Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
«Викинг»: миссионерский блокбастер
Просмотров: 664     Комментариев: 1

В конце декабря 2016 года состоялась премьера фильма «Викинг» (режиссер Андрей Кравчук), рассказывающего о нескольких эпизодах из жизни святого равноапостольного князя Владимира. В январе 2017 года этот фильм вошел в десятку лидеров мирового кинопроката — это первый подобный случай в истории российской киноиндустрии. Тем не менее картина вызвала настоящий шквал негодующих отзывов среди критиков и журналистов. Попробуем разобраться, в чем причина такой неоднозначной реакции.

За державу обидно?

 

Реакция на показ «Викинга» была более чем острая. Настолько острая, что со стороны противников этого проекта даже раздались крики: «Запретить!», потому что показ этого фильма «не соответствует возрастному ограничению 12+», «не опирается на факты, а с открытым цинизмом искажает представления о древней культуре славян, деструктивно влияя на самоосознание народа» и вообще «оскорбляет чувства думающих». В блогах, обзорах, рецензиях и просто рассерженных комментариях муссируется одна и та же мысль: что это язычники-славяне такие грязные, а византийцы-христиане такие чистые? За державу же обидно! Не менее, чем грязные славяне, одетые и вооруженные не как подобает (тут, правда, показания комментаторов-историков расходятся — в отношении того, как же подобает и насколько критичны отступления от истины), критиков оскорбил образ главного героя — князя Владимира. Кто-то полагает, что он получился слишком положительным, кто-то — что слишком нерешительным, короче говоря, не таким, каким он был на самом деле.

Но еще больше, чем антураж и образ главного героя, рецензентов раздражает жанр этого фильма. Потому что по жанру это проповедь, сказанная на языке голливудского блокбастера.

Правда и вымысел

 

Так все-таки, насколько сильно фильм искажает историю? Что перед нами: историческое фэнтези или кино с претензией на историчность?

На самом деле, практически все события, которые показаны в фильме, имели место в действительности — правда, сценаристы спрессовали время знаковых событий в жизни князя Владимира. Всё было в летописи «Повесть временных лет» — и убийство сына князя Олега, и сватовство к полоцкой княжне Рогнеде, которое закончилось самым ужасным образом, и убийство брата Ярополка, и «грекиня», как ее называет летопись, Ирина — взятая в полон жена брата, которая ждет ребенка от убитого Ярополка. Правда, в отличие от героини фильма, историческая «грекиня» становится женой князя Владимира, но ее роль в судьбе крестителя Руси была, видимо, гораздо скромнее, чем показано в кинокартине. Зафиксированы в летописи и человеческие жертвоприношения у славян, показ которых вызвал столько нареканий у патриотов языческой старины. Более того, сцена жертвоприношения, показанная в фильме, совпадает с описанной в летописи вплоть до мелких деталей.

Есть в сценарии фильма и некоторые различия с летописными хрониками в расстановке действующих лиц, о которых сами авторы подробно рассказали на официальном сайте фильма.

Нужно принимать во внимание и то, что летописный рассказ не дает нам возможности восстановить полную и непротиворечивую картину произошедших тогда событий, да и сами события, описанные в летописи, историки иногда ставят под сомнение — например, достоверность истории с насилием над Рогнедой и ее попыткой убить своего мужа: уж слишком она напоминает сюжет, зафиксированный в скандинавском фольклоре… Но дело даже не в этом. Дело в том, что летописные источники не сохранили для нас главного: как происходили те изменения в душе князя — идолопоклонника, насильника, братоубийцы, которые привели его к христианству? Доподлинно известно одно: правитель Киевской Руси принял это решение добровольно и свободно, а не под действием политический необходимости.

Князь Владимир: до и после

 

Фильм Андрея Кравчука, конечно, не отвечает на этот вопрос. Его задача гораздо скромнее: он показывает путь ко Христу — не героя былины и не героя летописи, не великого правителя и не религиозного реформатора, каковым и был в реальности князь Владимир, а обыкновенного человека, похожего на каждого из нас. Человека, который запутался в своей жизни.

Фильм отчетливо делится на две части. В первой — грязь, кровь, убийства и все киношные штампы, какие только можно придумать. Именно эта часть фильма, в которой показано темное дохристианское прошлое Руси, и вызвала большинство нареканий. Они отчасти справедливы. Начало фильма, изобилующее спецэффектами и не всегда уместными батальными сценами, чрезвычайно затянуто и несколько однообразно. Иногда трудно понять, кто, куда и зачем скачет, кто, кого и зачем бьет. Впрочем, это замечание относится к большинству фильмов этого жанра последних лет. Режиссер показывает Русь языческую как темный мир без Христа. В этом духовном сумраке все мысли нечетки, а отношения так запутаны, что невозможно разобраться, кто прав, кто виноват, где тут зло, а где справедливость, где подлость, а где кровная месть. Невозможно не совершить грех. Только что ты улыбался милой девушке, звал ее замуж — и вот уже просыпаешься с тяжелой после хмельного боя головой по ту сторону отвратительного греха. Только что ты раскрыл свои объятия брату — и вот на твоих руках уже несмываемая кровь. Главный герой фильма в исполнении Данилы Козловского — обыкновенный запутавшийся человек. Не злой и не добрый. По духу — наш современник. По судьбе — наш брат. Он сполна хлебнул мерзкого пойла — настойки из мухоморов, которая якобы придает бойцу особую силу, а на самом деле отравляет душу.

Вторая часть фильма рассказывает про обретение веры, и она совершенно другая по настрою. На берегах Корсуня мы впервые видим чистые краски Божьего мира. Совсем не потому, что создатели фильма «ненавидят» Русь и преклоняются пред заморскими проповедниками, а потому, что в Корсуни герою фильма открывается образ Божией благодати.

Владимир здесь показан не как политик, а как частное лицо, чей путь к истине начинается с такой простой и понятной истории — с того, что в красивой женщине он увидел не трофей, не разменную монету в политической игре кланов, а образ лучшего, чистого мира. Потом он узнает, что это называется образ Божий. Христианка — «грекиня», которую в фильме прекрасно играет Светлана Ходченкова, буквально светится изнутри. Сразу видно, что она не от мира сего, так хрупка, чиста и возвышенна ее красота… Обращение героя фильма к Богу начинается с любовной драмы, которая сыграна очень тонко, современно и человечно. У любви князя Владимира и Ирины не может быть ни будущего, ни настоящего. Но у нее может быть выход в иное — религиозное — измерение.

Оглашение крестителя

 

Самая большая удача фильма, которая в моих глазах искупает все его недостатки,— это сцена исповеди князя Владимира, или, точнее, огласительной беседы с князем священника-грека Анастаса. Это пример истинно миссионерского подхода к теме. Для священника, которого великолепно играет польский актер Павел Делонга, правитель Руси — не предводитель опасного варварского племени славян, которого нужно приручить, а грешный человек, который получил шанс прийти к Богу. Отец Анастас объясняет этому человеку главное: что такое грех и Кто такой Бог. В этот момент камера показывает только лицо князя, который на наших глазах осознает, что его жизнь — жизнь «нормального» воина и вождя — это путь в пропасть. Вот он украл у брата игрушку. А вот он убил брата. Вот он взял силой Рогнеду. А вот он убил ее родителей. Но Бог может восстановить этого обыкновенного, но запутавшегося человека в прежнем достоинстве. И тогда от греховной скверны очистится и Русь. И мы видим на экране чистое небо, яркое солнце, крещальные воды Днепра.

Фильм о крещении князя Владимира — это опыт миссионерского кино, которое говорит с потребителями массового искусства об обретении веры, которое задевает, раздражает, провоцирует, заставляет спорить, узнавать, как там все было на самом деле. Искать истину…

Тем, кто хочет ознакомиться с научным взглядом на историю князя Владимира и Крещения Руси, стоит прочесть следующие книги:

— Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959.

— Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. СПб., 2008.

Фото из отрытых интернет-источников

Газета «Православие и современность» № 03 (575)

Комментарии:

16.02.2017 23:17:03  К.Л.

Молодец, Екатерина! Спасибо!!! Было интересно :-) 

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: