Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Вот пост, который Я избрал
Просмотров: 294     Комментариев: 0

Где можно почитать о посте? Для начала — в Священном Писании, в Ветхом Завете. Библия помогает нам понять: пост не придуман людьми, он установлен Самим Богом. Святые отцы Церкви писали о том, что Творец еще в Раю наложил на людей определенное ограничение — не вкушать плода от древа познания добра и зла; это и был первый пост (см.: Быт. 2, 16­17). А чем обернулось преступление заповеди, это мы с вами не только помним, но еще и ощущаем совершенно непосредственно. Пост не есть ритуальное табу: пост есть сознательное упражнение человека в ограничении своей воли, в укрощении бесчисленных желаний своего «я», в подчинении этого «я» воле Божией, которая есть благо, а противопоставление ей человеком воли собственной есть зло. Именно поэтому — а не из-за каких-­то чудесных свойств — то дерево, с которого Ева сорвала плод, именуется древом познания добра и зла. Так объясняет это в своих великопостных проповедях, собранных в книгу «Падение Адамово», святитель Иннокентий Херсонский.

В Ветхом Завете постом подтверждается покаяние — человека, людей, целого народа; пост делает это покаяние реальным, деятельным, хотя и не всегда, увы, бесповоротным. Так, израильтяне, наставляемые пророком Самуилом, постятся, каясь в идолопоклонстве (см.: 1 Цар. 7, 6). Ниневитяне, устрашенные проповедью Ионы, налагают строгий пост не только на себя, но даже на свой домашний скот, и это спасает их от Божией кары (см.: Иона 3). Пост сопровождает усиленную молитву в трудных, трагических обстоятельствах: Давид постится, молясь о спасении жизни своего больного ребенка, рожденного от греховной связи (см.: 2 Цар. 12, 16–17). Пост подготавливает героя к важнейшему духовному событию в его жизни, к миссии: пророк Даниил перед посетившим его чудесным видением не ест три седмицы дней (см.: Дан. 10). Моисей на Синае не есть и не пьет сорок суток (см.: Исх. 34, 28) и лишь затем записывает на скрижали Декалог, Десять заповедей.

Именно в Ветхом Завете, в книге пророка Исаии мы читаем слова, которые пройдут затем красной нитью через все позднейшие писания о посте в жизни христианина: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал <…>? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя (Ис. 58, 4–8).

Служение Сына человеческого, заключившего с людьми Новый Завет, начинается с поста — сорокадневного, как и пост Моисея (см.: Лк. 4, 2). Книги Нового Завета убеждают нас как в необходимости поста (Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21)), так и в том, что не всякий пост угоден Богу. Фарисей (см.: Лк. 18, 10–12) аккуратно постится два раза в неделю, но оправданным из храма уходит не он, а мытарь. Фарисеи придают большое значение посту, но не видят, не понимают, что с ними Жених (Лк. 5, 34), и потому поститься сейчас не нужно — для поста будут другие, трудные дни.

Конечно, отразить в одной газетной полосе все то, что написано о посте святыми отцами Церкви или хотя бы одними только русскими духовными учителями (святителями Тихоном Задонским, Игнатием Брянчаниновым, Иннокентием Херсонским, Феофаном Затворником, святым праведным Иоанном Кронштадтским), невозможно. Для облегчения задачи остановимся на нескольких книгах, которые помогут нам в главном: сделать так, чтобы пост наш не сводился к ограничению в пище, чтобы это ограничение стало для нас средством, но никак не целью.

Книга «Прииде пост (чтение на каждый день Великого поста)» вышла в издательстве «Лепта». В книге объясняется духовный смысл каждой из «вех» поста — воскресений (недель) и каждого дня Страстной Седмицы. И для каждого буднего дня подобрано чтение: фрагменты «Лествицы», Лавсаика, поучения и проповеди святых отцов, а также краткое сообщение о богослужении, совершаемом в этот день. Например, среда первой седмицы: что нас ждет? Поучение Феодора Студита о посте, бесстрастии и чистоте; рассказы о мученице Потамиене и слепце Дидиме; четвертое слово «Лествицы» (о послушании); проповедь архиепископа Аверкия (Таушева) «Сущность поста и современное непонимание поста». Наконец песнопение первой седмицы «Безначальная несозданная Троице».

Но если книга «Прииде пост» предлагает для каждого великопостного дня чтение объемное и достаточно трудное, то другое издание — «Великий пост. Чтение на каждый день» («Никея», 2016) несколько легче; оно поможет человеку, который много работает, обременен семейством и просто не в силах проводить за душеполезным чтением долгие часы. Открыв эту книгу в конце своего многотрудного дня, человек прочитает один небольшой текст, когда-то даже художественный — например, рассказ замечательного русского писателя Никифорова­Волгина о Чистом понедельнике его детства. Или — проповедь современного священнослужителя, краткую и понятную. И эти слова отложатся у читателя в памяти, помогут ему сориентироваться в пути, совсем не легком на самом деле и не коротком. Среди авторов вышедшей в «Никее» книги — игумен Нектарий (Морозов), протоиереи Алексий Уминский, Владимир Вигилянский, Андрей Лоргус, Геннадий Фаст, священник и писатель Александр Авдюгин — все это наши современники; но здесь же мы встретимся и с архимандритом Павлом (Груздевым), и с монахиней-иконописцем Иулианией (Марией Соколовой).

Можно обратить внимание также на книгу «Чтение на каждый день Великого поста», изданную Сретенским монастырем. Наряду с объемными текстами, мы находим в ней немало кратких цитат, которые иногда называют «скорой помощью». Кто же не запомнит на всю жизнь вот этих, к примеру, слов святого преподобного Андрея Критского, прочитанных на Крестопоклонной неделе: «Крест есть определитель границ любви высотою неба, глубиною земли, широтою и долготою Вселенной».

Книга «Вот пост, который Я избрал» («Артос-Медиа», редактор-составитель Василий Чернов, 2012) посвящена не только Великому, но всем постам Православной Церкви, их духовному смыслу и богослужению.

Книга «Путь к воскресению. Пост и Пасха» (Свято-Елисаветинский женский монастырь, Белоруссия) — собрание великопостных проповедей протоиерея Андрея Лемешонка, также нашего современника. Проповеди отца Андрея отличаются теплой, доверительной интонацией и точностью попадания в проблему: «Для всех нас очень важно, чтобы пост открыл нам то, что мы все нуждаемся в Божией благодати, Божией любви, которая есть истинная пища, истинное питие для каждого христианина. Вот для этого, наверное, человек ограничивает себя: чтобы увидеть свой грех, от которого мы так зависим в этом мире».

Книга «Пост — украшение души» (издательство «Благовест») — это сборник изречений афонских старцев. Она поможет читателю разумно определить для себя меру поста, понять, что такое добродетель воздержания и добродетель рассуждения, каким образом пост способствует очищению души от страстей.

Наконец, познакомиться с богослужением Великого поста и Пасхи можно, открыв книгу «Благословенно Царство», изданную нашей митрополией в прошлом году. Это собрание бесед с кандидатом богословия, преподавателем СПДС, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным. Все, происходящее в наших храмах, раскрывается именно через вопросы и ответы, это очень удобно для восприятия, доходчиво. Беседа, озаглавленная «Время земных поклонов», посвящена постовым службам; «Ныне силы небесные с нами невидимо служат» — отдельный разговор о Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой только Великим постом; «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе» — это о богослужении Страстной Седмицы.

Конечно, нам следует заблаговременно приобрести любое издание Великого покаянного канона с житием Марии Египетской, благо их во всякой церковной лавке предостаточно; не прочитав заблаговременно текста и не прояснив для себя все непонятные места, мы не сможем по-настоящему пережить эти четыре вечера на первой седмице Великого поста и затем — службу Великого канона в четверг пятой седмицы.

Газета «Православная вера» № 04 (576)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: