+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Возле елки
Просмотров: 2730     Комментариев: 0

Новый Год — праздник, который более всех остальных любим современными российскими жителями. Очевидно, причина в некоей "старорежимности" Нового Года, в чрезвычайно обаятельном отсвете "серебряного века", предреволюционной эпохи. Как раз тогда почти повсеместно в России распространился обычай украшать елку.

Обычай встречать новолетие украшенным деревом несомненно языческого происхождения. Впрочем, в Германии он был переосмыслен еще в XV веке. Наряженная всякими угощениями ель приобрела смысл приношения Богомладенцу Христу. Устраивать ее стали не в новолетие, а накануне Рождественской всенощной.

Легенда приписывает устройство первой такой елки Мартину Лютеру, главному идеологу и действующему лицу Реформации. Принято думать, будто Реформация стремилась к некому "обновлению" церковного обихода. На самом деле, это движение правильней было бы назвать Реставрацией. Лютер смотрел не в будущее, а в прошлое — в первые века христианства.

Христианство тогда воцерковляло мир через воцерковление повседневного быта человека. Лютер пытался восстановить дух первохристианской общины, противопоставляя его мелочной и довольно жестокой рассудочности римо-католичества. Елка, устроенная Лютером, была попыткой такого устройства быта, которое бы на всяком шагу напоминало человеку о Христе.

Конечно, на православный взгляд, эта попытка весьма наивна: ведь Лютер пытается бороться с католической рассудочностью не менее рассудочными методами. Вместо Богомладенца Христа он создает образ самого обычного младенца. Несомненно, рождение всякого человека удивительно и по справедливости может быть названо чудом Божиим, но Рождество Христово - это приход Спасителя мира, Самого Бога, облеченного в плоть. Наряженная елка создает радостную атмосферу в доме, но она никак не икона Рождества.

В Россию обычай наряжать рождественскую елку завезли немцы-лютеране, во множестве жившие в Петербурге и его окрестностях. Соседствующее с ними православное русское население понемногу перенимало его, но особенно, с тех пор как праздник елки в 1830-х годах был устроен в Зимнем дворце по личному указанию императора Николая I. Царский пример вызвал многочисленные подражания, и уже через несколько лет весь Петербург украшал елки накануне рождественской всенощной.

К началу XX века елки устраивали уже по всей России. Даже в отдаленных сельских школах бывали елки для крестьянских детей. В достаточных семействах было принято украшать ее мандаринами и конфетами, а потом собирать к елке на угощение бедных детей, живущих окрест. В эти дни часто звучало известное присловье: "Христос ведь тоже в бедной семье родился"...

В России, богатой православной богословской традицией, елка стала маленьким "домашним" образом видимого мира, просвещенного Рождеством Христовым. Это - мир, над которым пели Ангелы: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 1, 14). Ее всегда зеленая хвоя была соотнесена с Божественной вечностью, а крестовина, на которой утверждается елка, воспринималась как образ Креста, лежащего в основании спасения.

Словом, елка стала важнейшим признаком Рождества в России.

Разумеется, после революции елку стали преследовать. Особенно яростно это делалось в 20-е годы. Детский журнал "Чиж" печатал такие, например, стихи:

Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов.
Мы с тобой враги попам,
Рождества не надо нам!

Украшенная елка сделалась поводом, чтоб репрессировать человека "за религиозную пропаганду". В домах многих верующих людей елки, впрочем, все же устраивались. Окна тогда плотно занавешивали одеялами из опасения доноса.

В 1930-е годы елку реабилитировали. Атеистическая власть изгнала с нее изображения Ангелов или пастухов, поклоняющихся Богомладенцу Христу. Елку вновь приурочили к новолетию, возвращая языческие времена.

Однако до конца истребить христианское значение ее не смогли. Стеклянные шары, бусы и сверкающий дождь превращали ее пусть в бытовой, но все же подлинно христианский образ мироздания, исполненного радостью и богатого чудесами. То и другое несомненно чуждо материализму в любом его обличии: "научного атеизма" или самого дикарского язычества. Печаль и узость мира, отталкивающего от себя Бога, видна и в советских елочных украшениях. Вместо изображений Ангелов - космические корабли, вместо Звезды Рождества - кровавая пентаграмма.

Елочные игрушки нашего времени несут на себе след пережитой эпохи. Язычество легко "прилипает" к быту, а потом становится мироощущением человека.

Восточный гороскоп сулит наступление "года петуха". Поэтому лидер продаж - игрушечные петухи и куры. Те, кто слаб в орнитологии, покупают даже кукольных страусят. В начавшейся предпраздничной толчее на улицах то здесь, то там всплывает вопрос: чем бы угодить петуху? "В петуха" верят вполне. Идут серьезные обсуждения. Одни утверждают, что надлежит поставить на новогодний стол какие-то кушанья из зерна, любезного домашним птицам. Другие, напротив, намерены изжарить и съесть петуха, нимало не смущаясь Рождественским постом.

Другой ходкий перед Новым Годом товар - обереги. Это небольшие куклы в народном стиле. Одни изображают бородатого мужичка и призваны одарить удачей хозяина дома, другие — для хозяек: простоволосая женская кукла с метлой. Есть "оберег от ГАИ", есть "Нафаня" из детского мультика. Они очень милые и улыбчивые - духи, которым многие современники готовы вверить свое будущее, ублажая китайского "петуха" или призывая в помощь домового.

А ведь домовой в русских легендах вовсе не мил и не улыбчив. Это дух земли, хранитель кладов, покровитель рода и любитель кровавых жертв. Кстати, и современный детский фольклор рисует домового весьма зловредным стариком. Он по нарочитому вызову выходит из подполья или из канализации и первым делом принимается душить призвавшего его человека.

Словом, едва ли хорошая идея доверить свое будущее столь малосимпатичному персонажу. Однако, доверяют. Налицо готовность поклониться кому угодно и чему угодно из суеверного и маловерного страха перед будущим...

Несколько лет назад по одному из телеканалов был сюжет: человек пошел на охоту, попал в болото и стал тонуть. И вдруг прыгнула лягушка, да так удачно прыгнула, что пригнула пучок травы, как раз к человеку. Человек дотянулся до травы и выбрался из болота.

Лягушку он забрал к себе в дом и держит теперь с почетом. И всем рассказывает, что лягушка — священное животное. Это совсем не смешно, а, наоборот, очень грустно. Ведь сколь невелик и скуден должен быть мир, чтоб лягушка, петух или кукла заняли в нем место Божества.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Новогодние праздники дарят семье удивительную возможность — побыть вместе, с пользой провести свободное время, насладиться тем, что нет срочных дел, а только самое главное — любящие нас люди. Можно проводить каникулы по отработанному сценарию, а можно организовать вместе с детьми что-то новое. Например, чудо!

Просмотров: 1418
Комментариев: 0

Ноль часов 1 января. Грохот петард, фейерверки, звон бокалов — и возглас «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». В саратовских храмах начинается первая в наступившем календарном году Божественная литургия. Некоторые священники специально стараются сделать так, чтоб возглас пришелся как раз на полночь. Своими впечатлениями о Литургии в новогоднюю ночь делятся те, кто устойчиво предпочитает ее праздничному застолью, фейерверкам и телевизору

Просмотров: 1570
Комментариев: 1

В период моего воцерковления мне хотелось глобального изменения всей жизни, но, как я уже сейчас понимаю, только с внешней стороны. Истинное, внутреннее состояние своей души я, к сожалению, тогда не видела. Точнее, все меня в ней устраивало, и казалось, что до святости — рукой подать. Оставалось изменить только мир вокруг себя — все то, что не соответствует моим идеалам

Просмотров: 1870
Комментариев: 2

Один из главных и любимых светских праздников, Новый год, приходится на Рождественский пост. Остаться в стороне, не заметить, проигнорировать этот праздник практически невозможно. Многие верующие сталкиваются с проблемой: возможно ли совместить пост и празднование Нового года? И нужно ли совмещать? Как встречать Новый год православному человеку? Своим опытом с читателями делятся гости нашей рубрики

Просмотров: 1760
Комментариев: 0

Для людей нецерковных или только начинающих жить церковной жизнью это столкновение дат бывает камнем преткновения. С одной стороны – Новый год со всеми его кулинарными и прочими радостями, с предновогодней сувенирно-продуктовой суетой; с другой – Рождественский пост. Здесь все уже мелькает, играет и празднует, там – все замерло в ожидании: «до первой звезды». Как это все, такое несовместимое, совместить? 

Просмотров: 4112
Комментариев: 0

Мы все, придя, кто-то раньше, кто-то чуть позже в храм, обязательно сталкивались с этой проблемой: а что нам делать со всем багажом прежней, такой неправильной, такой греховной жизни, которая протекала вне Церкви, которой мы жили без Бога? И также практически все допускали одну и ту же ошибку: далеко не сразу понимали, что багаж этот очень неоднородный и разноплановый и потому не надо сбрасывать его с «парохода» своего нового, церковного бытия. Что-то в нем наверняка окажется отнюдь не вредным и для этого бытия, что-то – по-настоящему ценным, а что-то так даже и бесценным

Просмотров: 1355
Комментариев: 0

В одном из Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12). “Венец лета” означает круг года. Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным и годовым кругом чинопоследований. Данное изречение Псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год

Просмотров: 1410
Комментариев: 0

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый Год, и можно ли праздновать его верующим людям? Откуда взялась новогодняя елка? Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

Просмотров: 1522
Комментариев: 0

Человеку свойственно перетаскивать свой ветхий скарб страстей и привычек из года в год с завидным постоянством. Оттого всякий новый год – старый. «Куда дерево упадет, там оно и лежит», – говорит кто-то из пророков, имея в виду злостный навык человека. И в одной из молитв соборования говорится, что «якоже руб поверженный, всякая правда наша пред Тобою»

Просмотров: 1418
Комментариев: 0

Высказать свое мнение о Новом годе – самом неоднозначном, но все же горячо любимом народом празднике – мы попросили нескольких известных православных пастырей и мирян

Просмотров: 1621
Комментариев: 0

Приближается очередной Новый год. И если оставить в стороне его немаловажную гастрономическую составляющую, то можно попытаться разглядеть основной смысл праздника. Позволить себе, как говорил, Экзюпери, роскошь человеческого общения, не впадая в истерику по поводу съеденного или несъеденного

Просмотров: 1721
Комментариев: 0

Безусловно, что почти все сегодняшние церковные люди родом из советского детства и также привыкли к Новому году. Но, придя к Богу, приняв для себя традиции, которыми Церковь живет на протяжении столетий, ни один верующий человек – взрослый или ребенок – не променяет Рождество Христово на Новый год. При этом христиане не отрицают, что кто-то может отдыхать и веселиться в новогоднюю ночь

Просмотров: 2461
Комментариев: 0

28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост. У людей нецерковных или только входящих в церковную жизнь он вызывает множество вопросов: обычно настоящим «камнем преткновения» оказывается то, что на время Рождественского поста приходится празднование Нового года и большая часть ставших уже привычными для россиян Рождественских каникул. Заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская задала настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумену Нектарию (Морозову) вопросы о Рождественском посте, которые волнуют читателей «Известий»

Просмотров: 3401
Комментариев: 0

Как ни крути, Новый год остается советским праздником. Пусть, на первый взгляд, безыдейным, пусть всенародно любимым, но все равно советским. И возникает он в начале 1930-х годов, когда советская власть почувствовала, что она достаточно укрепилась, чтобы «ничтоже бояся», плюнуть на все традиции и приступить к формированию нового человека...

Просмотров: 2909
Комментариев: 0