Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Вопрос Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 1803     Комментариев: 19

Как быть, если режим работы не предполагает посещения храма? Муж «злоупотребляет» прощением – что делать? Опоздали к началу Крещения – как быть? Может ли православный быть членом КПРФ?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемый Владыка! Как быть, если сегодняшний режим работы не предполагает посещения храма? Работаю с одним выходным, либо все субботы, либо все воскресенья. Стараюсь брать субботы, но не всегда это от меня зависит. Требования сейчас очень жесткие. Работаю в медицине, до этого долгое время были проблемы с работой. Помогаю пожилым родителям, потерять работу страшно. Что посоветуете? Светлана

Уважаемая Светлана! Это не только Ваша проблема: сегодня многие люди говорят о том, что из-за сложной жизненной ситуации им приходится работать практически без выходных. Что здесь можно посоветовать? Все же постараться сходить в храм в тот выходной, который Вы имеете, даже если этот выходной приходится на будний день. Если Вы живете в городе, то у нас в Саратове и городах области достаточно много храмов, где богослужение совершается ежедневно. Рядовая будничная служба занимает около полутора часов. Если  у Вас такие жесткие требования на работе, и Вы не можете посещать храм в воскресные и праздничные дни – ходите в церковь в будни, Господь не осудит.

Бывает, что человек вынужден жить в таких условиях достаточно долгое время. И если он любит богослужение, любит молитву, он старается в дни праздников или, например, Великого поста дополнить соответствующим образом свою домашнюю молитву. Могу посоветовать книгу издательства Саратовской митрополии «Каноны утрени на двунадесятые и великие праздники», она есть во многих церковных лавках. Канон – это важнейшая часть богослужения, в которой наиболее полно раскрывается смысл празднуемого события. И если человек не может посетить праздничное Всенощное бдение, вполне можно прочитать канон праздника дома, это будет очень большим духовным подспорьем.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Не хочу жаловаться на своего мужа, и пишу не с этой целью, но, чтобы разобраться в ситуации, мне придется говорить и о нем.

Мы с мужем оба православные, венчаны. Но я замечаю, что муж христианские истины как-то подминает под себя, пользуется ими во зло, не знаю как точно это определить, требует исполнения их от меня, а за собой не следит.  Ну вот например, он себе очень много позволяет в поступках по отношению ко мне, причиняет боль, оскорбляет и т.п. А потом просит прощения (и у меня ощущение всегда, что это не искренне, для галочки как будто, чтобы стало легче на душе ему, а не тому, кому он причинил боль). И если я не могу дать прощение мгновенно, как он хочет, то он начинает говорить, что я «должна его простить,  так в Евангелии написано», ссылается на свою немощь греховную. Если я говорю: «Ты уже так делал, я тебя прощала, но ты не сделал никаких выводов и не изменил свое поведение», то он в ответ: «А надо прощать до семижды семидесяти раз». И я вижу,  что если я поступаю так, как он хочет, он приходит к выводу что ему теперь можно делать все что вздумается, его все равно обязаны простить и так прощать до бесконечности… Как мне быть, я не знаю, ведь он, говоря мне о христианском прощении, прав. Но мне кажется, что виновный не имеет морального права говорить об этом тому, кому причинил зло. И еще я вижу в этом  манипуляцию с его стороны и использование православных истин себе в угоду. Что я могу ему сказать в ответ?  Как поступить? Хочу мира в семье, но вижу, что мое прощение и терпение не помогает, а усугубляет ситуацию. Екатерина

Уважаемая Екатерина! Трудно что-либо посоветовать в решении семейных проблем, выслушав только одну сторону. То, что Вы пишете, действительно не с самой хорошей стороны характеризует Вашего супруга. Но бывает так, что человек, будучи обиженным, расстроенным  или просто уставшим, начинает относиться к близким по-особому придирчиво, видеть в словах и действиях окружающих то, чего, может быть, и не было изначально. Тогда получается картина, подобная той, которую Вы описали.

 Возможно, Вы правы, и супруг действительно злоупотребляет христианскими чувствами. Это, конечно, плохо и об этом стоит откровенно поговорить с мужем. Но может быть, что он и вправду срывается и, позволив себе что-то недолжное, потом искренне кается и приходит к Вам просить прощения. Все мы действительно очень слабы.

Поэтому постарайтесь заставить себя, хотя бы ради эксперимента, посмотреть на то, что происходит в Вашей семье, с иной точки зрения, оставив в стороне накопившуюся обиду, досаду и прочие негативные чувства. Попытайтесь. Возможно, Вам откроется какое-то иное измерение происходящего.

Здравствуйте! Помогите советом, что делать в моей ситуации. Недавно крестили доченьку (ей 11 месяцев) и опоздали к началу Таинства. Мы пропустили Чин оглашения, запретительные молитвы, отречение  от сатаны и сочетание со Христом, молитвы на освящение воды тоже читали без нас. Когда мы пришли, деток помазывали перед погружением в купель. Батюшка разрешил присоединиться, и нас  крестили с остальными крещаемыми. Теперь все время переживаю, правомерно ли такое Крещение? Может, его необходимо дополнить? Может, необходимо теперь сходить в церковь, чтобы над ребеночком прочли молитвы, на которые мы опоздали? Что делать, не нахожу себе места. Виктория

Уважаемая Виктория! Ситуация действительно недолжная. И в том, что произошло, виноваты обе стороны. Опаздывать нехорошо куда бы то ни было, тем более в храм, и уж если Вы опоздали к началу Таинства, то «присоединяться» к нему было нельзя.

Но священник, который допустил такое, по моему мнению, просто не верит в Бога. Совершая Таинство, он считает то, что он делает, маловажным и незначащим.

Конечно, такое Крещение несостоятельно. Я даже не могу назвать это Крещением, поскольку не было совершено значительной его части. Сходить в Церковь, чтобы «над ребенком прочли молитвы, на которые мы опоздали»  - так тоже нельзя.  Если Вы живете в Саратовской епархии, я прошу Вас сообщить мне, где это произошло, будем разбираться.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, может ли православный человек вступить в партию КПРФ? Современная КПРФ провозглашает свободу вероисповедания своих членов партии. Многие православные голосуют за КПРФ на выборах. Насколько я знаю, Патриарх общается с лидером КПРФ Г.А. Зюгановым и даже награждал его церковным орденом. Можно ли вступить в эту партию православному человеку? Будет ли это грехом? Андрей

Уважаемый Андрей! Вступление или невступление в ту или иную партию, так же, как наличие каких-то политических предпочтений, симпатий, антипатий, грехом не является, если это не влечет за собой недолжных поступков по отношению к Богу, Церкви, другим людям или самому себе. Поэтому вопрос поставлен Вами не совсем правильно.

Но надо помнить вот о чем. Все время своего существования последователи коммунистической идеи боролись и борются с Богом и Церковью. Мы живем в России, а Россия в ХХ веке стала экспериментальным полем для реализации коммунистических фантазий.  Это люди, которые уничтожили  историческую Россию, и сегодня страна живет тем, что они просто не успели разрушить. И едва ли не самый большой урон коммунизм нанес Русской Православной Церкви. Поэтому я считаю, что человек, для которого вера является основой его жизни, а не просто  формальностью, членом коммунистической партии становиться не должен.

Сегодняшние толерантные заявления Геннадия Андреевича  никого не должны вводить в заблуждение. Как только у коммунистов появляется  малейшая возможность бороться с Церковью, они с ней борются. Примеры тому мы видим и в Москве, и у нас в Саратове, и в других городах: там, где возникает организованное сопротивление строительству православных храмов, в первых рядах – члены КПРФ. Тут же забываются все благоуветливые  глаголы Геннадия Андреевича Зюганова, и коммунисты при малейшей возможности начинают поступать согласно своей матрице, а матрица у них одна – антирелигиозная. При этом особую ненависть они всегда проявляли к Православию и Российской истории. Поэтому, по моему убеждению, православному человеку в КПРФ делать нечего.

Рубрика "Вопросы Архиерею"

Комментарии:

21.10.2016 9:58:10  Aida

Благодарю уважаемого Владыку за столь подробные,доброжелательные и мудрые советы.Почерпнула и для себя полезное-к сожалению,в последнее время все чаще не могу присутствовать на воскресных и праздничных Богослужениях, и с благодарностью воспользуюсь советом нашего Владыки,приобрету книгу "Каноны...". Еще раз спасибо, Владыко, здоровья Вам и храни Вас Господь.

22.10.2016 13:16:43  Иоанн

Времена другие, компартия, несмотря на то, что говорят иные горячие  головы, идёт мирным путём.
И не нужно желать из церкви секту. 

22.10.2016 15:44:29  Олег Давиденко

Если коммунисты позволяют себе бороться против строительства церквей, особо отмечаю, строительство которых согласовано с властями, а значит, законно, и если мы защищаем наши законные права на строительство церквей, то мы - сектанты?

Церковь, которую врата ада не одолеют, сектой не будет никогда. Богослужения и таинства будут в конце времен либо с малым количество людей или без людей вовсе. Это будет следствием полной развращенности людей, а не сектанство. Думаю, последнее будут приписывать Церкви идеологи развращенности людей в конце времен.

Перед коммунистами Церковь открыта, но реально совместить веру Христову и атеистическую идеологию невозможно. Ты выбираешь истину Христову или выбираешь обольщение атеизма. И среднего не дано.

22.10.2016 16:20:23  Екатерина Иванова

К сожалению, мой опыт общения с современными коммунистами говорят о том, что они далеки от примирения с Церковью. Совсем недавно ехала в поезде и слышала пламенные возвания одного из современных большевиков (члена КПРФ), который начал с обсуждения квартиры Патриарха, а закончил призывом "стрелять этих попов". К чести моих спутников нужно сказать, что призыв "стрелять попов" не нашел у них поддержки. Этот случай отнюдь не единичный.

22.10.2016 18:00:01  Иоанн

Церковь становится сектой, когда начинает слышать только себя, создает прослойку избранных, что сейчас наблюдается. Что касается строительства церквей, коммунисты выступают против, если против строительства выступает народ. Такое было на 1 жилучастке, где жители не позволили строительство в парке, однако против строительства храма в парке Марины Расковой возражений не было. Точно также сейчас строится церковь возле кинотеатра Космос и ни одного голоса против не прозвучало. Каждый случай конкретнее, не надо обобщать. Что касается призывающего стрелять попов,, могу сказать, что людей с перегибами в голове хватает в любом явлении жизни, религиозном, или коммунистической. Нужно слушать разум. Я однажды сказал, что Зюганов назвал Христа первым коммунистом. Видели бы вы реакцию! Люди видят в этом мирное решение проблем народа, без войны и кровопролития. Потому, что бы ни говорили, категорически выступаю за союз коммунизма и православия, ибо цель одна: служение народу в мире духовном и материальном.

22.10.2016 21:34:06  Олег Давиденко

Какова связь между Богом и лукавым? Такова связь между Божьей православной церковью и коммунистами.

Можно только плакать о погибающих, не кающихся в атеизме.

22.10.2016 22:03:14  Иоанн

Известный швейцарский психолог Карл-Густав Юнг, глубоко верующий человек, говорил, что заболевание на религиозной почве неизлечимо, ибо человек болен самим лекарством. 

23.10.2016 19:26:49  Гость

Как я понимаю, война  руками нашей церкви с советским прошлым продолжается. Интересно кому это выгодно? У меня вопрос: чем нынешнее  время ,лучше  времени советского периода правления Брежнева?

24.10.2016 11:25:38  Екатерина Иванова

То, что Зюганов назвал Христа первым коммунистом, говорит только о том, что он повторяет миф, рожденный в 60-е года на Западе в левых кругах. между проповедью Христа и коммунизмом пропасть и утверждать обратное может лищь человек, для которого Христос - не Спаситель, а удобный символ для манипуляции. Есть на эту тему прекрасная статья Семена Франка "Этика нигилизма".

 Чем нынешнее время лучше времени Брежнева? Тем, что сейчас Церквовь Христова вышла из социального гетто и может свободно учить и проповедовать. А во времена Брежнева государственной идеалогией был атеизм, да еще и с приставкой "научный". Так что вопрос следует уточнить: не чем лучше, а кому - лучше. Верующим православным христианам однозначно лучше сейчас, а поклонникам Ленина/ Сталина, ну или любителем качественной колбасы - видимо, тогда.     

24.10.2016 12:29:29  Иоанн

Если между проповедью Христа и коммунизмом пропасть, объясните, в чём она?  Иначе Ваши утверждения голословны. Если Вы верите в сотворение мира за 6 дней, то вспомните правило литургии: Ветхий Завет читается вечером, чтобы слушающий помнил, что почитающий Закон, живёт во тьме. Об этом  в своё время писал иеромонах Илларион в "Слове о Законе и Благодати." Да, церковь сейчас имеет право проповедовать, только народу в ней маловато, церкви строятся, а народ не идёт. Думаю, что создатель христианства древнегреческий философ Сократ был бы недоволен нынешним поведением церкви, поскольку создавал религию рабов, чтобы облегчить их существование. Разве церковь сейчас служит народу, облегчает его существование? Потому народ отсутствует в храме. Беда церкви в том, что в 19 веке она откровенно отстала от жизни и пошла за царём и компрадорской буржуазией, желавших сделать из страны сырьевой придаток. Но не получилось, народ восстал. И не горстка его представителей, а вся народная масса, 90% которой были людьми верующими. Права ли была церковь, если верующие в Спасителя пошли против церкви? Зато сейчас вышла победа. Компрадорцы у власти, планомерно уничтожают страну и народ, а Вы утверждаете, что православные счастливы. Счастливы непониманием происходящего?  Во времена Брежнева начался период застоя, исторически обусловленный, этого никто не отрицает, однако не нужно забывать, что Сталин вернул церкви Патриаршество, отобранное царизмом в 18 веке, в связи с чем религия стала служить правящей верхушке, а не народу.   

24.10.2016 12:59:47  Екатерина Иванова

Уважаемый Иоанн, развернутая дискуссия. которую вы предлагаете, нельзя вести в формате комментария, потому что это серьезный философский вопрос. Опять же нельзя рассуждать об этом всерьез, исходя из ложных предпосылок, типа того, что Сократ - создатель христианства.

О соотношении этики христианства и этики коммунизма очень рекомендую вам почитать вышеназванную статью Франка и вообще сборник  "Вехи". без этого сборника нельзя обойтись никому, кто всерьез интересуется заданными вами вопросами.

Церковь никому не служит. Церковь - это Тело Христово.

Что касается восстания народа. Я не знаю, откуда вы берете цифру 90 процентов. О ситуации в период революционных событий, в частности, в Саратове есть несколько интересных материалов на нашем сайте.  В частности, вот этот: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/razve-ya-skazal-chto-nebo-pusto

   

24.10.2016 13:26:57  Иоанн

Обработка вопроса даёт ошибку.

Да, дело Сократа продолжил Платон.

Но соглашусь с мнением женщины, вспомнив напоследок слова Александра Блока: "Революция произошла потому, что на задних дворах пороли мужиков, насиловали баб, а пьяные попы торговали водкой."

Учтите, пожалуйста.

24.10.2016 16:59:19  Ольга
Последние комментарии Иоанна однозначно подтверждают слова уважаемого Владыки о том, что коммунизм никогда не примирится с Христом и Церковью, которую Он основал. Это две вещи несовместные! Непонятно, что делает человек, ненавидящий православие, на православном сайте? Не надейтесь - вы не испачкаете никого ядом своих слов, а вот себе сильно повредите. Остается только надеяться, что Сам Господь просветит человека светом Своей истины. А Екатерине, у которой трудные отношения с супругом, мне кажется, стоит обратиться с этим вопросом к своему духовнику, который хорошо знает ее жизненную ситуацию, и, конечно, молиться о своих немощных родных людях. "Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче!" И меня простите, пожалуйста.
24.10.2016 20:19:34  Иоанн

Ольга, Вы проявили  удивительную способностью правдивые слова великого православного русского поэта, автора поэмы "Двенадцать",  воспринимать как вражий промысел. И почему я православный воцерковлённый ненавижу православие? В Ваших доводах нет логики. Вы уж, если решили служить Богу, так служите Ему, ибо "Не в силе Бог, а в правде", а не Курихину. 

24.10.2016 21:49:55  Гость

24.10.2016 16:59:19  Ольга
Непонятно, что делает человек, ненавидящий православие, на православном сайте?
Правильно Ольга , гнать этих грешников, православной метлой с православного сайта.
24.10.2016 11:25:38  Екатерина Иванова
Верующим православным христианам однозначно лучше сейчас, а поклонникам Ленина/ Сталина, ну или любителем качественной колбасы - видимо, тогда.
То есть , если кроме церквей и магазинов у нас ничего не сроится это хорошо для православных. Работы нет , образования нет( даже за деньги), а деньги взять негде. Людей кругом обманывают и нет защиты от государства , которое берет с нас налоги. Я где то даже  согласен с Иоанном, что из народа делают быдло , и главное что бы  человек сумел расписаться за кредит , а дальше придут коллекторы. Это вы считаете хорошо для православных?


24.10.2016 23:41:10  Олег Давиденко

Православная церковь похожа на святого праведного Иова Многострадального. А люди, считающие себя глубокими верующими, иногда воцерковленные, с богатым умственным развитием, как рыба в воде, чувствующие себя в современном мире, похожи на друзей праведного Иова, пришедшие его обличать в самое тяжелое для святого Иова время.

25.10.2016 8:27:52  Иоанну

Вы,  конечно, можете себя называть и православным и воцерковленным. Но объективно говоря, человек, всерьез утверждающий, что Христианство создано Сократом для утешения рабов, никак может быть христианином. Поэтому, думаю, дискуссию, уже давно превратившуюся в троллинг, надо заканчивать. 

25.10.2016 15:03:24  Ирина

Иоанну непонятно, в чем пропасть между христианством и коммунизмом? Так и быть, объясню. Давно и не мной сказано, что разница между христианством и коммунизмом в том, что что христианство предлагает отдать своё и добровольно, а коммунизм требует отобрать чужое и насильно. Насчет того, что Блок - православный поэт... Иоанн, вы действительно так думаете? Сам-то Блок себя православным отнюдь не считал - почитайте хотя бы его письма к Е. Иванову, с которым он эпистолярно общался на религиозные темы, и набросок пьесы Блока о Христе. А кощунства Блока о Божией Матери просто невозможно привести на православном сайте. Что касается неточно приведенной вами цитаты из его статьи "Интеллигенция и революция", так это обычная демагогия либерального интеллигента, которому "по должности" положено ненавидеть Церковь и родное государство: Блок не хуже нас с вами знал, что никакие попы в храмах водкой не торговали, а крепостное право было отменено еще Царем-освободителем Александром II в 1861 году. Впрочем, Блок в большевиках довольно быстро разочаровался, и в письме к Нолле-Коган, написанном им примерно за полгода до смерти, звучат покаянные ноты. А как вас хорошо "образовали" при советской власти, видно по тому, что вы всерьез полагаете, будто христианство основали Сократ с Платоном. Тут недавно на этом сайте один ваш единомышленник с пеной у рта доказывал, что Лермонтов и Гоголь - великие советские писатели. Тоже, наверное, считает себя образованным. И что за мания у коммунистов и им сочувствующих непременно говорить от имени народа? А может быть, народ вовсе не вы, а мы, православные христиане!    

25.10.2016 21:22:26  Администратор

Добавление комментариев к данному материалу приостановлено.