+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Возрождение памяти
Просмотров: 260     Комментариев: 0

Кафедральный Александро-Невский собор, Вознесенско-Горянский храм, Ново‑Никольская церковь «на горах» — этих и многих других храмов на карте Саратова уже нет. Они сохранились только на старых открытках и фотографиях. А теперь их можно увидеть еще и на постерах саратовского художника Вадима Руфанова.

Выставка «Храмы Саратова» открылась в областном музее краеведения. В экспозиции представлено около сорока постеров художника с видами утраченных, а также некоторых восстановленных храмов старого Саратова: Митрофаниевской и Сретенской церквей, храма Страстей Господних, Спасо-Преображенской единоверческой церкви, приютской церкви благоверного князя Михаила Черниговского, вдовьего дома преподобного Тита Чудотворца, часовни в честь Иверской иконы Божией Матери, дачного храма в Поливановке и других.

Постеры с графикой выполнены в стиле ретро на основе старых открыток. Зарисовки сделаны автором вручную и полностью соответствуют исторической действительности. Каждый постер сопровождается краткой информацией о храме.

— В 2015 году молодежный отдел Саратовской епархии начал проект, посвященный утраченным храмам Саратова, возрождению памяти о них, — рассказывает руководитель отдела священник Кирилл Петрович. — Мы начали со сбора и систематизации информации, которая до сих пор находится в разрозненном состоянии. Поскольку сохранилось много фотографий, у нас сразу возникла идея представить их художественным образом. На одной из выставок я познакомился с Вадимом Николаевичем Руфановым, который откликнулся на наше предложение.

Сбор информации проходил параллельно с просветительской деятельностью: отдел организовывал экскурсии, акции по раздаче тематических листовок. Материал для них искали в открытых источниках.

— Некоторые сведения есть в Интернете, но далеко не все факты соответствуют действительности, — продолжает отец Кирилл. — В саратовских библиотеках имеются дореволюционные издания, газеты 20–30 годов ХХ века; всё это постепенно изучается и в оцифрованном варианте потихоньку появляется в Сети. Книг, посвященных разрушенным храмам нашего города, практически нет — единственной работой подобного рода можно назвать труд В. Х. Валеева «Из истории саратовских церквей», на который опираются все те, кто пытается узнать что-либо о судьбе этих храмов. В остальных изданиях информация обрывочна. Для храмов XIX века источников достаточно, но надо иметь в виду, что они перестраивались и их внешний вид менялся. Что касается храмов XVII–XVIII веков, точное воссоздание их облика практически невозможно. Существуют словесные описания, из которых можно составить общее представление о том, как они выглядели. Ряд авторов ссылается на конкретные детали, которые сохранились на более поздних фотографиях. Но этого мало, чтобы восстановить их исторический облик.

Совместная работа священника и художника продолжалась более двух лет.

— Тема воссоздания исторической архитектуры мне очень близка, — говорит Вадим Руфанов. — И взгляд современного художника на утраченные храмы — это действительно интересная идея. Сама отрисовка занимает немного времени — один-два дня, но для того чтобы создать это графическое изображение, необходима большая подготовительная работа: нужно найти определенный ракурс, компоновку, чтобы все постеры выглядели как серия, не разрозненно. Иногда приходилось собирать с миру по нитке — фотографии, открытки, даже рисунки. Хочется, чтобы нынешнее поколение смогло увидеть, оценить, насколько эта архитектура была грандиозна, красива. Это моя первая выставка по графике, и здорово, что она проходит именно в краеведческом музее, где дружелюбная атмосфера, теплое отношение музейных работников. По представленным здесь постерам будет выпущено четыре набора открыток — по утраченным храмам и по восстановленным.

 

 

Сколько церквей было до Октябрьского переворота в Саратове, точно неизвестно — в разных источниках указываются разные цифры. В одной из газет от 1918 года указано 60 культовых сооружений Православной Церкви. В справочной книге Саратовской епархии 1912 года описано более сорока храмов, из которых в историческом центре находилось больше тридцати. Это были в том числе домовые храмы при социальных и государственных учреждениях, военные храмы, единоверческие храмы. Большая часть храмов уничтожена полностью, и на их месте уже что-то построено.

— Часто говорят о трагедии, которая произошла в ХХ веке: о гонениях на веру, физическом уничтожении верующих мирян и духовенства, утрате красивейших памятников церковной архитектуры, — объясняет отец Кирилл. — Но есть и другой уровень этой катастрофы — ментальный. В богоборческое время удалось не только разрушить эти церкви, но и стереть память о них. С падения советского строя, с окончания государственной пропаганды атеизма прошло уже несколько десятилетий, однако если мы спросим горожан, а зачастую и прихожан о том, что они знают об утраченных храмах, многие просто не смогут ничего или почти ничего ответить. И это самая главная трагедия нашей современности. Несмотря на то что в настоящее время никто не мешает нам исследовать эту тему, мы не видим живого интереса у современного общества к осмыслению данной проблемы.

Помимо работ Вадима Руфанова на выставке представлены экспонаты из фондов Саратовского областного музея краеведения, датируемые XIX — началом XX века.

 

 

— Музейная экспозиция и авторские работы взаимно дополняют друг друга, — рассказывает главный хранитель музея краеведения Марина Викторовна Провоторова. — В первую очередь музей показывает спасенные и сохраненные в годы богоборчества материалы, которые связаны с историей Православия в Саратове. К примеру, на выставке можно ознакомиться со старинными документами и реликвиями из Троицкого собора, — и это не случайно, потому что в 1934 году собор был закрыт и до 1942 года там располагались фонды нашего музея. После возвращения собора общине верующих часть материалов осталась в музейной коллекции, и мы рады, что всё это сейчас доступно жителям нашего города. Это ведь не только церковно-историческая, но и историко-культурная ценность.

Среди экспонатов — медная позолоченная табличка с историей Троицкого собора, которая была создана в память о посещении храма в 1863 году наследником Российского престола цесаревичем Николаем Александровичем. Там также упоминается знаковое для музея краеведения имя саратовского купца Михаила Андриановича Устинова, в чьем особняке с 1930 года и располагается музей.

Здесь же можно увидеть книгу с описью церковной утвари собора, датированную 1812 годом, — и это тоже интереснейший исторический памятник, который содержит автограф протоиерея Николая Скопина, служившего в Троицком соборе. Он вошел в историю города как один из первых краеведов. На протяжении нескольких десятилетий этот священник вел дневник, куда записывал свои замечания о событиях, происходящих в городе. Этот дневник впоследствии был опубликован членами Саратовской ученой архивной комиссии.

— На выставке мы показываем и материалы, которые поступили к нам уже в 80–90 годы ХХ века от жителей Саратова, — добавляет Марина Викторовна. — Например, в наших фондах есть грамота с архипастырским благословением на имя жителя города Петра Алексеевича Ожогина, — она была дана ему за то, что он пожертвовал некую сумму на обустройство Ново-Никольского храма. Среди графических работ как раз есть эта церковь, которая располагалась на пересечении улиц Гимназической, ныне Некрасова, и Большой Горной. В 30‑е она была разрушена, и теперь там сквер. Также у нас можно увидеть рясу и пояс, которые, по преданию, принадлежали святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Он посещал нашу губернию в 1894 году, когда путешествовал по Волге. Музей приобрел рясу у одной жительницы города, родственники которой были связаны со священнослужителями. Мы также рады представить посетителям часть интереснейшей коллекции подлинных дореволюционных открыток с видами старого Саратова — как раз с изображениями храмов, которые были разрушены. Это настоящий кладезь для историков, краеведов и художников.

Выставка будет работать до 30 июля.

Газета «Православная вера» № 13 (609)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.