+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Только на славу Господа моего…
Просмотров: 1035     Комментариев: 0

В Соборе Саратовских святых до недавнего времени, то есть до того, как собор прирос десятью новыми именами, значился лишь один святой из далекого прошлого Российской империи: святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский. Он родился в 1784 году, а умер в 1819-м. Да, тридцать пять лет… Каким нужно быть человеком, чтобы за столь краткий срок не только оставить заметный след в истории Церкви, но и достигнуть святости?

Евгений БелохвостиковК двухсотлетию преставления святителя Иннокентия в издательстве Пензенской епархии вышел двухтомник «Тебе Единому жить. Святитель Иннокентий Пензенский и его эпоха». Автор — историк, секретарь епархиальной комиссии по канонизации святых Евгений Белохвостиков. Презентация издания в актовом зале Саратовской семинарии завершила празднование Собора Саратовских святых.

Надо сказать, труд проделан колоссальный: в первом томе 884 страницы, не считая обширных примечаний, во втором почти тысяча страниц. Однако тот, кто отправится вслед за автором в это плавание, не пожалеет: ведь не одно только жизнеописание рано ушедшего епископа откроется перед его взором, но, действительно, живой срез времени: портреты людей, исследование событий, сопоставление версий — все это вместе даст читателю чувство сопричастности далекой эпохе и подвигу ее святого. Повествование не заканчивается смертью святителя: вся четвертая часть второй книги посвящена его посмертному почитанию и прославлению.

«Задолго до канонизации ему молились не только пензяки и обыватели соседних губерний,— читаем мы во введении к книге,— память праведника чтили на Афоне; святитель Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири, просил непременно прислать ему на Аляску его сочинения для епархиальной библиотеки; в приемной преподобного Макария Оптинского и в келье Феофана Затворника висели его портреты; декабристу Михаилу Нарышкину посылали в Забайкалье для утешения записную книжку с фрагментами из писем и проповедей преосвященного…».

Сын бедного пономаря из подмосковного села Павлово (ныне Павловский Посад), шестой по счету ребенок в семье, где дети почему-то рождались больными, мальчик Иларион (это имя было дано святителю при крещении) нигде, кроме родного села, не бывал до поступления в начальную семинарию при Николо-Перервинском монастыре (Перервинскую); в ней он и получил распространенную фамилию Смирнов. В семинарии Иларион Смирнов проявил свои способности, в том числе и творческие — стихотворство семинаристов поощрялось — и на него обратил внимание митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин). Как один из самых успешных выпускников Перервы, Иларион Смирнов был направлен в семинарию при Троице-Сергиевой Лавре, которая уже тогда давала глубокое, всестороннее образование; окончив ее, он стал преподавать в ней пиитику (искусство стихосложения), риторику и латынь. Митрополит Платон посвятил его в стихарь, то есть во чтеца.

В 25 лет учитель и чтец Иларион Смирнов стал префектом, то есть, как мы бы сейчас сказали, проректором Лаврской семинарии. А в октябре того же 1809 года был пострижен в монахи с именем Иннокентий. В своей речи после пострига, традиционно обращенной к митрополиту Платону, новопостриженный говорил о голосе Христовом, повторившем ему известные евангельские слова: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Это признание не было чем-то дежурным — русский монах Иннокентий оправдал его всей своей земной жизнью, короткой и незабвенной.

В 1810 году иеромонах Иннокентий становится игуменом и настоятелем Николо-Угрешского монастыря — оставаясь при этом префектом семинарии. Затем он был переведен в Знаменский монастырь, а в 1811 году, к огорчению московского владыки Платона, истребован в Санкт-Петербург — для преподавания в Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В столице он был посвящен в сан архимандрита и служил в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Здесь он пережил войну 1812 года, молился о даровании русскому воинству победы над неприятелем, поддерживал дух паствы горячими проповедями у раки святого князя-воина.

В 1813 году архимандрит Иннокентий становится ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. Это крайне трудное и хлопотное послушание; лишь невероятная трудоспособность и усердие, свойственные этому совсем молодому еще, по нашим меркам, человеку, позволяют совместить его с написанием фундаментального труда — «Начертания церковной истории от библейских времен до XVIII века в пользу духовного юношества». За «Начертанием» следует «Богословие деятельное» и другие труды архимандрита Иннокентия — всего их сейчас набирается на 28 томов, об этом говорил на презентации Евгений Белохвостиков.

Особую страницу петербургского периода жизни святителя и отдельную непростую тему представляет собой его работа в цензурном комитете: «И здесь он в полной мере проявил свои лучшие качества — терпение и послушание,— считает жизнеописатель святого,— именно цензорская должность дала ему возможность высказать свое мнение о вредоносности западного мистицизма, что стало для него, вероятно, последней важной земной ступенью к Царству Небесному».

За нехваткой места на газетной полосе и за крайней сложностью и неоднозначностью темы я не стану останавливаться на тех конфликтах, которые были связаны с пребыванием отца Иннокентия в должности цензора; на его взаимоотношениях с масонами, а также на обстоятельствах его удаления из столицы на архиерейскую кафедру в глубинке: обо всем этом лучше прочитать в книге. Сообщу лишь, что в 1818 году 34-летний архимандрит Иннокентий стал действительным членом Академии Российской; что среди его многочисленных послушаний была, например, должность благочинного над законоучителями кадетских корпусов; что он был настоятелем еще двух монастырей кроме уже упомянутых; что он много сил отдал российскому Библейскому обществу, которое начинало дело перевода Священного Писания на современный русский язык. Вообще, когда читаешь книгу Евгения Белохвостикова или даже просто знакомишься с более или менее подробным житием святителя Иннокентия, поражаешься, как мог человек с подорванным уже здоровьем нести такую ношу. Но точно можно сказать, что к каждому своему послушанию он относился как к полученному от Самого Христа. Вдобавок ко всем своим трудам святитель вел огромную переписку с самыми разными людьми, и эти письма — часть его бесценного наследия.

В марте 1819 года архимандрит Иннокентий становится епископом Пензенским и Саратовским. Да, это уже год его смерти…

Как сообщает жизнеописатель, епископ Иннокентий прибыл в Пензу в июне последнего года своей жизни и, невзирая на слабость здоровья, сразу принял великие труды, которым посвящена обширная глава второго тома. Стоит привести свидетельство очевидца о проповедях вновь назначенного владыки в Пензе: «Свобода, с которой он произносил их, <…> давала разуметь, что все они были плодом не столько усилий и напряжения, сколько полноты чувств и любви христианской». В августе владыка уехал во второй свой кафедральный город — Саратов, здесь его свалила болезнь и продержала в постели до сентября. Затем он вернулся в Пензу, но и там на ноги не встал, а в октябре его земные мучения закончились…

Последние письма святителя — графине Анне Орловой-Чесменской, Софье Мещерской — проникнуты духом истинного смирения, сыновнего доверия к Богу, любви к Нему: страдалец видит в своем недуге средство к духовному исцелению, он выражает желание «трудиться и служить только на славу Господа моего Иисуса Христа».

Честные мощи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, пребывают ныне в Успенском кафедральном соборе Пензы.

Несмотря на огромный объем информации, читать книгу Евгения Белохвостикова не трудно и, уж точно, не скучно — это живой текст, эмоциональный, не лишенный интриги (в здоровом, разумеется, смысле этого слова) и, действительно, интересный современному верующему или хотя бы небезразличному к православной вере читателю.

Газета «Православная вера» № 18 (638)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

13 сентября мы отмечаем Собор Саратовских святых — праздник памяти о лучших людях нашей земли — настоящих христианах. Большинство из них пострадали за Христа в годы гонений на Церковь в XX веке. Безбожная власть сделала все, чтобы вытравить из сознания их детей и внуков саму память о «крамольных предках». Но память о праведниках убить нельзя. Трудами саратовских краеведов, архивистов, волонтеров мы постепенно восстанавливаем картину гонений на Церковь в нашем регионе. Плодом этих изысканий стала интерактивная карта гонений «За Христа пострадавшие»

Просмотров: 5734
Комментариев: 0

29 июня — день мученической кончины священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского. Большая часть его архипастырского служения связана с Саратовской епархией. В памяти саратовцев остались и просветительские проекты владыки Гермогена, и его дела милосердия, и его стойкая консервативная позиция противления любому культурному явлению, если оно развращает народ

Просмотров: 2512
Комментариев: 0

23 ноября — память святого Александра, графа Медема, владельца имения Александрия Хвалынского уезда. Его жизнь была примером удивительного мужества и преданности: своему делу, своей семье, своей стране, своей вере

Просмотров: 7885
Комментариев: 0

9 июля этого года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден текст службы святителю Иннокентию, епископу Саратовскому и Пензенскому. Один из авторов этого богослужебного последования — секретарь Комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Максим Плякин. В преддверии 200-летия преставления святителя, которое будет отмечаться 23 октября этого года, мы беседуем с отцом Максимом о творческом процессе написания богослужебного текста и о том, чем святой Иннокентий близок нам

Просмотров: 1134
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад, 10 октября 1919 года, были расстреляны саратовские новомученики: епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов. Расправа над ними стала финалом долгого судебного процесса, который должен был стать показательным судом над «контрреволюционными попами» и продемонстрировать обществу, как нужно обращаться с классовыми врагами

Просмотров: 1343
Комментариев: 1

Консерватория — дом музыки, но никак не дом суда, не место оглашения приговора. Однако сто один год назад, в октябре 1918 года, любимый многими саратовцами Большой зал нашей консерватории стал именно залом суда. Пролетарского суда над «контрреволюционными попами»

Просмотров: 1164
Комментариев: 0

Еще две недели назад, когда в нашей митрополии в очередной раз праздновался Собор Саратовских святых, мы возносили свои молитвы пятнадцати прославленным подвижникам нашего края, большинство из которых — мученики за веру. А на следующий день после торжества пришла радостная весть: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в состав Собора Саратовских святых были включены десять новых имен. Кто они, наши новые святые, какова была их жизнь? Мы еще расскажем о них подробно на страницах нашей газеты, а пока — первый взгляд — знакомство, которое, быть может, станет для кого-то началом молитвенного общения

Просмотров: 2167
Комментариев: 0

Далеко не в первый уже раз празднование Собора Саратовских святых начинается с панихиды на старом Воскресенском кладбище. Мы молитвенно поминаем не только убиенных, но всех, сохранивших веру в эпоху принудительного безбожия, в годы, когда во всей Саратовской области не осталось ни одного действующего православного храма; когда просто назвать себя верующим, православным было смертельно опасно. В синодике — списке поминаемых — сейчас более 1386 человек, на 11 больше, чем в прошлом году: исследовательская работа наших церковных краеведов, членов епархиальной комиссии по канонизации открывает новые имена, и за каждым вновь открытым именем тянутся другие

Просмотров: 1089
Комментариев: 0

Празднование Собора Саратовских святых было утверждено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в декабре 2010 года. Это воскресный день, ближайший к 13 сентября. В составе Собора пятнадцать святых, четырнадцать из них — новомученики ХХ века. Накануне очередного празднования предлагаем вместе вспомнить о каждом из них и об их судьбах

Просмотров: 2831
Комментариев: 0

На въезде всело Малая Осиновка Аткарского района — руины Свято-Троицкой церкви. В ее стенах служил священномученик Феодор (Смирнов) в бытность свою еще не Феодором, а просто отцом Владимиром

Просмотров: 1399
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад — 5–6 октября 1918 года — в Большом зале Саратовской консерватории состоялся… нет, не концерт, а что-то вроде театрального действа: «суд над попами», как назвали это представление большевистские газеты. На скамье подсудимых в тот день оказались почти все представители Епархиального совета, епископ Вольский Герман (Косолапов) и известный в Саратове проповедник, любимый народом пастырь протоиерей Михаил Платонов. Дело саратовского священства длилось целый год и для двоих фигурантов — священномученика Германа и священномученика Михаила — закончилось внесудебной расправой и мученическим венцом

Просмотров: 1350
Комментариев: 0

В сентябре в духовно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова состоялась премьера документального фильма «Надежда на спасение», повествующего о жизни протоиерея Геннадия Махровского. С режиссером фильма, петербургским кинодокументалистом Максимом Якубсоном, побеседовала наш корреспондент Екатерина Иванова

Просмотров: 1602
Комментариев: 0

5 ноября минувшего года клирики и прихожане саратовского храма в честь Казанской иконы Божией Матери впервые молитвенно почтили память святого священномученика Емилиана; было, наконец, установлено, что в Саратове он служил именно в Казанском храме. Судьба этого святого — обычная судьба русского священника тех лет. Жил, служил, воспитывал своих детей… А в страшный час не отрекся от Христа, не предал ни людей, ни Церковь Христову

Просмотров: 1639
Комментариев: 0

Если кому-то из читателей доведется побывать в Балакове, настоятельно советуем посетить храм в честь Рождества Христова, расположенный в самом центре города. На то, чтобы уделить ему время, есть как минимум три причины. Первая — его архитектурный облик настолько необычен, что сразу привлекает внимание. Второе — в этом храме находится мощевик с частицей мощей замечательного балаковского святого, о котором, к сожалению, пока мало знают за пределами города. И третья — Христорождественский храм имеет собственный музей с весьма интересной экспозицией

Просмотров: 1591
Комментариев: 1