатырю!, а простым людям, любящим и почитающим святые места честный положительный ответ дать будет затруднительно. Как
минимум сразу полезут помыслы осуждения, какая, уж, тут молитва?!  Некоторые и возмущаться начнут и не только мысленно. И пойдёт и поедет грех раскатывать по храму на помыслах и словах,
усмехаясь и ликуя. Сколько раз была свидетельницей взглядов и разговоров разных калибров, не хорошо это. Смотри - не смотри на иконостас, а рядом раздражающие реалии, доводящие до
уныния и печали. Кому-то и до зависти недалеко в тех случаях. И уж, какой тут путь "от силы в силу". Хорошо бы ноги домой унести от гнева Божия, что "стоящу ми на молитве, ум мой о
лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих". Если кто-то обиделся и не приложился к святыням, значит лак на ногтях ног был дороже чем святыни... Тем более "выдали флакон
ацетона" - какая забота! была проявлена, чтоб хотя бы внешне очистить от мирской грязи!, а ведь монахиням и без того есть куда средства направить и силы душевные! Не в соц.сети необходимо
о таких "эксцессах" писать, заниматься саможалением и самооправданием, а Богу на исповеди признаваться. Не соглашусь и с позицией "нехватки любви". Извините к кому или к чему?! Разве мы
должны возлюбить грех наших соотечественников, нашей молодёжи, наших детей или их "маленькие шалости", которые предваряют горькие страсти?! Почему-то наш Архиерей Лонгин
рекомендует всем алтарникам приходить на службы в рубашках! и в начищенных туфлях, хотя Владыка очень всех любит и никому не препятствует быть в алтаре. А мы, извините, к делам, уставу,
чину Церкви, что, никакого отношения не имеем?! Или мы приложение человеческого материала в храме и ратуем за количество и подвиги стояния?! Одно дело, когда у девушки кроме джинсов
нет ни одной юбки, и другое, когда девушке и в Церкви как в ночном клубе. По-разному и относиться нужно к таким "тонкостям". И при чём тут правящий архиерей, а разве настоятель храма не
лучше знает своих " ревнивцев" или прихожан - захожан?! Ногти, разрезы и прочее даже не стоит обсуждать. Есть более веские мотивы. Вспоминается Крестный ход в Вавилов Дол: середина
пути, молодой человек (теперь священник) одетый в полосатую майку попросил нести фонарь, на что ему руководителем Хода был дан ответ: "У нас не принято носить фонарь в полосатых майках.
Сначала в рубашку с длинным рукавом переоденься!". Вот такое благочестие там исповедуют и проповедуют!.. И кто знает, может именно такой резкий ответ и переменил сознание молодого
человека в отношении ко всему, что связано с Богом!  Лично мне, Слава Богу, множество раз делали замечания по внешнему виду, и ничего, не сгорела от стыда, но решительно пожелала
переодеться. И помню, как сцарапывала всю дорогу с ногтей лак, в паломническом автобусе. Да и неизвестно кто произносит запрещения - может САМА БОГОРОДИЦА или ХРИСТОС через
"ревнителей благочестия". Не надо путать понятия любви к человеку и толерантности к греху. Мы Богом призваны ненавидеть грех и никоим образом не примиряться с ним. Только в этом случае
будет изменение мира, но прежде каждый должен понять суть греха и по отношению к Богу, и по отношению к себе, и по отношению к другому! По одёжке встречают, к сожалению, но не надо
давать повод ищущим повода... Посмотрите на мусульман, у них целый ритуал - прежде чем пойти на молитву, и помыться не забудут, и приоденутся, и детей очень строго в этом отношении
воспитывают. И посмотрите на облачение православных священнослужителей, ну не видно у них ни ногтей, ни разрезов, ни локтей, ни икровых мышц, всё закупорено и скрыто, для чего это?!
Хотя и в Евангелии не сказано об этом и во фресковой живописи Сам Христос не закутан полностью в материи?! Вот об этом и нужно распространяться, а не защищать педикюрЫ!.. А если кому-то
хочется выступить в роли модели - то это в других местах. Церковь должна быть не только Просветителем, но и Воспитателем истинной культуры, и не только духовной, но и внешней! Именно Бог дал одежды изгнанным из Рая Адаму и Еве, а не царь. Если кто не согласен - простите меня, что высказалась.

25.09.2018 22:05:50  Марина

Простите, Наталья, а вы  не поспешили назвать собственные странные комплексы "необходимой строгостью во Христе"? И почему вы приписываете большинству прихожан какие-то придуманные вами нездоровые  реакции? "О молитве будет думать стоящий за ним или рассматривать строение тела, модели обуви, покрой одежды..." Кто будет рассматривать строение тела и покрой одежды, что, извините, за чепуха? Почему вы решили, что чья-то одежда может привлекать к себе столь мощное внимание, создавать столь могучий соблазн и вызывать такое пиршество греха? Я весьма несовершенная христианка, мне далеко до нерассеянной молитвы, я только начинаю постигать богослужение, но при этом, уверяю вас, мне НИКОГДА не мешал ничей внешний вид. И я согласна с отцом Нектарием: агрессия, направленая на других, призывы к строгости, повышенное внимание к чужим - пусть действительно, недостаткам или ошибкам, стремление давить на других, запрещать, не пускать и т.д. - это подмена борьбы с собственным грехом и несовершенством. Ну вот не получается молиться у меня, а кто виноват? Девушка в короткой юбке! Женщина с накрашенными ногтями!Парень в майке! Всё из-за них! Да не из-за них это все, а из-за нас самих.  Хочу вам напомнить эпизод из жизни одного из самых известных духовников безбожного периода - протоиерея Александра Ильина. Тогда, в 60-х как раз пошла мода на короткие юбки. И вот, один благочестивый прихожанин стал отцу Александру жаловаться на соблазнительность вида многих женщин. А отец Александр кротко, как всегда, ответил, что беда не в женщинах и не в юбках, а в самом этом прихожанине; а осуждать  вообще никого не нужно. 

25.09.2018 22:26:54  поЧитататель

"Помню, как-то на смотру у меня на мундире не хватило двадцати пуговиц, и за это меня посадили на четырнадцать дней в одиночку. И два дня я, как Лазарь, лежал связанный "козлом". На военной службе должна быть дисциплина - без неё никто бы и пальцем для дела не пошевельнул. Наш обер-лейтенант Маковец всегда говорил: "Дисциплина, болваны, необходима. Не будь дисциплины, вы бы, как обезьяны, по деревьям лазили. Военная служба из вас, дураки безмозглые, людей сделает!". Ну разве это не так? Вообразите себе сквер, скажем на Карловой площади, и на каждом дереве сидит по одному солдату без всякой дисциплины. Это меня ужасно пугает." - Швейк. (Ярослав Гашек. "Похождения бравого солдата Швейка"). 

04.10.2018 17:33:53  Ирина

В одном саратовском храме, после акафиста была большая очередь на помазание  и вот, в очереди стояли две девушки. Сразу было видно, что они просто шли мимо храма и решили зайти. Послушали акафист и встали позже в очередь. Платков у них с собой не было и вместо них они завернули на голове свои тёплые кофточки ( надетые поверх блузок на улице). Это было даже нелепо со стороны- такие смешные тюрбаны, но, они так серьёзно отнеслись к этому- Положено же с покрытой головой,но, другого не было. И вот, что интересно, как очередь к этому отнеслась- Хоть бы кто улыбнулся или пальцем показал, или осудил вслух. Очень серьёзно и с пониманием, мол, в следующий раз обязательно платок возьмут и батюшка очень серьёзно их помазал. Сильно надеюсь, что эти девочки станут верующими в дальнейшем и никогда у них не будет обидных воспоминаний, что их выгнали и не пустили в храм в момент их первого прихода.

10.10.2018 11:57:20  гость

пожелание публицистам, особенно с филологическим образованием, при ответе комментатору  местоимение использовать с прописной буквы, строчная в данной интонации-подчеркивание неуважения 

10.10.2018 12:06:38  гость

Паисий Святогорец: Святой Арсений был очень строг в отношении одежды. Одна девушка из Фарас вышла замуж и носила пестрый платок, привезенный из Смирны. Святой Арсений неоднократно делал ей замечания, говорил, чтобы она выбросила этот платок и одевалась скромно, как все фарасиотки. Молодая щеголиха его не слушала.

 

Однажды святой Арсений вновь увидел ее в пестром платке и строго сказал: «Западных болячек мне в Фарасахне нужно. Знай, что если ты не образумишься, то дети, которых ты будешь рожать, будут умирать после своего крещения. Они как ангелы будут уходить к Богу, но тебе не придется порадоваться ни о ком из них». Но она и после этого не образумилась, и у нее умерло два младенца. Только тогда она остепенилась, выбросила свой пестрый платок, пришла к святому Арсению и попросила у него прощения.

10.10.2018 12:19:20  гость

Паисий Святогорец -Геронда, как нам относиться к женщинам, которые приходят в монастырь в брюках? Они часто говорят, что брюки не только удобнее, но и скромнее, чем короткие юбки.

 

-Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и еще с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине— в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположного пола — непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин,которые носят брюки.

 

-Однако женщины, работающие на полях, говорят, что свободно двигаться во время работы они могут только в брюках.

 

-Это все отговорки.

 

-Геронда, а матери говорят, что девочки носят брюки, чтобы не простудиться.

 

-Разве нельзя придумать ничего другого? Что, нет длинных колготок? Вот пусть и носят длинные колготки, чтобы не простудиться. Можно выйти из любого затруднения— было бы желание.

 

-Геронда, что делать, когда в монастырь приезжают какие-нибудь официальные лица,а с ними женщина в брюках?

 

-Вы им объясняйте. Спросите их, хотят ли они, чтобы вы пошли ради них на уступку,нарушили заведенный порядок и в монастыре творилось бесчинство?

 

-Однажды, Геронда, приехали тридцать преподавательниц в брюках, и мы пропустили их в обитель.

 

-Вот и плохо, не надо было этого делать. Надо было им сказать: «Извините, у нас в монастыре такое правило: женщинам в брюках вход запрещен». А то после они поедут и в другие монастыри, там будут говорить, что в такую-то обитель их пропустили в брюках. Вы, не желая их компрометировать, сделали им снисхождение, а они потом скомпрометируют вас. Повесьте на воротах табличку с соответствующим отрывком из Ветхого Завета. Сшейте полсотни юбок и мягко, по-доброму предлагайте их женщинам в брюках или коротком платье, которые, не зная о монастырских порядках, приезжают к вам в первый раз.

 

-Геронда, а как быть, когда приезжают учащиеся старших классов и все девочки одеты в брюки?

 

-Вынесите им угощение за ворота. Это заставит их задуматься. Или если они заранее сообщают вам о своем приезде, предупредите их по телефону: «Пожалуйста, пусть учительницы и ученицы будут одеты не в брюки». Так они поймут, что надо отнестись к монастырю с почтением. Здесь не приход. На приходе священник должен просвещать женщин, чтобы они поняли, почему им нельзя носить брюки и привели себя в божеский вид. А если иной раз в его храм придут женщины в брюках из другого прихода,то он должен что-то придумать. Церковь — мать, а не мачеха.

 

(По традиции гостеприимства. в монастырях Греции каждого приходящего паломника встречают угощением — лукумом или какой-то другой сладостью и стаканом холодной воды)

 

-Геронда, однако, многие говорят: «Поступая с такой строгостью, вы отгоняете людей от Церкви».

 

-Но раз в Ветхом Завете есть заповедь от Бога, запрещающая женщинам надевать мужскую одежду, то что им еще нужно?

 

Но они, видишь ли, рассуждают: «Почему женщина не может носить брюки? Почему в приходские советы не могут входить атеисты— ведь Церковь и народ — это одно и то же?» Но таким образом судьба Церкви будет зависеть от решения безбожников! Вот и превратят храмы в библиотеки, склады и тому подобное, раз они ко всему подходят со своим «почему».

 

И что ты тут скажешь?

 

В монастырях не нужно терпеть и раздетых туристов. Нечего оправдываться тем, что на собранные с туристов деньги монастырь будет одевать бедняков — это уловка лукавого, который стремится сделать монаха чуждым Божиих благословений и превратить его в мирского человека. Напротив, действительное устранение монаха от мира,совершаемое ради Христа, делает его богатым добродетелями.

 

-Геронда, в монастыре Стомион Вы были вынуждены вешать соответствующие объявления для туристов?

 

-Да, я развесил дощечки-объявления. Одна — со словами: «Добро пожаловать» — была у входа в монастырь. Еще две висели пониже, в двадцати минутах ходьбы от обители.На одной было написано: «В одеждах неблагопристойных — на речку» и стояла стрелочка,указывающая к реке. На другой было: «В одеждах благопристойных — к священной обители» и стрелочка-указатель к монастырю. Правда, хорошо написал?

 

-Геронда, а что нам делать летом? В это время года многие женщины приходят в обитель с открытой спиной.

 

-Э, сшейте какие-нибудь попоны — закрывать им спину. Так они поймут, что надо с уважением относиться к месту, в которое они пришли.

 

Косметика — пятна на образе Божием

 

До какого же безобразия докатились сегодня люди! Нынешние женщины делают себе разные химические завивки, и волосы у них стоят дыбом — как все равно накрахмаленные. А как они пахнут! Просто аллергия начинается. Видя мирскую женщину, по-мирски украшенную, по-мирски пахнущую, я испытываю внутреннее отвращение.

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.