+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Вопрос Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 672     Комментариев: 2

Что такое особое прошение? Почему чин Погребения Божией Матери проводится в храмах в разные дни?.. На эти и другие вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

*   *   *

Объясните следующую ситуацию. На этой неделе я, гуляя с ребенком, решил зайти в церковную лавку при храме «Утоли моя печали», чтобы купить веревочку для крестика. Но не успел я поставить коляску на крыльцо, как барышня из-за прилавка прокричала, что «с коляской нельзя». Вопрос: почему нельзя? И что вы можете тогда предложить? Дмитрий

Уважаемый Дмитрий! Могу только подтвердить, что с коляской заходить в храм не стоит. Это действительно нехорошо по целому ряду причин. А что касается храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — он к тому же очень маленький. Если в тот коридор, где находится церковная лавка, кто-то зайдет с детской коляской, то больше никто ни войти, ни выйти не сможет. Думаю, Вы вполне могли оставить коляску у дверей храма, взяв с собой ребенка. Тем более, что, по Вашим словам, Вы пришли не на богослужение, а всего лишь купить веревочку для крестика. Может быть, Вам показалось обидным то, в какой форме сотрудница храма сделала Вам замечание. Если это было резко или невежливо, я прошу у Вас за нее прощения.

Как пожертвовать средства на строительство храма?  Как это сделать правильно? Слышала, о таких людях будут молиться, пока стоит храм. Так ли это? Ксения

 Уважаемая Ксения! У нас сейчас много храмов строится или восстанавливается. Вы можете подойти и оставить свою жертву там, где принимаются пожертвования — передать за свечной ящик или же опустить ее в кружку, которые есть в каждом храме. Если Вы хотите, чтобы Ваше имя было известно и поминалось за богослужением, лучше всего обратиться к настоятелю этого храма.

Мы с мужем венчаны, в браке 3 года. Последние 2 года превратились в ад: муж играет в игры после работы каждый день, бывает, что ложится под утро, в отпуске от компа вообще не отходит, помимо всего еще и дома начал выращивать запрещенные растения и их курить... Детей у нас нет, у него бесплодие. Как мне быть? Сил у меня больше нет, помощи никакой, муж в храм не ходит, вообще неверующий.  Нас повенчали,  так как я хотела, чтобы было все по правилам. Как дальше быть, не знаю, чем дальше, тем все хуже… Христина

 Уважаемая Христина! Я не знаю, зачем Вас повенчали. Я много раз говорил о том, что не надо ни венчаться, ни креститься, если у людей нет понимания того, что такое христианская жизнь, а главное, нет желания и готовности жить по-христиански. Церковные таинства не действуют автоматически. Как Вам быть дальше? Решать Вам. Если можете потерпеть, видите смысл побороться за свою семью — то потерпите. Но бывают ситуации, когда терпеть невозможно и даже опасно. Тогда развод будет единственным выходом, «меньшим из зол». О том, в каких случаях Церковь признает брак распавшимся, говорится в документе «О канонических аспектах церковного брака» (он принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 года).

Здравствуйте, уважаемый Владыка! Благословите задать несколько вопросов.

1. Что такое особое прошение? Чье имя должно вписываться, если прошение «Об умножении любви», «Врачу душ и телес…», благодарственное?

2. Почему чин Погребения Божией Матери проводится в храмах по-разному, в некоторых — в одну службу с выносом Плащаницы, а в некоторых — на третий день?

3. Часто, просматривая Вашу страницу вКонтакте, вижу дублируемые фото с сайта, но почему не выставляются Ваши проповеди на службах? Ведь тем, кто не удостоился побывать на богослужениях с Вашим участием, будет полезно и радостно почитать Ваше слово! Да и на сайты храмов хорошо бы внести проповеди в дни богослужений. Уже пора начинать задумываться над смыслом Евангелия и богослужения, не только услаждаться видами.

4. Поясните, пожалуйста, как работают модераторы сайта «Православие и современность». Почему некоторые приличные комментарии не публикуются, а грубо навязывающие свои мнения «провидцы» выставляются на всеобщее обозрение? Наталия

 Уважаемая Наталия!

«Особое прошение» — это прошение, которое присоединяется к обычным богослужебным последованиям, скажем, к сугубой или просительной ектенье. Это может быть частная треба — то есть совершаемая по просьбе прихожан храма в той или иной ситуации. К примеру, мы просим Бога об умножении любви, если хотим помолиться особо о примирении близких нам людей, относящихся друг к другу немирно, или об исцелении больного человека, или о благословении каких-то наших добрых начинаний.

Это прошение может быть и общецерковным. Например, по решению Священного Синода от 14 сентября 2018 года, во всех храмах Русской Православной Церкви за каждой Божественной литургией в сугубую ектению включаются прошения о сохранении единства Православия, о недопущении расколов и нестроений в межцерковных отношениях.

Если Вы заказываете в храме особое прошение, то указываете имена тех людей, о которых хотите помолиться.  Если благодарите за что-то Бога, можно вписать свое имя.

Чин погребения Божией Матери — чин неуставной. Это последование возникло в Иерусалиме, в Гефсимании — там, где происходили события Евангелия. Постепенно оно распространилось в православном мире. В Русской Церкви оно совершалось в Киево-Печерской Лавре, в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Уже в послевоенные годы чин распространился более широко, но сложились разные традиции его совершения. Где-то Погребение служится на всенощной праздника Успения Божией Матери. Так мы сейчас делаем в Троицком соборе Саратова для того, чтобы на следующий день спокойно совершать службу в честь Нерукотворного образа Спасителя, который находится в этом соборе и является главной святыней Саратовской земли. А в других храмах чин Погребения совершают и на второй, и на третий день Успения. Поскольку нет обязательных уставных рекомендаций, это оставляется на усмотрение настоятеля.

Мои проповеди не выставляются на сайте епархии и в соцсетях по той причине, что я не считаю их заслуживающими увековечения на каком либо ресурсе. В то же время я постоянно отвечаю на вопросы на сайте, в газете и в телепрограмме, даю интервью на самые разные темы, касающиеся церковной и духовной жизни современных людей. Что касается проповедей, я согласен с Вами — проповедь в храме и в церковных СМИ совершенно необходима. Мы стараемся размещать проповеди духовно опытных людей на епархиальном сайте во все значимые праздники.

Что касается модераторов сайта… В Вашем вопросе чувствуется некоторая обида. Возможно, какие-то Ваши комментарии не были одобрены ими и не появились на сайте. В принципе я всегда давал установку, что на портале должна быть возможность дискуссии. При этом, конечно, не допускаются комментарии с явными оскорблениями Церкви, веры и других людей. Я думаю, что в случае, когда Ваш комментарий почему-то не размещен, Вы можете задать вопрос непосредственно модераторам, написав на адрес, который указан в разделе контактов сайта.

Рубрика "Вопросы Архиерею"

Комментарии:

26.09.2018 9:42:41  Наталия

Владыка, благодарю Вас за внимание и ответы. Обиды нет, Слава Богу, были вопросы.
Не понимаю, почему, некоторые священнослужители распространяются на различные темы в соц.сетях, организовывают форумы, но в комментариях к статьям на епархиальном сайте никогда не видно их мнений по тому или иному вопросу. Хотя количество просмотров очень внушительное.
Количество слов благодарности тоже крайне скудно. И не понятно, как действует епархиальное слово на паству. Что думают семинаристы, будущие регенты по поводам...
Вроде бы дело общее, но как-то изолированное.
Авторы статей в комментариях тоже никаких ответов не дают, и остаются все высказанные утверждения-недоумения конечными пунктами назначения по статье, а ведь они могут быть не всегда верными, простите. Кто-то должен за этим следить?
Гораздо полезнее и интереснее прочитать мнения осведомлённого круга лиц на затронутые авторами статей вопросы. А то получается однобоко и односторонне, без системы, лишь бы что-то напечатать. Не лишне бы было иметь устойчивое просветительское русло.
Да и в печатном виде журнал далеко не у всякого может оказаться.
Почему бы не брать интервью у старших по возрасту священников, почисленных за штат, или у монашествующих, или у диаконов, наиболее тесно соприкасающихся с вопросами церковной жизни, имеющих огромный опыт за плечами. Полагаю, им-то есть что сказать нам, но не всегда они находят, может место и время.
Выражаю искреннюю признательность Вам, Владыка Лонгин, что ВЫ ВСЕГДА находите время для несовершенных и поправляете все покривившееся. МНОГАЯ ВАМ  ЛЕТА!!!
МНОГАЯ ЛЕТА ВСЕМ!!!
Простите меня за сказанное.
Спаси, Господи, всех!

08.10.2018 15:27:43  Георгий

Да, публикации на портале бывают с модернистскими отенками, своеобразное  и самобытное истолкование православной тематики от первого лица, как просто выражение своего мнения, самовыражение,   что может прилично отличаться от  догматов  Церкви.  

 Конечно, было бы полезным видеть, кроме отдельных статей игумена Нектария и других батюшек, параллельно написанной  статье  видеть комментарии духовных лиц, с подсказками тех мест,  где личное мнение автора может не совпадать с Церковными нормами, чтобы читателям не "конспектировать"   ошибки себе на память, приняв  их за истину,  и не повторять их на практике, чтобы  воспринимать  смысл излагаемой  православной проблемы в правильной интерпретации.

 Иначе, получается,  судя по отсутствию комментариев, никому  это  не нужно и не интересно, даже пастырям и кандидатам в пастыри и слово о православии может трактоваться  вольным новоначальным  образом.

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.