+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Вопрос священнику. Новые ответы
Просмотров: 1403     Комментариев: 0

Отвечает иерей Василий Куценко

Здравствуйте! Можно ли готовиться к покаянию только по книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающемуся»? Насколько полон представленный там перечень грехов? Просто в списках грехов в основном предоставляют так называемые «основные грехи». А вдруг помимо этих грехов у меня есть такие, о существовании которых я и не догадываюсь (например, я делаю что-либо и не подозреваю, что это грех). Духовника у меня нет, поэтому не с кем поговорить на эту тему. Руслан

Руслан, думаю, что этой книги, составленной по творениям святителя, вполне достаточно. Даже более чем. Но я бы посоветовал Вам не искать самые полные перечни грехов, а просто почаще анализировать свои поступки, слова, мысли и соотносить все это с Евангелием. Если чувствуете, что какое-то дело или мысль противоречат слову Господа Иисуса Христа, то, значит, это дело или мысль – греховны. И значит, что нужно попросить у Бога прощения и постараться никогда больше не повторять греховных поступков и не допускать в душу и разум греховных мыслей.

Ведь покаяние – это не просто перечисление как можно большего количества грехов, а «перемена ума» (если дословно перевести это слово с греческого языка). Можно прийти на исповедь с усердно переписанным списком грехов из книги святителя Игнатия, или не менее известной книги отца Иоанна (Крестьянкина), или какого-то другого пособия для готовящихся к таинству Покаяния, но покаянного чувства при этом не иметь. Такие книги несомненно полезны, особенно на начальном этапе. Но со временем нужно учиться видеть свои грехи (об этом, например, мы молимся словами молитвы преподобного Ефрема Сирина – «даруй ми зрети моя прегрешения»). Конечно же, лучше всего в этом может помочь духовник. По крайней мере, начните регулярно исповедоваться в одном храме.

Почему Бог создал женщину, не умеющей дружить? Женской дружбы не существует, это доказано тысячелетиями. Почему Бог создал женщину такой ущербной? Мало того, что она зависима от мужчины, обязана ему повиноваться, как Господу, никогда ничему не учить его, молчать перед мужем, так еще Бог не дал ей способности дружить с кем-либо. Я завидую мужчинам. Они дружат всю жизнь, не предают друг друга, а женщины это соперницы. Я тоже хочу крепкую дружбу, но Бог не дал мне такой способности. Оксана

Уважаемая Оксана, все же не следует быть столь категоричной. Тем более по отношению к Богу. Нигде в Священном Писании не сказано, что Бог создал женщину ущербной. И женщина, и мужчина в равной степени несут в себе образ и подобие Бога. Я не сомневаюсь в том, что и мне как мужчине, и Вам как женщине Господь дал одинаковую способность дружить. Вопрос в том, как мы эту способность реализуем. И между мужчинами бывают и ссоры, и разногласия, и вражда.

Да и лучшие друзья-мужчины могут разругаться так, что после этого ни о какой дружбе не может быть и речи. Очень яркий пример такой разрушенной дружбы (причем из-за сущего пустяка) изобразил Николай Васильевич Гоголь в знаменитой повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 

Зависимость женщины от мужчины – последствие грехопадения. Ведь только после грехопадения прародителей Господь говорит  о женщине: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Но слова осуждения слышит и Адам.

В послании апостола Павла к Ефесянам (кстати, именно этот фрагмент читается во время таинства Венчания) есть слова о том, что жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви (Еф. 5, 22-23). Но затем апостол обращается и к мужьям со словами: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). Поэтому нельзя интерпретировать слова апостола, как указание на некое несовершенство женщины, которая только и должна подчиняться. Муж не просто господствует над женой, он прежде всего любит ее.

А если внимательно читать Евангелие, то мы увидим, что самыми верными и близкими Христу друзьями оказались именно женщины. Именно жены-мироносицы, не побоявшись иудеев (пока ученики-мужчины пребывали в страхе), отправились ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. И именно они первыми узнают весть о воскресении Спасителя из мертвых, и только от женщин об этом узнают сами апостолы.

Я искренне надеюсь, что Вы с Божией помощью обретете настоящую дружбу и верных, искренних друзей, готовых быть рядом и в радости, и в печали.

Здравствуйте! У меня вопрос такого плана. Есть у меня друг. Не близкий, но друг. К нему я привязался, как обычно привязываются к людям. Я понимаю, что жизнь такова, что нас может раскидать, или дружба может прекратиться. У меня и так друзей малый круг. Но как избавиться от чувства привязанности? Правила вычитываю, в церковь стараюсь ходить по мере сил. При молитвах о ближних поминаю и его о здравии. С одной стороны, хочется, чтобы у него все хорошо было, а с другой — страх потерять друга. Сейчас мало людей, которые понимают других, с которыми можно быть самим собой, не боясь быть непонятым. Спасибо за уделенное внимание! Александр

Александр, чувство привязанности к друзьям вполне естественно. Было бы даже странно, если бы такое чувство отсутствовало. Но чтобы не было беспокойства, я бы посоветовал Вам просто не думать о том, что дружеские отношения могут ослабнуть или прекратиться. Если уж такое произойдет, то тогда и нужно будет попытаться решить эту проблему. А пока нужно молиться за друзей и молиться о том, чтобы Господь помогал нам всегда сохранять добрые отношения со всеми людьми. Не только с друзьями.

Кому-то тяжело найти друзей (близких или не очень). Но если друзья есть, то нужно дорожить дружбой. Ведь не зря же Господь в Евангелии называет апостолов друзьями (см.: Ин. 15, 14).

Здравствуйте! Можно ли опускать молитву «От скверных устен, от мерзкого сердца...»? Она очень длинная и не ложится на душу. Святослав

Я бы не стал пропускать молитву только лишь потому, что она длиннее остальных. Попробуйте прочитать ее отдельно, с целью более внимательного знакомства с текстом. Бывает так, что сложные тексты не «ложатся», потому что мы не до конца понимаем их смысл. Но если разобрать непонятные места, внимательнее вчитаться, то все становится на свои места.

Рубрика "Вопросы священнику"

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.