+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской епархии
По благословению митрополита Саратовского и Вольского Игнатия
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Войти в Божий Град
Просмотров: 3733     Комментариев: 0

На наш епархиальный сайт приходит довольно много вопросов, касающихся посмертной участи усопших и шире — посмертной жизни души. В этом выпуске газеты мы продолжим разговор, начатый в прошлом номере: на некоторые самые распространенные, типичные вопросы на эту тему ответят священнослужители Саратовской епархии.

Что такое чистилище? Что там происходит с душой?

Отвечает священник Роман Коздринь, клирик храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова:

— В учении Православной Церкви такого понятия, как чистилище, нет и никогда не было. Да и в Католической Церкви оно закрепилось только в Средневековье и является предметом постоянных бого­словских дискуссий по сей день. Идея о чистилище была разработана Фомой Аквинским и принята как догмат на католическом Флорентийском соборе в 1439 году. Согласно этому учению, те души людей, которые не стяжали святости, чтобы попасть на Небеса сразу, но и не настолько «плохи», чтобы отправиться на вечное мучение в ад, пребывают в некоем промежуточном состоянии: мучаются за нераскаянные грехи и горят в очищающем их огне. Пребывание в чистилище длится для каждого человека настолько долго, насколько этого требует его личное духовное состояние — как только долг Божественному правосудию уплачен, душа допускается в рай. Участь души в чистилище может быть облегчена по молитвам живых и милостыне в память об усопших.

Учение о чистилище не имеет основания в Священном Писании, и некоторые авторитетные современные богословы Западной Церкви — в частности, Папа Римский Бенедикт XVI — ставят под сомнение его основы.

Безусловно, вопрос о возможных посмертных «перемещениях» души волнует каждого человека. Однако мы должны понимать, что самым правильным будет сделать акцент на земной жизни — если угодно, относиться к ней как к «чистилищу». Необходимо здесь и сейчас внимательно следить за очищением своей души, постепенно взращивая Царствие Божие внутри себя.

Узнают ли души умерших друг друга на том свете, встречаются ли родные?

Отвечает священник Александр Домовитов, настоятель храма Воскресения Христова на Воскресенском кладбище г. Саратова:

— Жизнь за пределами земного бытия непостижима нашим земным умом. О загробном мире мы можем судить только по словам Священного Писания: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

Нам, живущим на земле, невозможно сейчас представить, каким у нас будет восприятие самих себя и других людей, как именно встретимся мы с нашими святыми, как встретимся с Самим Богом. Но так как Бог есть Любовь, то и будущая жизнь будет совершаться в любви. И если нам будет необходима эта встреча с близкими людьми, то она непременно состоится.

Почему Церковь отвергает учение о том, что душа умершего может вновь родиться на земле? На основании чего?

Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Саратова:

— Учение о реинкарнации — переселении души в новое тело — характерно для восточных нехристианских религий — индуизма и буддизма, а также для некоторых течений древнегреческой языческой философии. Современные представления о переселении душ родились в недрах неоязыческого оккультного учения — теософии. Теософия пытается искусственно соединить идею восточных религий о сансаре (череде перевоплощений) с идеей о постепенной «духовной эволюции» человека: перевоплощения якобы ведут душу к прогрессу и совершенству. Этот постулат не имеет никакого отношения ни к индуизму, ни к буддизму.

Православная Церковь не признаёт учение о переселении души после смерти в иное тело на основании Священного Писания и Священного Предания.

Уже из Ветхого Завета мы знаем о том, что душа после смерти не воплощается в другом человеке. До пришествия Христа души всех умерших людей находились в шеоле — особом месте за пределами земного мира. Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней (в еврейском тексте — шеола. — Д.П.) (Пс. 88, 49)? Упоминания о посмертной участи души мы находим в Книге Бытия (см.: Быт. 37, 35), Книге Иова (см.: Иов. 17, 13), Книге пророка Исайи (см.: Ис. 38, 10), Первой книге Царств (см.: 1 Цар. 28, 14–19) и других.

В Священном Писании Нового Завета также однозначно опровергается мнение о возможности жизни души человека в новом теле. В притче Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19–31) говорится о невозможности нераскаянному грешнику после смерти изменить свое духовное состояние либо вернуться опять в этот мир. Авраам говорит богачу: …чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк. 16, 25–26).

Евангельская история об исцелении Христом слепорожденного человека являет нам опровержение любых предположений о кармическом воздаянии человеку за грехи в прошлой жизни. Господь на вопрос учеников об этом страждущем человеке — Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? —отвечает: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 2–3).

Учение о перевоплощении вступает в противоречие с хрис­тианским пониманием спасения и искупления. Как пишет епископ Александр (Милеант), «это ясно видно на евангельском примере благоразумного разбойника, который в одно мгновение своего обращения ко Христу наследует Царство Небесное (минуя индусскую карму). Искупление, совершенное Христом, освобождает человека из власти космических процессов и от власти судьбы». Таким образом, христианское учение о примирении с Богом посредством спасительного подвига Христова делает бессмысленным учение о реинкарнации, т. к. упраздняет грех (см.: 1 Ин. 1, 7; Еф. 2, 14–16) и дает человеку возможность в своей единственной земной жизни достичь самого высшего совершенства: причастия по благодати к Божественной природе — обожения (см.: 2 Пет. 1, 3–4).

В Новом Завете говорится о единственности и неповторимости жизни человека, после которой нужно будет дать отчет Богу о своих делах: и как человекам положено однажды умереть, а потом суд… (Евр. 9, 27); ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10).

Библейское Откровение говорит лишь о единственном предстоящем всем нам соединении души с телом — с тем телом, в котором человек прожил свою земную жизнь. Это произойдет во время Второго Пришествия Христова, когда на последний Суд Божий предстанут все люди после своего телесного воскресения.

Согласно со Священным Писанием учат и все святые отцы Православной Церкви. Святой мученик Иустин Философ (†165), хорошо знакомый с языческой философией и религией, обличает учение Пифагора и Платона о душе и теле и называет его гибельным и безрассуд­ным. Священномученик Ириней Лионский (†202) приводит классический аргумент против лжеучения о реинкарнации: «Учение их о переселении душ из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят того, что прежде было с ними. Ибо если бы им надлежало испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда…». Другими словами, святитель Ириней показывает бессмысленность учения о перевоплощении, основанного на идее наказания за грехи, соделанные в прошлой жизни. Действительно, как человек может исправиться, если он не помнит и не знает того, что было с ним в другом теле?

Подробно критикует учение о возможности вселения души в новые тела святитель Мефодий Олимпийский († 311): «Говорить, что души низвергаются с неба и, стремясь в наш мир, проходят через огненные источники и воды над пространствами тверди, есть пустословие и натянутая речь… Души после отшествия от сей жизни не получают опять других тел, в которых они явились бы перед воскресением».

В последующие века истории Церкви святые отцы также единодушно отвергали учение о перевоплощении. Именно на таком согласном свидетельстве Библии и святых отцов основывается то, что это учение не признаётся истинным.

Газета «Православная вера» № 12 (656), июль 2020 г.

[Подготовила Елена Сапаева]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Правда ли, что всё духовное зло в этом мире — от женщин? Почему лицам женского пола нельзя входить в алтарь? Как Церковь относится к самореализации замужней женщины в работе? На эти и другие часто задаваемые вопросы на тему «Женщина в Церкви» отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 3493
Комментариев: 0

Тема загробной жизни связана в сознании многих людей с самыми разными суевериями и глубинными страхами. В нашем обществе принято закрывать глаза на неизбежность смерти. Если о том, как поминать усопшего, человек еще может что­то знать, то вопросом, что происходит за гранью земной жизни с душой, он задается лишь тогда, когда теряет близкого. А ведь знание о жизни за гробом в определенной, доступной человеку мере в Церкви есть, и приобщение к нему не угнетает, а напротив, помогает молиться об усопших дорогих людях и укрепляет надежду на будущую встречу в вечности

Просмотров: 1489
Комментариев: 0

Православное богослужение красиво не только внутренней стройностью и возвышенностью смысла. Пришедший в церковь человек видит и внешнюю красоту: в зависимости от праздника храм наполнен тем или иным цветом — отсветами золотого, сиянием белоснежного, переливами рубинового, глубиной небесной лазури. Мы привыкли к облачениям священников — множеству внешних деталей, узорам и вышивке на них, но никогда, может быть, не рассматривали их осмысленно и внимательно. А ведь всё, что мы видим в храме,— словно книга, которую можно читать и открывать в знакомом новые грани. Сегодня мы лишь немного затронем тему церковных облачений — на распространенные вопросы о них отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 797
Комментариев: 0

Церковь — это общность, единство, семья. Наверняка многие слышали эти слова и раньше. Но именно в период нынешней эпидемии нам, прихожанам, стало очевидно: храмы, в которые мы ходим,— это наши храмы: мы дорожим ими и ответственны за их судьбу. В период карантина приходы оказались на грани выживания. Службы в них по-прежнему совершались, а вот многие прихожане в силу обстоятельств не могли побывать в церкви. Некоторые настоятели разместили на приходских сайтах форму для заказа треб онлайн и попросили верующих поддержать свои приходы. Почему пожертвования так важны для жизни храма, какие формы пожертвований существуют, как устроена экономика прихода? Обо всем этом — в сегодняшнем выпуске нашей рубрики

Просмотров: 874
Комментариев: 0

Зачем нужен пост посреди лета, как он связан с предшествующим ему праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и соблюдали ли его сами апостолы? На часто задаваемые вопросы о Петровом посте отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 1674
Комментариев: 0

Одна из обязательных для христианина составляющих ежедневного правила — чтение Евангелия. Мы попросили ответить на некоторые вопросы, касающиеся чтения Священного Писания дома, священнослужителей Саратовской епархии

Просмотров: 755
Комментариев: 0

«Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались Небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия»,— писал о празднике Богоявления священномученик Иоанн Восторгов. Воспринимаем ли мы этот праздник столь же лично, осознаём ли его смысл? На вопросы о Крещении и освящаемой в этот день великой агиасме — крещенской воде — отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 834
Комментариев: 0

Несколько лет назад во всех храмах Русской Православной Церкви, в том числе и саратовских, была введена практика огласительных бесед для желающих креститься или стать крестными младенца. Однако о том, как стать крестным, и о различных моментах, связанных с этой ответственной ролью, приходит по-прежнему много вопросов на наш сайт. На наиболее распространенные, типичные из них отвечают сегодня клирики Саратовской епархии

Просмотров: 883
Комментариев: 0

Главенство мужа в христианском браке — это, скорее, ответственность перед Богом и обществом за духовное состояние всей семьи и забота о ее нуждах. По мысли святителя Иоанна Златоуста, в этих словах мужу и жене Церковь предлагает «основание их счастья, взаимную любовь и заботливость, указывая каждому подобающую область: ему — начальство и попечение, а ей — повиновение»

Просмотров: 1106
Комментариев: 0

На «простые вопросы» об исповеди и причащении, которые для многих оказываются совсем не просты, отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 1222
Комментариев: 0

Можно ли причащаться человеку, который никак не может представить себе, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы? На этот и другие вопросы о самом главном Таинстве Православной Церкви — Евхаристии — отвечают клирики храмов Саратовской епархии

Просмотров: 1600
Комментариев: 0

Православная икона для верующего, давно живущего церковной жизнью человека — нечто настолько знакомое, что порой и представить трудно, какими глазами может смотреть на нее тот, кто недавно переступил порог храма. Почему некоторые иконы похожи на картины, а некоторые нет? Можно ли иметь дома любой святой образ или есть иконы, которые пишутся только для священников и монахов? На эти и другие вопросы отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 1364
Комментариев: 0

О том, как правильно относиться к ежедневному молитвенному правилу, молиться ли Богу «по наитию» или «по расписанию», что можно добавлять к повседневной молитве для оживления интереса к ней, говорят священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 1414
Комментариев: 0

Любой человек, переступающий порог храма, чуть раньше или чуть позже оказывается перед необходимостью исполнения ежедневного молитвенного правила. На часто задаваемые вопросы о ежедневной молитве отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 1377
Комментариев: 0

Радоница — не просто церковный праздник. Не случайно он, в отличие от большинства православных праздников, является во многих регионах нашей страны выходным днем — в этот день мы исполняем не только христианский, но и общечеловеческий долг, вспоминая с благодарностью о тех, кто жил когда­то на этой земле и нам дорог. Десятилетия богоборчества сделали свое дело: не все наши сродники ушли в иную жизнь по¬христиански и с надеждой на Бога, не все из нас знают, как по¬христиански их поминать и что дает нам и самим умершим поминовение. Но о каждом — совершенно о любом — ушедшем человеке в этот день можно тем или иным образом помолиться или сотворить милостыню. И — порадоваться, как бы ни была велика наша скорбь. Мы попросили священников саратовских храмов ответить на часто задаваемые вопросы о поминовении усопших

Просмотров: 1939
Комментариев: 0

На вопросы о Таинстве Соборования отвечают клирики Саратовской епархии

Просмотров: 1764
Комментариев: 0