+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Устроение купели
Просмотров: 1591     Комментариев: 0

Вот и позади Рождество Христово, а впереди, совсем скоро — праздник, который естественным образом следует за Рождеством и связан с ним крепче, чем мы полагаем: в ранней христианской Церкви, приблизительно до III века, это был единый праздник. Рождение Иисуса Христа и Его Крещение в Иордане воспоминали в один день, именно как явление Бога на земле, Богоявление. Лишь в IV веке Рождество стали праздновать отдельно. Сегодня Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Церковью с той же торжественностью, что и Рождество Спасителя, в богослужении этих праздников много общего; подробный рассказ о богослужении Богоявления вы можете найти на нашем епархиальном сайте (Алексей Кашкин, Марина Бирюкова «Почерпите воду с веселием»). А сейчас мы остановимся на евангельских событиях, воспоминаемых Церковью в этот день, 19 января по н. с. и постараемся ответить на возникающие при внимательном рассмотрении этих событий вопросы.

О Крещении Иисуса в Иордане от Иоанна Крестителя и о сопровождавших Его Крещение событиях сообщают все четыре евангелиста, но все они начинают не с этого конкретного момента, а с появления в Израиле нового пророка, с начала деятельности Иоанна Предтечи, или Иоанна Крестителя: Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 6–7). Иоанн проповедует покаяние, очищение и крестит в воде (см.: Мф. 3, 11). Евангелист Матфей, который останавливается на событиях Крещения наиболее подробно, сообщает, что тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему (к Иоанну) и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (3, 5–6).

Почему Иоанн действовал именно так?

Ответ находим в Ветхом Завете, ведь Иоанн — прямой наследник ветхозаветных пророков и, по сути, завершитель их дела: он не говорит о далеком будущем, он свидетельствует, что чаемый Израилем и предвозвещенный его пророками Мессия уже пришел, и ко встрече с Ним нужно приготовиться. Омовение как обряд очищения от грехов неоднократно упоминается в Ветхом Завете: например, в 8‑й главе Книги Левит рассказывается о посвящении Аарона и его сыновей во священство: и привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою (6). А вот Книга пророка Исаии, которого называют «евангелистом Ветхого Завета» — настолько ярко он предвидел евангельские события: Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (1, 16–17). Подобно Исаие, Иоанн призывает Израиль очиститься от грехов, чтобы быть готовыми ко встрече с Мессией, с пришедшим на землю Богом: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

Чем было, что означало для людей крещение Иоанново и чем оно отличается от крещения в христианском понимании этого слова?

Иногда этот вопрос формулируют иначе: почему то, что делает Иоанн, называется крещением, почему его самого именуют Крестителем? Ведь это слово происходит от слова «крест», а до Креста на Голгофе еще три года, символом спасения Крест на тот момент еще не стал.

Слова «крещение» и «Креститель» — это, как выяснилось, особенность славянского перевода: большинство западных христианских народов (неславянских) традиционно именует это действие не крещением, а омовением, а Иоанна — не Крестителем, а, скорее, Омывателем или Погружателем (John the Baptist (англ.), Jean le Baptiste (фр.)). Однако сам Иоанн указывает, с одной стороны, на непосредственную связь своих действий с последующими действиями Христа и с домостроительством нашего спасения, а с другой — на различие двух крещений: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня (…) Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).

Святитель Василий Великий определяет разницу меж крещением Иоанновым и крещением христианским так: «То крещение предначинательное, а это совершительное; то удаление от греха, а это — присвоение Богу».

А вот как разъясняет это различие (и вместе эту связь) раннехристианский мыслитель Квинт Септимий Тертуллиан: «…крестившиеся Иоанновым крещением не прияли Духа Святаго, даже не слышали о Нем… Это было крещение покаяния, как бы предначатие имевшего последовать отпущения и освящения во Христе». Тертуллиан подчеркивает: покаяться в грехах и получить отпущение грехов — не одно и то же. Но наше личное покаяние (как мы знаем это и сегодня, приходя в храм на исповедь) есть условие отпущения грехов. Поэтому крещение Иоанново есть приготовление пути (см.: Ис. 40, 3; Мк. 1, 3; Лк. 3, 4) к будущему очищению, оправданию и освящению человека крещением Христовым.

В Евангелии мы читаем, что не только Иоанн, но и ученики Христовы крестили народ (см.: Ин. 4, 2), а вот Сам Спаситель — нет. Почему?

Потому, объясняет Тертуллиан, что крещение от учеников Христовых при Его земной жизни было, по сути, тем же, чем и крещение Иоанново, а Христос пришел для того, чтобы крестить нас иначе. Пока не совершена еще была Его Крестная жертва, пишет Тертуллиан, «не исполнилась еще слава Господа, не устроилась сила купели через страдание и Воскресение».

О том же говорит и святитель Иоанн Златоуст: «Почему, спросишь, Господь не крестил Сам? Еще прежде сказал Иоанн: той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Но Духа Он еще не давал — потому и не крестил. А крестили только ученики, желая привлечь многих к спасительному учению. Если же кто спросит, что большего имело крещение учеников Христовых пред Иоанновым? Мы скажем: ничего. Ибо то и другое крещение было равно без благодати Духа, и причина крестить у обоих была одна — приводить ко Христу крещающихся».

Почему Духом Святым — понятно, а вот почему огнем? О каком огне говорит Предтеча Господень?

Оказывается, большинство святых отцов-толкователей не отделяло в данном случае понятие «огонь» от понятия «Дух», считая, что «огонь» — это описание видимого действия Святого Духа, ведь и на апостолов Он сходил «в виде огненных язык» (см.: Деян. 2, 3). Иоанн Златоуст писал, что «"… и огнем"» еще более выражает силу и могущественное действие благодати». Но есть и иное толкование, его мы находим, в частности, в каноне Иоан­на Дамаскина на Богоявление Господне, в 6‑й его песни: «Огнем крестит конечным Христос противныя, а не Бога мудрствующих Его, Духом же обновляет водою благодати разумливыя Божества Его, от прегрешений избавляя». Тот, кто не увидел во Христе Бога, не крестился Духом Святым и водою благодати, будет крещен огнем — как Содом и Гоморра в древности.

Наконец, бытует и третья версия: огонь — это будущее мученичество, страдание христиан за Христа. Ведь многие мученики первых веков христианства просто не успевали креститься — собственная кровь становилась для них водою Крещения.

Если крещение Иоанново есть омовение от грехов, то зачем было креститься Христу, Который не имеет греха? Вообще, для чего креститься Тому, от Кого все мы должны креститься, как сказал о том Иисусу Иоанн (см.: Мф. 3, 14)?

Святитель Димитрий Ростовский: «Хотя Он и не имел нужды в этом, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии и Сам бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Пришел Он креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришел креститься, чтобы и для нас устроить купель святого крещения. Он пришел к Иоанну еще для того, дабы тот, узрев сходившего на крещаемого Святого Духа и услышав свыше глас Бога Отца, был неложным свидетелем о Христе».

Митрополит Антоний Сурожский: «…воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин, вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия».

В ирмосе 5-й песни канона преподобного Космы Маиумского на Крещение Господне поется, что Иисус «…очищений же, яко Бог, не требуя, падшаго очищает в Иордане, в нем же вражду убив, преимущ всяк ум (не умещающийся в нашем сознании!) мир дарует».

А святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что в день Крещения «один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества…».

Почему праздник Крещения называют еще Богоявлением?

Потому что непосредственно после Крещения людям впервые была явлена Пресвятая Троица: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16–17).

Кстати, обратим внимание на слово «тотчас»: есть версия, что крестившиеся от Иоанна люди пребывали по горло в воде, пока не проговаривали все свои грехи: Иисус же, Которому нечего было сказать о грехах, вышел из воды сразу, «тотчас».

Почему на Крещение в церкви освящается вода? Какие свойства она при этом получает?

Великое освящение воды в Навечерие (накануне) и в самый праздник Крещения Церковь совершает издревле — в воспоминание о Крещении Господа в Иордане и об освящении Им «вод естества». Об этом обычае упоминает процитированный выше Тертуллиан, а он жил на рубеже II и III веков по Р. Х. Традиция освящать воду в открытых водоемах — более поздняя, нежели освящение в храме: по некоторым данным, она зародилась в Иерусалимской церкви в IV–V веках, там было принято в праздник Богоявления выходить на Иордан. Освящение воды в канун, в Навечерие связано еще и с раннехристианской традицией крещения оглашенных именно в этот день. О благодатных свойствах Великой агиасмы — крещенской воды — говорит освятительная молитва:

«Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну…».

Фото Андрея Гутынина

Газета «Православная вера» № 01 (548)

[Подготовила Марина Бирюкова]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Подбирая для рубрики «Наше чтение» произведение, в котором бы нашли отражение особенности празднования Крещения Господнего на Руси, мы в редакции остановили свой выбор на рассказе Антона Павловича Чехова «Художество». Кроме яркого и сочного бытоописания, он содержит характерное для писательского таланта Чехова тонкое наблюдение за тем, как преображается человеческая душа, когда она хотя бы в какой-то мере соприкасается с горним миром

Просмотров: 362
Комментариев: 1

В праздник Крещения Господня, или Богоявления, очень многие — даже и мало воцерковленные, и совсем не воцерковленные люди — стремятся, действительно, «на воду»: про очереди с бидонами, бутылками и канистрами сказано уже много. Нет, то, что люди верят в благодатную силу освященной воды (Великой агиасмы) — хорошо. Плохо, когда богословский смысл праздника, его духовная красота так и остаются для человека закрытыми; еще хуже, когда человека вообще ничто не волнует, кроме скорейшего наполнения его канистры. Но — будем надеяться, что это далеко не про всех. И постараемся помочь тем, кому, кроме воды, нужен еще и смысл

Просмотров: 478
Комментариев: 0

Крещение Господне можно смело назвать праздником, который знают все. Или почти все. Девятнадцатое января — дата, популярная не только среди прихожан православных храмов. Этот день очень хорошо знаком и сотрудникам МЧС, и полицейским, и врачам, обеспечивающим порядок и безопасность во время купания в прорубях, а для людей крещеных, но нецерковных он зачастую становится, наряду с Рождеством и Пасхой, еще одним днем, когда обязательно нужно прийти в храм — за водой. Но, как говорится, разве в воде счастье…

Просмотров: 2543
Комментариев: 0

19 января Православная Церковь отмечает праздник Крещение Господне. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как Пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. В храмах совершается особое богослужение с чином освящения воды. А вот о том, что значит Крещение в жизни человека, порой люди забывают сразу после того, как крест оказывается на шее…

Просмотров: 1635
Комментариев: 1

Что нужно знать о празднике Крещения Господня и как его встретить? Что пропускают люди, которые приходят в храм только за святой водой? Об этом мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 5699
Комментариев: 1

Вот мы и подошли к празднику Крещения Господня в Иордане, ко дню Богоявления. Даже далекие от Церкви люди знают, что в этот день в храмах освящается вода. Про очереди с бидонами, про потребительское отношение к святыне написано и сказано уже много. Сейчас давайте постараемся увидеть крещенское богослужение, вникнуть в его содержание, в его богословский смысл. Поможет нам это сделать наш постоянный собеседник — заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин

Просмотров: 2342
Комментариев: 1

Миновал праздник Крещения Господня, или Богоявления. Трещат морозы, иордань на Волге быстро затянулась льдом... А мы решили вернуться к празднику, чтобы поразмышлять о том, что он для нас означает, что он нам дал и как меняется наше отношение к нему... Если меняется, конечно

Просмотров: 1636
Комментариев: 0

Вместе с клириком саратовского храма первоверховных апостолов Петра и Павла священником Василием Куценко мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции

Просмотров: 6313
Комментариев: 2

Главной особенностью праздника Крещения Господня является Великое освящение воды, которое совершается дважды — в Крещенский сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января. Освящение воды является напоминанием о совершавшемся в этот день крещении уверовавших взрослых, прошедших перед этим длительную подготовку, а также прославлением Господа Иисуса Христа, освятившего иорданские струи, приняв Крещение от Иоанна Предтечи

Просмотров: 2995
Комментариев: 0

19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня, или как его еще иначе называют — Богоявления. В этот день люди придут в храмы, чтобы помолиться Богу и набрать святой воды. Во многих городах и селах пройдут крестные ходы к водоемам, чтобы священники могли освятить «вод естество». А еще многие по старой русской традиции будут трижды окунаться в самодельные иордани — и никакой мороз этому не будет помехой

Просмотров: 2244
Комментариев: 0

19 января Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Крещения Господня. В этот день множество народа приходит в православные храмы не только помолиться за богослужением, но и набрать крещенской воды. О смысле и значении праздника, свойствах крещенской воды и правильном к ней отношении читайте в статье клирика Свято-Троицкого собора г. Саратова иерея Вадима Мартьянова

Просмотров: 1323
Комментариев: 0

В Навечерие Богоявления и сам праздник Крещения Господня в храмах совершается Чин великого освящения воды. Для лучшего понимания богослужения предлагаем вашему вниманию описание этого Чина и некоторые богослужебные тексты, входящие в его состав

Просмотров: 5886
Комментариев: 0

Если спросить у священников, какой день в году у них самый трудный, большинство, не раздумывая, скажет: «Крещение Господне». В этот день храмы осаждают тысячи людей с бутылками и канистрами. Большинство из них, к сожалению, вспоминают о храме только в этот день, и чего только не услышишь в очереди за Крещенской водой! Эти «простые вопросы» мы задали клирику Духосошественского собора города Саратова, преподавателю литургики Саратовской православной духовной семинарии протодиакону Михаилу Беликову

Просмотров: 7625
Комментариев: 0

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

Просмотров: 3796
Комментариев: 0

19 января Русская Православная Церковь праздновала один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Но несмотря на то, что это один из самых известных и любимых в народе праздников, ни с одним из других дней церковного календаря не связано столько суеверий и предрассудков, как с Крещением

Просмотров: 3653
Комментариев: 0

19 (6) января православные христиане отмечают один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Другое название этого праздника — Богоявление. Так он называется потому, что Бог, единый в Троице, явил Себя в Трех Своих Ипостасях: Сын Божий крестился от Предтечи в водах Иордана, Дух Святый в виде голубя опустился на Него с небес и прозвучал голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). И люди впервые смогли увидеть, что Иисус Христос не только человек, но и Бог

Просмотров: 5115
Комментариев: 0

До тридцатилетнего возраста Христос жил в Назарете, в доме праведного Иосифа. Праведный Иосиф был плотником, и Господь усваивал его ремесло. А когда Господу Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, в Палестине появился проповедник, который звал народ к покаянию

Просмотров: 1794
Комментариев: 0