+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Торжество Духа
Просмотров: 2922     Комментариев: 1

В первую Неделю (воскресенье) Великого поста совершается празднование Торжества Православия.

Исторически это празднование установлено в память о восстановлении почитания святых икон после периода иконоборчества в VIII–IX веках в Византии. Смысл его — торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Современному верующему человеку это, как правило, не совсем понятно. Ересь иконоборчества не была первой из числа ересей, преодоленных Церковью; она явно не была и самой последней в истории Православия…

Не касаясь подробной хронологии двух «волн» иконоборчества, не утихших споров о количестве Вселенских Соборов, подробностей взаимоотношений Византии и Рима, которые именно в этот период дали глубокую трещину, попробуем вспомнить некоторые события эпохи иконоборчества. Не являются ли они внешними проявлениями, «симптомами» болезней, знать о которых нужно и важно нам, сегодняшним православным?

Можно сказать, что ересь иконоборчества «вызревала» в течение нескольких столетий — одновременно с установлением традиции иконописания и ростом почитания святых икон. В VI веке христианство переживало, казалось бы, благополучнейший период своего существования, имея уже долгое время статус государственной религии. Массы людей становились христианами «по факту рождения» и не проявляли никакого интереса к изучению богословских истин. Как тогда, так и сейчас «обыденная вера» легко наполняется суевериями. К рубежу VI–VII веков множество таких суеверных, полуязыческих обычаев оказались связанными с иконопочитанием. Преподобный Анастасий Синаит писал: «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто, войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на Литургию и богослужение». В 730 году император Лев III, претендовавший на первенство не только в системе светской, но и духовной власти («Я император и священник»), запретил почитание икон как идолопоклонство. Вот первый симптом — ересь иконоборчества возникает, когда светская, императорская власть навязывает Церкви свое понимание веры и принуждает ее к подчинению.

Хотя среди пострадавших в иконоборческий период множество мучеников и мучениц — мирян, гонения были направлены прежде всего против монашествующих. Все императоры-иконоборцы были, как правило, успешными военачальниками. Расцвет монашества казался им бессмысленной потерей людских ресурсов, а сами монахи — дезертирами и изменниками (спустя почти тысячелетие так же, с недоверием и презрением, будет относиться к монашеству Петр I). Хронист Феофан сообщает, что один наместник в Малой Азии собрал монахов и монахинь своей провинции в Эфесе и сказал им: «Пусть каждый из вас наденет белое платье и немедленно возьмет жену, тот же, кто так не сделает, будет ослеплен и выслан на Кипр». Монахи, держа женщин за руки, должны были ходить по ипподрому при насмешках и оскорблениях собравшегося народа. Тех, кто не соглашался нанести прилюдно поругание священным образам, казнили, пытали, ссылали. Около 50 тысяч монашествующих бежали из Византии и разошлись по миру в поисках пристанища, а сколько их было казнено и изувечено — Бог весть… Ненависть к монашеству — вторая отличительная черта ереси иконоборчества, как и многих других.

Третья — отрицание почитания Пресвятой Богородицы. Император Константин V Копроним, талантливый правитель-полководец, страдавший в то же время серьезными физическими и духовными недугами (об этом свидетельствует прозвище, с которым он вошел в историю: Гноеименный — самый мягкий перевод из встречающихся), по примеру своего отца Льва III навязывал Церкви собственное «богословие». Однажды, держа в руке кошелек, набитый золотом, он спросил, имеет ли он цену. Ему ответили, что немалую. Тогда он вытряхнул золото из кошелька и повторил свой вопрос. Ему ответили, что теперь он не стоит ничего. «Вот так и Мария,— сказал Константин,— пока носила в себе Христа, была достойна чести. А родив Его, уже ничем не стала отличаться от других женщин». Воин, чтивший своего полководца, уже не сомневался в том, что ударить копьем в лик Божией Матери на иконе — некая доблесть...

Почему же Церковь придала такое значение преодолению именно этой ереси? Византийское иконоборство было бессильной попыткой разрушить весь строй православной Христовой Церкви,— говорят нам в своих поучениях многие святые отцы и подвижники. «Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною,— разъясняет святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Слове в Неделю Православия».— ...Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум — плод падения».

Этот лжеименный разум еще не раз проявлял и проявляет себя в истории. «Симптомы» чуть видоизменяются на разных витках истории, и поэтому очень важно знать их суть. Разве не похожие вещи происходили в России — например, в эпоху царствования Петра I , или в советское время? Что привело к тому, что перед храмами горели костры из икон? Напоминает ли нам о чем­-либо ситуация, когда миллионы людей стоят в очереди, чтобы прикоснуться к святыне, связанной с Пресвятой Богородицей, а вслед им, со страниц СМИ и из Интернета, несется: «Темные язычники, идолопоклонники, мракобесы!» Дорожим ли мы драгоценным сокровищем — учением Святаго Духа, которое хранит Православная Церковь? Пока дорожим — в наших храмах будет совершаться Торжество Православия.

Комментарии:

16.03.2019 17:41:56  наталия

хорошо бы ещё и Крестные ходы устраивать в этот день

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Каждый год в первое воскресенье Великого поста Церковь совершает празднование, которое носит очень интересное название — Торжество Православия. История праздника уходит корнями в старину — он появился в Константинополе, столице Восточной Римской империи, в 843 году, в ознаменование торжества Церкви над иконоборчеством

Просмотров: 2440
Комментариев: 0

История Церкви показывает, что там, где нарушалась правая вера, начинает разрушаться и духовная жизнь. Ведь в зависимости от того, как люди мыслят о Боге, они создают свои представления о спасении, об отношениях Бога и человека. И если учение о спасении, о конечном предназначении человека окажется ошибочным или неполным, то и духовная жизнь человека окажется урезанной и неполноценной

Просмотров: 4919
Комментариев: 0

Итак, сущность Православия в том, чтобы веровать всем сердцем в Богочеловечество Господа Иисуса Христа, в то, что был Он истинным Богом и истинным человеком. Сатана, враг рода человеческого, знал это, и он приложил все усилия к тому, чтобы разрушить в людях веру в Господа Иисуса как Богочеловека. Чтобы достичь этой окаянной цели, он воздвигал одну за другой тяжкие ереси

Просмотров: 1971
Комментариев: 0

Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия

Просмотров: 2860
Комментариев: 0

Мы все знаем, что праздник Торжества Православия установлен в честь победы иконопочитания в IX веке. Но как он связан с нами, живущими в веке XXI веке? "Икона Христа — это образ истинного человека. Настоящего истинного человека и того человечества, к которому Господь призывает каждого из нас... Торжество радости быть человеком во Христе, торжество и счастье быть похожим на Христа, и должно наполнять смыслом этот праздник", - рассказывает протоиерей Алексий Уминский

Просмотров: 2011
Комментариев: 0

Так будем же помнить, дорогие наши, чтобы нам с вами быть истинно православными христианами, надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в ее молитвах, учении, Таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями и уставами

Просмотров: 2603
Комментариев: 0

Торжество Православия — это день, когда мы ликуем, что Бог остался непобежденным человеческим грехом, грехом ума, холодностью и неустойчивостью сердца, колебаниями воли, грехами плоти. Бог остался непобедим в Церкви Христовой, Бог остался непобедим в отдельных, конкретных личностях — в этом великая наша радость

Просмотров: 1790
Комментариев: 0