Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Вопрос Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 1368     Комментариев: 7

Почему перенесен молебен по окончании крестного хода? Как относиться к пророчествам о приходе антихриста? Можно ли читать фэнтези?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

1. Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемый Владыка Лонгин! Обращаемся с просьбой о переносе окончания крестного хода и молебна на традиционное место у Троицкого собора. При молитве мы смотрим на храм, на купола, на кресты, а не на рекламу, а также защищены стенами храма от непогоды. Место проведения молебна у гостиницы «Словакия» подвержено сквозному ветру с реки Волга и приводит к простудным заболеваниям как прихожан, так и священнослужителей. Участники крестного хода.

2. Ваше Высокопреосвященство, Митрополит Лонгин! Не сочтите дерзостью просьбу, она продиктована заботой о наших любимых батюшках. Просим Вас молебен, завершающий крестный ход, вернуть на прежнее место к Троицкому собору. После крестного хода тяжело болеют священнослужители: кто переносит на ногах дома, а кто и в больнице. Разгоряченные движением, попадают они на холодный ветер с Волги, отсюда тяжелые простуды. И нам, немощным, легче молиться перед иконами Троицкого собора, а не перед рекламой речного вокзала. Постоянные участники крестного хода из Троицкого, Духосошественского собора, Свято-Никольского монастыря, Казанской церкви и других приходов.

Уважаемые прихожане! Те, кто достаточно давно участвует в крестном ходе в Саратове в день Казанской иконы Божией Матери (в этом году он прошел в восьмой раз), знают, что раньше, действительно, мы служили молебен в ограде Троицкого собора. Слава Богу, в этом крестном ходе участвует много людей: в этом году их было около семи тысяч. Но дело в том, что в ограде собора помещается только духовенство и буквально пара сотен человек. И раньше после того, как в ограду Троицкого собора заходило возможное количество народа, ворота приходилось закрывать, и случались очень неприятные сцены: люди начинали давить друг на друга и на эти ворота. Те, кто сзади, еще не понимают, в чем дело, они хотят пройти вперед. Те, кто не вошел, обижаются, кричат, плачут… В конце концов, такие ситуации просто опасны. Ведь большое скопление людей (даже несмотря на то, что это люди верующие) функционирует по своим особым законам — «законам толпы». Поэтому молебен было решено проводить на площади у стен собора, где могут уместиться все участники крестного хода без давки.

Что касается гостиницы «Словакия» — прихожанам храмов Саратова хорошо бы почаще приводить себе на память то, что она стоит на месте Крестовоздвиженского женского монастыря, разрушенного богоборцами в 1930-е годы. Мы совершаем молебен практически на месте уничтоженного Никольского храма. Святые врата обители чудесным образом сохранились до сего дня, несмотря на то что сам монастырь был снесен. Поэтому вместо того, чтобы смотреть на рекламу, которая размещена вокруг, лучше просто опустить глаза вниз, вспомнить о монастыре, о его насельницах, репрессированных, расстрелянных. Помолиться о тех людях, которые были захоронены на территории обители, ведь буквально под нашими ногами — могилы наших сограждан: духовенства, монашествующих, попечителей монастыря. Поэтому это место должно быть памятным и значимым для верующих людей.

Что же касается разгоряченного духовенства, простуд, немощей… Надо все-таки помнить, что крестный ход — это труд, совершаемый ради Бога. Мы идем через весь город, почти семь километров, не в самых комфортных условиях: иногда в дождь, снег, слякоть, мимо машин, мимо той же рекламы…

Крестный ход — это в некоторой степени подвиг. И поэтому я хотел бы призвать верующих людей относиться к этому с духовным рассуждением, а не поддаваться помыслам, которые ничего общего с благочестием не имеют.

Буду благодарна за разъяснение. Охраной или сопровождением крестного хода 4 ноября занимались, в том числе, мужчины в казачьей форме с нагайками в руках? У меня, грешной, собственно, вопрос по этим нагайкам. Они для кого? Учитывая, что эти люди занимались в основном сдерживанием участников крестного хода, не для них ли эти нагайки предназначались? Насколько это вообще правильно?

Казаки — это не просто какое-то излишнее украшение нашего крестного хода. Их помощь всегда необходима, а в этом году была нужна особенно. Как вы знаете, 4 ноября, кроме крестного хода, в Саратове проводилось торжественное открытие пешеходной зоны, и большая часть сотрудников полиции была там. А крестный ход, как и любое массовое мероприятие, проводить без сопровождения достаточно сложно, потому что есть разные люди, возникают разные ситуации. Пускать крестный ход на самотек невозможно: те же «законы толпы», о которых я уже говорил, могут сыграть очень нехорошую шутку. И в данном случае казаки неплохо помогли полиции, за что я им очень благодарен.

Что касается нагаек — что ж, это некий устаревший антураж, который, честно скажу, мне тоже не нравится. И я бы с удовольствием благословил казаков эти нагайки оставить дома. Попробую на будущий год, хотя не знаю, послушают ли они меня.

Здравствуйте, уважаемый Владыка! Жители села Клещевка Саратовского района убедительно просят Вас рассмотреть возможность строительства храма в нашем селе, так как не все жители села имеют возможность добраться до города Саратова и участвовать в богослужениях.

Уважаемые жители села Клещевка! Все храмы, которые строятся у нас в епархии и в Русской Православной Церкви в целом, строятся иждивением и трудами самих прихожан. Если у людей есть желание участвовать в церковной жизни, епархия присылает священнослужителя, который помогает людям организоваться. Далеко не всегда в селах имеется возможность построить новый храм. Чаще всего удается приспособить для совершения богослужения какое-то другое помещение. Я сообщу о вашей просьбе благочинному соответствующего округа, и в ближайшее время мы начнем решать этот вопрос.

Здравствуйте, уважаемый Владыка! Моя крестная живет в Сухуми, ей 87 лет. На праздники ходит в церковь. В 2013 году мы узнали, что абхазские священнослужители признаны Русской Православной Церковью раскольниками. В Россию крестная ездить не может. Подскажите, пожалуйста, как быть? Наталья

Уважаемая Наталья! Действительно, в Абхазии сложная церковная ситуация. В настоящее время чадам Русской Православной Церкви не благословляется ходить в Ново-Афонский монастырь, поскольку служащие там батюшки сейчас запрещены в священнослужении. В храмы Сухуми ходить можно.

Здравствуйте, уважаемый Владыка Лонгин! У меня есть два вопроса. Как относиться к пророчествам святых ХХ века о том, что приход антихриста уже очень близок? Об этом говорили некоторые русские святые, например преподобный Лаврентий Черниговский. Недавно прославленный Грузинской Церковью святой Гавриил (Ургебадзе) говорил, что ему было видение о рождении антихриста. Все это очень пугает и вселяет в душу беспокойство.

Также хотелось бы спросить: допустимо ли для православного читать фантастику и фэнтези? Конечно, речь идет о том, что все эти произведения воспринимаются человеком исключительно как сказки, а не в оккультном ключе. Заранее спасибо за ответ! Михаил

Уважаемый Михаил! Если мы люди верующие, никаких страхов быть не должно. Древние христиане не боялись скорого второго пришествия Господа, а наоборот, ждали его и говорили: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20).

Времена и сроки кончины мира никто не знает, даже Ангелы небесные, по слову Священного Писания (см.: Мф. 24, 36). На протяжении всей христианской истории было множество всевозможных пророчеств, которые порой изрекали даже люди очень высокой жизни, но до сего дня ни одно из них не сбылось. Поэтому я не могу Вам сказать, сбудется ли и когда то, что говорили преподобные Лаврентий и Гавриил. Но нам надо понимать, что конец света в любое время может настать как для каждого из нас, так и для всего мира. Господь в Евангелии постоянно напоминает нам об этом для того, чтобы мы всегда были к этому готовы: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42).

Поэтому нам, христианам, ни в коем случае не надо пугаться конца света и беспокоиться. Беспокоиться надо о своей собственной греховности, потому что, когда настанет день Господень, каждому из нас Господь воздаст по нашим делам. И пока у нас еще есть время (а сколько — знает один Бог!), надо каяться и исправляться, надо стараться жить по-христиански.

Что касается фантастики и фэнтези… Я не знаю, уважаемый Михаил, сколько Вам лет. В молодом возрасте, наверное, можно читать, ничего страшного в этом нет. Честно говоря, я в юности читал фантастику, и достаточно много, хотя сейчас я, конечно, не стал бы читать ничего подобного. Что касается фэнтези — тут необходимо различение, поскольку есть и откровенно оккультные, а есть и до некоторой степени христианские произведения. Подходите к этому с рассуждением. Однако, я думаю, что любые фантазии — это то, что отвлекает человека от жизни, от действительности и, в отличие от обычной художественной классической литературы, крайне редко назидает. Даже в неплохих произведениях жанра фэнтези, там, где, казалось бы, можно найти некую назидательность, она все равно перемешана с большим количеством неполезных, а порой и откровенно вредных вещей. Поэтому, если Вы человек зрелый, лучше этим не увлекаться.

Рубрика "Вопросы Архиерею"

Комментарии:

24.11.2016 9:33:15  Олег Давиденко

Так получилось, я участвовал во всех крестных ходах: раньше один, сейчас с  женой.

Признаюсь, я не вижу большой разницы, где молиться: перед храмом или на месте разрушенного монастыря.

Обычно некогда смотреть по сторонам (виды Волги, реклама), некогда обращать внимание на погоду.

Думаешь, как наилучшим образом, участвовать в молебне: где шапку снять, где креститься, где, допустимо, петь с духовеством или с хором, и весь молебен - внутреннее участие в общей молитве.

Вспоминая прошлые крестные хода: одинаково холодно (в непогоду) и перед храмом, и на месте разрушенного монастыря.

В вопросе выбора места молебна полностью доверяю нашему Владыке.

ИМХО: современный либерализм и гуманизм не могут "родить" антихриста. Антихрист может родиться, как антипод, сильной вере, проповеданной во всей вселенной (неточное изложение Мф 24:14) что сейчас нет.

Но казус в том, что в конце времен, вероятно, будет гремучая смесь либерализма, гуманизма и сатанинской подмены веры Божией, такая, что "будут говорить: мир и безопасность" (1 Фес. 5:3), тогда все и начнется (ИМХО). Но это - только предположение, результат умственного анализа

24.11.2016 13:21:12  Aida

Появление антихриста и все последующие события не могут иметь точной даты в принципе потому,что все зависит от развития событий,от нас всех ,живущих на Земле,от нашей духовности. На Высшем Плане идет непрерывная борьба Сил Света с силами тьмы. И мы своей высокой духовностью даем Божьему воинству поддержку и оттягиваем время антихристова появления,давая возможность многим людям прийти к вере и спастись. В этом промысел Божий. Спасибо Владыко, за Ваши ответы, за Ваше терпение и милосердие. Храни Вас  Господь.

04.12.2016 12:34:10  Прихожанин

Два первых вопроса меня почему то сильно взволновали. По стилю видно что это наши верные Марфа и Мария. Где в современной России можно явно пострадать Христа ради???? Ведь с нами на Крестном ходе и ангельские воинства и силы небесные и сонм святых и небесных покровителей, ужели и Сама Госпоже Владычице и Сын Ея. Сопельки, простуда, мокрые ножки и спинка от пота, реклама, нагайки казаков, не одобрительные взгляды и комментарии типа "бездельники и мракобесы", а искушения и помыслы, а обострение всего внутреннего духовного состояния, а радость неизреченная и слёзы на глазах, крестящиеся люди - случайные прохожие которые знать не знали о Крестном ходе. В этом году мне захотелось чтоб жизнь моя остановилась бы на этом крестном ходе, на молебне -потому что велик труд , но несравненно велика и награда. А что потом, возвращяться к обыденной суете и типа "нужным делам". Нагайка у казаков, это как табельное оружие. Она положена казаку. Нас же не удивляет полицейский с дубинкой.  Отрицательное восприятийе казака с нагайкой наверное от тщательного изучения советской истории, где казаки защищая самодержавный строй нагайкой и шашками по головам пролетариата. Прошу простить меня сёстры и братия за сумбур. Владыко наш -прости нас что мы не всегда довольны и немного ропщем. Воля Ваша - Воля поставившего Вас над нами. Аминь. Владыке Лонгину с клиром и паствою многая и благая лета!!!!!

04.12.2016 17:29:38  Гость

Уважаемый Прихожанин , а как вы объясните выражение лиц казаков с нагайками  и закрытость платками лиц некоторых из казаков?  К стати , лица казаков с нагайками обращены к прихожанам.


06.12.2016 9:23:37  Гость

Друзья мои! Если ходить на крестный ход для того чтоб посмотреть на казаков, рекламу и прохожих зачем вообще ходить на крестный ход?

07.12.2016 11:31:21  Прихожанин

Гостю. Не могу знать, почему у некоторых казаков лица были закрыты прочему они не дружелюбно на кого то смотрели. Те казаки которых видел составили впечатление людей исполняющих возложенные на них обязанности, согласно инструкции вышестоящего начальства. С уважением! P.S. Вообще все было организованно на высшем уровне, даже видео ролик прекрасный был снят. Слава БОГУ за все!

19.12.2016 16:05:37  Прихожанину

"В этом году мне захотелось чтоб жизнь моя остановилась бы на этом крестном ходе"  - а вот этого не надо. ВЫ нам ещё!!! надобны. Так что терпите и далее!!! МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА ВСЕМ !!!!!

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: