+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
В струях Иордана
Просмотров: 1385     Комментариев: 0

19 января Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Крещения Господня. В этот день множество народа приходит в православные храмы не только помолиться за богослужением, но и набрать крещенской воды. О смысле и значении праздника, свойствах крещенской воды и правильном к ней отношении читайте в статье клирика Свято-Троицкого собора г. Саратова иерея Вадима Мартьянова.

В этот праздник мы вспоминаем Крещение святым пророком Иоанном Крестителем Иисуса Христа в водах Иордана. Об этом событии повествуют все четыре Евангелиста (см.: Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33, 34).

На тридцатом году Своей жизни, перед выходом на проповедь, Христос пришел на реку Иордан, где Иоанн Креститель проповедовал покаяние в грехах и крестил народ. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». И услышал в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (см.: Мф. 3, 14, 15). Когда Иисус Христос вышел из воды и молился, отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов. После Крещения Христа для каждого человека Крещение становится началом восстановления первоначального образа Божия, поврежденного грехом. Крещение делает нас «единой отраслью» со Христом, как бы прививает к Нему. В воде Крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно стать образом Христа, нужен труд всей жизни.

Праздник Крещения называется также Богоявлением, поскольку при Крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).

История праздника

 

Первое упоминание о празднике Крещения (Богоявления) мы находим в «Строматах» св. Климента Александрийского (III в.). Долгое время он был связан с праздником Рождества Христова, но впоследствии эти события стали праздноваться раздельно. Начиная с IV в., на Востоке к 6 января (ст. ст.) было приурочено Крещение оглашенных. В связи с этим возник обычай особого чествования воды, освящавшейся в этот праздник для их Крещения.

До XI в. великое водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской и Антиохийской Церквами – в навечерие Богоявления, а Иерусалимской Церковью – в полночь Крещения. Свидетельства об этом мы можем найти в кратком начертании Студийского устава, в древнейших триодях. В XI-XII вв. появляется обычай совершать водоосвящение дважды: в навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.

Праздник Крещения на Руси

 

В Русской Церкви первоначально Великое освящение воды совершалось только в канун праздника Крещения, так как до XIV в. на Руси господствовал Студийский устав. Двукратное освящение воды в Русской Церкви началось со времени, когда Иерусалимский устав стал постепенно вытеснять из употребления устав Студийский. Впрочем, славянские памятники говорят как о двукратном освящении воды, так и об однократном.

Современный вид чин водоосвящения получил в основном в XVI в. Но и в XVII в. были некоторые разногласия по поводу времени совершения водоосвящения. В книге «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе» указано на совершение водоосвящения как до, так и после Литургии. Лишь в 1681 г. Патриарх Иоаким «указал сему действу быть после литургии».

В Русской Церкви водоосвящение как в навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. Обрядовая сторона этого праздника на Руси приобрела сугубо национальный характер. В этот день все, от малого до великого, шли на «Иордань», то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался обряд водоосвящения.

 


Великая агиасма – вода, освященная в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения. Она освящается, кроме троекратного погружения честного Креста, еще крестным знамением, благословением и особыми молитвословиями. Крещенская вода — одна из величайших святынь. Она не портится длительное время, подает исцеление от душевных и телесных недугов, гасит пламя страстей. Воду не только пьют, но и окропляют ею жилище и разные вещи. Крещенскую воду принято пить натощак и бережно хранить в святом углу, возле икон. 

 

Торжественное предпразднество начиналось накануне Богоявления. В этот день в Успенском соборе Московского Кремля читались царские часы, соединенные с Литургией и вечерней, после чего совершалось водоосвящение. Вечерня, на которой присутствие царя и Патриарха было обязательным, всегда совершалась в Успенском соборе. Во время чтения паремий к бакам с водой ставили два стола: один для сосудов с водой и других священных предметов, другой для мощей. На аналое перед ними поставлялась праздничная икона.

По освящении воды Патриарх прежде принятия антидора трижды пил воду, а затем столько же раз давал испить царю, вельможам и всем людям. По окончании отпуста совершалось омовение чудотворных икон и окропление мощей святой водой.

В сам праздник Крещения совершался Крестный ход на Москву-реку при большом стечении народа, а также при участии царя и вельмож. На реке, на месте водосвятия, устанавливался богато украшенный шатер для царя и балдахин для Патриарха. Здесь же к востоку вырубалась крестообразная «Иордань». Шествие к месту водосвятия предваряли стрельцы с оружием общей численностью от 400 до 600 человек. За ними следовало духовенство, начиная с младших, завершалось шествие Патриархом. Затем открывалось «государево шествие». Впереди шли военные чиновники, за ними следовали дворяне, стряпчие и стольники в золотых кафтанах, за которыми шла «стряпня царская» из 12 человек. Они несли одежду государеву, в которую он переодевался на «Иордане».

Достигнув «Иордани», шествие останавливалось и размещалось на льду реки в строгом порядке. Непосредственно у проруби находилось духовенство, царь со своими приближенными и воины. Остальные участники торжества заполняли окрестные берега Москвы-реки.

И вот наступал долгожданный час Великого освящения воды. Все, от царя до простолюдинов, стояли без головных уборов, несмотря на лютый мороз. По окончании освящения крещенской водой окроплялись царские знамена, после чего Патриарх, почерпнув воды серебряным ведром, отсылал ее «наверх» для окропления икон. При целовании креста первосвятитель окроплял водой царя и его приближенных. По окончании торжества Крестный ход в прежнем порядке возвращался в Успенский собор. На протяжении всего пути Патриарх кропил народ святой водой. Праздник обычно продолжался весь световой день, так что обедать садились при свечах. Крещенские торжества происходили по всей русской земле.

С верою и рассуждением

 

Крещенскую воду христиане уносили из храмов по домам и берегли в течение года. Ее принимали натощак с великим благоговением и осторожностью, как величайшую святыню. Заботливость о святыне простиралась так далеко, что даже прорубь крещенскую оберегали от осквернения. Ее огораживали, а женщинам не разрешали стирать в ней белье.

Русский народ имел глубокую веру в святость крещенской воды. Поэтому, по примеру Иерусалимской Церкви, где в день Крещения множество паломников купались в Иордане, наши предки сооружали проруби, несмотря на крещенский мороз. Имея глубочайшую веру в святость богоявленской воды и в то, что посредством купанья в ней можно избавиться от болезней, православные люди безбоязненно окунались в прорубь.

Но, к сожалению, этот благочестивый обычай обрастал бесчисленными суевериями, языческими обрядами, которые подрывали авторитет Церкви и нарушали древневосточный чин праздника Крещения. Например, ранее церковного водосвятия люди отправлялись на реку, где вырубали во льду крестообразную прорубь, считая, что таким действием вода уже освятилась. Этот обычай носил явно неправославный характер. Считалось также, что Бог в этот момент не только слышит молящихся, но и исполняет все их просьбы. Бытовало множество других заблуждений относительно свойств крещенской воды и купания в проруби в этот день.

И в наши дни, когда многие современники имеют весьма смутное представление об основах Православия, празднование Крещения Господня приобретает порой весьма странные формы. Вот шумная толпа нетрезвых людей купается в проруби. Если поинтересоваться у них, в чем смысл их действий, можно услышать самые странные ответы. На вопрос, откуда они узнали, что так следует отмечать церковный праздник, в ответ можно услышать что угодно, только не «от священника, в храме». Некоторые из этих людей на вопрос: «Крещены ли Вы?».— уверенно отвечают: «Да — я купался в проруби на Крещение!»

К сожалению, порой люди приходят в этот день в храм не на богослужение, а за неким материальным подкреплением своей веры (а иногда и вообще без веры). Крещенская вода воспринимается ими на уровне языческого оберега. Отсюда полумагическое отношение к святыне, страх, что не достанется, ссоры в очереди за водой. Причем это неблагоговейное, взвинченное настроение иногда распространяется и на воцерковленных людей. Несмотря на то, что они слышат проповеди батюшек, постоянно ходят в храм.

Такое поведение свидетельствует о том, что человек не понимает, зачем пришел в храм. Нужно принять Христа как образ и правду жизни, а не ждать от Него материальных выгод и чудесных знамений. Чудеса исцелений происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства.

Всем, посещающим храм в праздник Крещения Господня, уместно вспомнить притчу об исцелении расслабленного у Овчей купели. Каждый год Ангел освящал воду в той купели так, что первый входивший исцелялся. И 38 лет один человек не мог дождаться своей очереди, пока его не исцелил Сам Христос. Этим Господь показал, что отныне благодать дается не раз в год и не самому торопливому, а всем в изобилии, но особенно — смиренным.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Подбирая для рубрики «Наше чтение» произведение, в котором бы нашли отражение особенности празднования Крещения Господнего на Руси, мы в редакции остановили свой выбор на рассказе Антона Павловича Чехова «Художество». Кроме яркого и сочного бытоописания, он содержит характерное для писательского таланта Чехова тонкое наблюдение за тем, как преображается человеческая душа, когда она хотя бы в какой-то мере соприкасается с горним миром

Просмотров: 523
Комментариев: 1

В праздник Крещения Господня, или Богоявления, очень многие — даже и мало воцерковленные, и совсем не воцерковленные люди — стремятся, действительно, «на воду»: про очереди с бидонами, бутылками и канистрами сказано уже много. Нет, то, что люди верят в благодатную силу освященной воды (Великой агиасмы) — хорошо. Плохо, когда богословский смысл праздника, его духовная красота так и остаются для человека закрытыми; еще хуже, когда человека вообще ничто не волнует, кроме скорейшего наполнения его канистры. Но — будем надеяться, что это далеко не про всех. И постараемся помочь тем, кому, кроме воды, нужен еще и смысл

Просмотров: 571
Комментариев: 0

Крещение Господне можно смело назвать праздником, который знают все. Или почти все. Девятнадцатое января — дата, популярная не только среди прихожан православных храмов. Этот день очень хорошо знаком и сотрудникам МЧС, и полицейским, и врачам, обеспечивающим порядок и безопасность во время купания в прорубях, а для людей крещеных, но нецерковных он зачастую становится, наряду с Рождеством и Пасхой, еще одним днем, когда обязательно нужно прийти в храм — за водой. Но, как говорится, разве в воде счастье…

Просмотров: 2698
Комментариев: 0

19 января Православная Церковь отмечает праздник Крещение Господне. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как Пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. В храмах совершается особое богослужение с чином освящения воды. А вот о том, что значит Крещение в жизни человека, порой люди забывают сразу после того, как крест оказывается на шее…

Просмотров: 1708
Комментариев: 1

Вот и позади Рождество Христово, а впереди, совсем скоро — праздник, который естественным образом следует за Рождеством и связан с ним крепче, чем мы полагаем: в ранней христианской Церкви, приблизительно до III века, это был единый праздник. Рождение Иисуса Христа и Его Крещение в Иордане воспоминали в один день, именно как явление Бога на земле, Богоявление. Лишь в IV веке Рождество стали праздновать отдельно. Сегодня Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Церковью с той же торжественностью, что и Рождество Спасителя, в богослужении этих праздников много общего; подробный рассказ о богослужении Богоявления вы можете найти на нашем епархиальном сайте (Алексей Кашкин, Марина Бирюкова «Почерпите воду с веселием»). А сейчас мы остановимся на евангельских событиях, воспоминаемых Церковью в этот день, 19 января по н. с. и постараемся ответить на возникающие при внимательном рассмотрении этих событий вопросы

Просмотров: 1652
Комментариев: 0

Что нужно знать о празднике Крещения Господня и как его встретить? Что пропускают люди, которые приходят в храм только за святой водой? Об этом мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 6409
Комментариев: 1

Вот мы и подошли к празднику Крещения Господня в Иордане, ко дню Богоявления. Даже далекие от Церкви люди знают, что в этот день в храмах освящается вода. Про очереди с бидонами, про потребительское отношение к святыне написано и сказано уже много. Сейчас давайте постараемся увидеть крещенское богослужение, вникнуть в его содержание, в его богословский смысл. Поможет нам это сделать наш постоянный собеседник — заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин

Просмотров: 2406
Комментариев: 1

Миновал праздник Крещения Господня, или Богоявления. Трещат морозы, иордань на Волге быстро затянулась льдом... А мы решили вернуться к празднику, чтобы поразмышлять о том, что он для нас означает, что он нам дал и как меняется наше отношение к нему... Если меняется, конечно

Просмотров: 1715
Комментариев: 0

Вместе с клириком саратовского храма первоверховных апостолов Петра и Павла священником Василием Куценко мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции

Просмотров: 6511
Комментариев: 2

Главной особенностью праздника Крещения Господня является Великое освящение воды, которое совершается дважды — в Крещенский сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января. Освящение воды является напоминанием о совершавшемся в этот день крещении уверовавших взрослых, прошедших перед этим длительную подготовку, а также прославлением Господа Иисуса Христа, освятившего иорданские струи, приняв Крещение от Иоанна Предтечи

Просмотров: 3072
Комментариев: 0

19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня, или как его еще иначе называют — Богоявления. В этот день люди придут в храмы, чтобы помолиться Богу и набрать святой воды. Во многих городах и селах пройдут крестные ходы к водоемам, чтобы священники могли освятить «вод естество». А еще многие по старой русской традиции будут трижды окунаться в самодельные иордани — и никакой мороз этому не будет помехой

Просмотров: 2425
Комментариев: 0

В Навечерие Богоявления и сам праздник Крещения Господня в храмах совершается Чин великого освящения воды. Для лучшего понимания богослужения предлагаем вашему вниманию описание этого Чина и некоторые богослужебные тексты, входящие в его состав

Просмотров: 6033
Комментариев: 0

Если спросить у священников, какой день в году у них самый трудный, большинство, не раздумывая, скажет: «Крещение Господне». В этот день храмы осаждают тысячи людей с бутылками и канистрами. Большинство из них, к сожалению, вспоминают о храме только в этот день, и чего только не услышишь в очереди за Крещенской водой! Эти «простые вопросы» мы задали клирику Духосошественского собора города Саратова, преподавателю литургики Саратовской православной духовной семинарии протодиакону Михаилу Беликову

Просмотров: 7790
Комментариев: 0

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

Просмотров: 3920
Комментариев: 0

19 января Русская Православная Церковь праздновала один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Но несмотря на то, что это один из самых известных и любимых в народе праздников, ни с одним из других дней церковного календаря не связано столько суеверий и предрассудков, как с Крещением

Просмотров: 3763
Комментариев: 0

19 (6) января православные христиане отмечают один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Другое название этого праздника — Богоявление. Так он называется потому, что Бог, единый в Троице, явил Себя в Трех Своих Ипостасях: Сын Божий крестился от Предтечи в водах Иордана, Дух Святый в виде голубя опустился на Него с небес и прозвучал голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). И люди впервые смогли увидеть, что Иисус Христос не только человек, но и Бог

Просмотров: 5234
Комментариев: 0

До тридцатилетнего возраста Христос жил в Назарете, в доме праведного Иосифа. Праведный Иосиф был плотником, и Господь усваивал его ремесло. А когда Господу Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, в Палестине появился проповедник, который звал народ к покаянию

Просмотров: 1861
Комментариев: 0