+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
В зале суда истории
Просмотров: 1015     Комментариев: 0

Консерватория — дом музыки, но никак не дом суда, не место оглашения приговора. Однако сто один год назад, в октябре 1918 года, любимый многими саратовцами Большой зал нашей консерватории стал именно залом суда. Пролетарского суда над «контрреволюционными попами».

Иерей Максим ПлякинГлухая эпоха «троек» (особых совещаний, выносивших мгновенные и не подлежащие обжалованию приговоры «врагам народа».— Авт.) наступит позднее, а тогда, на заре советской власти, соблюдалось законообразие. Прения сторон, последнее слово подсудимых, возможность обжаловать приговор — все это формально исполнялось. Но что со всего этого толку, если закон был подменен «интересами рабочего класса», а если по правде, то интересами большевицких лидеров и их европейских покровителей?

Если первому судебному процессу над саратовским духовенством исполнился сто один год, то со дня мученической кончины двоих из семи подсудимых — священномученика Михаила Платонова и святителя Германа, епископа Вольского,— прошло ровно сто лет. Их судили, приговаривали к смерти и каторге, отменяли приговор, опять судили… а в конечном итоге расстреляли без суда и приговора — в порядке красного террора и в связи с опасностью захвата Саратова войсками белых. Это был октябрь 1919-го. В память об этом трагическом юбилее информационно-издательский отдел Саратовской епархии провел публичную лекцию, рассказывавшую о первом показательном процессе против саратовского духовенства в том самом Большом зале консерватории. Лекцию прочитал секретарь епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия иерей Максим Плякин.

Своими впечатлениями делится Марина Бирюкова:

— Вон там, где сейчас стоит рояль в черном чехле, сидели под конвоем подсудимые — двое уже названных и еще пять членов епархиального совета, из них три священника и два мирянина. А там, где рояль в сером чехле, разместились железные пролетарские обвинители, убежденные в том, что реакционные попы заслуживают смерти уже потому, что они попы. Судьи — слесарь, токарь, бывший младший унтер, мельник — расположились по центру, там, где сейчас орган.

Отец Максим сразу предупредил, что большую часть его лекции займут цитаты из документов той эпохи. Действительно, это были такие цитаты, которые не нуждались в комментариях. Например, проповедь Святейшего Патриарха Тихона, узнавшего о расстреле государя: «…Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его <…> мы должны во всеуслышание заявить об этом, как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточают в тюрьму, пусть нас расстреливают…». 

С проповеди Патриарха Тихона отец Максим начал не случайно: саратовская трагедия стала эхом трагедии екатеринбургской. В августе 1918 года до Саратова докатились слухи о расстреле последнего русского императора. 4 августа настоятель Серафимовского храма в Саратове иерей Михаил Платонов обратился к прихожанам с краткой проповедью, в которой, вслед за Святейшим Патриархом, осудил это преступление, привел слова из 1-й книги Паралипоменон Не прикасайтесь к помазанникам моим (16.22) и совершил молитвенное поминовение убиенного государя.

Через два дня газета «Известия Саратовского Совета» вышла с заметкой «Проповедь святого отца». Заметка сообщала, что «святой отец так растрогал молящихся, что вся эта несознательная масса зарыдала и заголосила… следует на это безобразие обратить внимание властям и принять соответствующие меры». Власть отреагировала: священника Михаила Платонова арестовали. В свою очередь отозвался и епископ Вольский Герман, управлявший на тот момент делами в Саратове как викарий: он призвал прихожан Серафимовского храма сделать всё возможное для освобождения настоятеля. Епархиальный совет во главе с протоиереем Алексием Хитровым с благословения владыки Германа принимает решение об интердикте — временном прекращении богослужений в Серафимовском храме. Члену совета Петру Львову поручено выяснить, за что арестован отец Михаил и чем ему можно сейчас помочь. Однако помочь отцу Михаилу епархиальный совет не смог, поскольку сам оказался за решеткой — в полном составе плюс викарный архиерей. Главный пункт обвинения: церковь Серафима Саровского была закрыта намеренно — с целью восстановить прихожан против советской власти. Один из подсудимых, Платонов, обвиняется также в издании и распространении контрреволюционной литературы: еще в феврале в его доме был произведен обыск, изъяты его проповеди и статьи, изданные за собственный счет — он был ярким публицистом православного и патриотического толка. Через некоторое время отец Михаил и другие обвиняемые по этому делу оказались на скамье подсудимых.

Процесс был сделан показательным, на него, как на концерт, раздавали билеты.

Суд над саратовским священством. Большой зал консерватории, 1918 годКак пояснил отец Максим, попасть в зал суда было непросто: пригласительные распространяли среди «сознательных», и лишь 48 из 1096 билетов досталось верующим: 15 из 48 получил непосредственно Серафимовский приход, собравший уже около десяти тысяч подписей в защиту своего настоятеля.

Задуманный как показательная расправа, этот процесс стал настоящим духовным поединком между богоборцами и теми, кто сохранял верность Христу. И здесь, наверное, лучше всего привести еще две цитаты, которые и зачитал отец Максим. Одна — из речи обвинителя Леонида Гриня:

«…Религия является питомником всех морально искалеченных людей. <…> нам можно отмахнуться от религии как от ненужного балласта, задерживающего ход человеческого развития и освобождения. Эти господа (имелись в виду те, кто сидели на скамье подсудимых.— Авт.) являются в действительности не чем иным, как самыми худшими слугами разбитого нами строя. Что представляет из себя Платонов? Это обыкновеннейший тип черносотенного попа — темного, невероятно темного. Мы являемся по сравнению с французскими революционерами достаточно мягкотелыми, чересчур снисходительно относимся к ним до сих пор. Не пора ли, товарищи, нам встать на настоящую революционную точку — тем более что мы все наблюдаем, какую роль играют эти господа в контрреволюции? Пора взяться за это дело вплотную. Тем более что мы в настоящий момент живем в период красного террора. При настоящих условиях этот красный террор является не громозвучной фразой, а это целая система, которая будет проводиться с железной настойчивостью, в силу крайней необходимости. <…> Я думаю, что мы не будем тряпочниками, мы будем настоящими сынами революции. Вынесите, товарищи, им смертный приговор!»

И другая — из речи подсудимого Платонова:

«…Целоваться с Советской властью я не думаю, но признаю ее, как факт, и считаю, что я обязан ей подчиняться и повиноваться. Налагает она на меня налоги — я плачу, вызывает в суд — я иду, приходят с обыском — я не противлюсь, а представляю все для осмотра: я не протестую против этого. Но я протестую, когда нарушаются мои христианские права и обязанности. Если бы, например, Советская власть, вместо Евангелия Христова, ввела новое евангелие, где говорится «несчастные» вместо «блаженны» — тогда я не соглашусь на это. Пусть меня как ни назовут, что хотят сделают — я этого не послушаюсь. Если же это Евангелие, как Христово — тогда в ножки поклонюсь. Затем обвинитель очень раздосадован тем, что я очень спокойно вел вчера себя здесь, что мне предъявляются такие-то обвинения, и я так спокоен, высказываю свои монархические убеждения. <…> Но, товарищи, я и сейчас спокоен, хотя вы и вынесете мне смертный приговор: разве я сказал, что небо пусто. Я верю, что небо не пусто, что там есть жизнь — и я не верю в смерть. Если вы меня убьете — я буду жить. <…> Вся моя проповедь заключалась: «Народ, помни Бога». Я это не перестану говорить, хотя бы со мной и поступили, как требует обвинитель, как, может быть, вы и поступите».

Надо было оказаться в этом зале, ставшем однажды залом суда, чтобы понять, почувствовать, что такое суд истории. Мы прославляем наших мучеников, мы рассказываем о них, показываем их фотографии — именно здесь, в месте их мучений. Мы молимся им, просим их помощи, укрепления наших сил. Это означает, что они победили.

Материал подготовлен в рамках проекта «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны». При реализации проекта используются средства, выделенные в качестве гранта фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» на основании Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

Газета «Православная вера» № 18 (638)

[Подготовила Ольга Протасова]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

29 июня — день мученической кончины священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского. Большая часть его архипастырского служения связана с Саратовской епархией. В памяти саратовцев остались и просветительские проекты владыки Гермогена, и его дела милосердия, и его стойкая консервативная позиция противления любому культурному явлению, если оно развращает народ

Просмотров: 2213
Комментариев: 0

23 ноября — память святого Александра, графа Медема, владельца имения Александрия Хвалынского уезда. Его жизнь была примером удивительного мужества и преданности: своему делу, своей семье, своей стране, своей вере

Просмотров: 7683
Комментариев: 0

9 июля этого года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден текст службы святителю Иннокентию, епископу Саратовскому и Пензенскому. Один из авторов этого богослужебного последования — секретарь Комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Максим Плякин. В преддверии 200-летия преставления святителя, которое будет отмечаться 23 октября этого года, мы беседуем с отцом Максимом о творческом процессе написания богослужебного текста и о том, чем святой Иннокентий близок нам

Просмотров: 992
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад, 10 октября 1919 года, были расстреляны саратовские новомученики: епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов. Расправа над ними стала финалом долгого судебного процесса, который должен был стать показательным судом над «контрреволюционными попами» и продемонстрировать обществу, как нужно обращаться с классовыми врагами

Просмотров: 1124
Комментариев: 0

В Соборе Саратовских святых до недавнего времени, то есть до того, как собор прирос десятью новыми именами, значился лишь один святой из далекого прошлого Российской империи: святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский. Он родился в 1784 году, а умер в 1819-м. Да, тридцать пять лет… Каким нужно быть человеком, чтобы за столь краткий срок не только оставить заметный след в истории Церкви, но и достигнуть святости?

Просмотров: 898
Комментариев: 0

Еще две недели назад, когда в нашей митрополии в очередной раз праздновался Собор Саратовских святых, мы возносили свои молитвы пятнадцати прославленным подвижникам нашего края, большинство из которых — мученики за веру. А на следующий день после торжества пришла радостная весть: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в состав Собора Саратовских святых были включены десять новых имен. Кто они, наши новые святые, какова была их жизнь? Мы еще расскажем о них подробно на страницах нашей газеты, а пока — первый взгляд — знакомство, которое, быть может, станет для кого-то началом молитвенного общения

Просмотров: 1898
Комментариев: 0

Далеко не в первый уже раз празднование Собора Саратовских святых начинается с панихиды на старом Воскресенском кладбище. Мы молитвенно поминаем не только убиенных, но всех, сохранивших веру в эпоху принудительного безбожия, в годы, когда во всей Саратовской области не осталось ни одного действующего православного храма; когда просто назвать себя верующим, православным было смертельно опасно. В синодике — списке поминаемых — сейчас более 1386 человек, на 11 больше, чем в прошлом году: исследовательская работа наших церковных краеведов, членов епархиальной комиссии по канонизации открывает новые имена, и за каждым вновь открытым именем тянутся другие

Просмотров: 943
Комментариев: 0

Празднование Собора Саратовских святых было утверждено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в декабре 2010 года. Это воскресный день, ближайший к 13 сентября. В составе Собора пятнадцать святых, четырнадцать из них — новомученики ХХ века. Накануне очередного празднования предлагаем вместе вспомнить о каждом из них и об их судьбах

Просмотров: 2376
Комментариев: 0

На въезде всело Малая Осиновка Аткарского района — руины Свято-Троицкой церкви. В ее стенах служил священномученик Феодор (Смирнов) в бытность свою еще не Феодором, а просто отцом Владимиром

Просмотров: 1262
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад — 5–6 октября 1918 года — в Большом зале Саратовской консерватории состоялся… нет, не концерт, а что-то вроде театрального действа: «суд над попами», как назвали это представление большевистские газеты. На скамье подсудимых в тот день оказались почти все представители Епархиального совета, епископ Вольский Герман (Косолапов) и известный в Саратове проповедник, любимый народом пастырь протоиерей Михаил Платонов. Дело саратовского священства длилось целый год и для двоих фигурантов — священномученика Германа и священномученика Михаила — закончилось внесудебной расправой и мученическим венцом

Просмотров: 1194
Комментариев: 0

В сентябре в духовно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова состоялась премьера документального фильма «Надежда на спасение», повествующего о жизни протоиерея Геннадия Махровского. С режиссером фильма, петербургским кинодокументалистом Максимом Якубсоном, побеседовала наш корреспондент Екатерина Иванова

Просмотров: 1432
Комментариев: 0

5 ноября минувшего года клирики и прихожане саратовского храма в честь Казанской иконы Божией Матери впервые молитвенно почтили память святого священномученика Емилиана; было, наконец, установлено, что в Саратове он служил именно в Казанском храме. Судьба этого святого — обычная судьба русского священника тех лет. Жил, служил, воспитывал своих детей… А в страшный час не отрекся от Христа, не предал ни людей, ни Церковь Христову

Просмотров: 1500
Комментариев: 0

Если кому-то из читателей доведется побывать в Балакове, настоятельно советуем посетить храм в честь Рождества Христова, расположенный в самом центре города. На то, чтобы уделить ему время, есть как минимум три причины. Первая — его архитектурный облик настолько необычен, что сразу привлекает внимание. Второе — в этом храме находится мощевик с частицей мощей замечательного балаковского святого, о котором, к сожалению, пока мало знают за пределами города. И третья — Христорождественский храм имеет собственный музей с весьма интересной экспозицией

Просмотров: 1443
Комментариев: 1