+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Стоять в центре живого дела
Просмотров: 596     Комментариев: 0

17 января этого года исполнилось 80 лет со дня преставления священномученика Николая Маслова — угодника Божия, служившего некогда на Саратовской земле. Обстоятельства этого служения были выяснены благодаря недавней публикации архимандритом Дамаскином (Орловским), автором жития святого, статьи о нем в «Православной энциклопедии», а также благодаря труду саратовского краеведа Евгения Леонидовича Лебедева.

Вознесенский храм села Пограничное, фото А. Ю. Колчиной, 2013 годВ 1874 (либо в 1875) году в семье псаломщика Ильинской церкви г. Твери (при которой была также Знаменская церковь) Иоанна Николаевича Маслова родился сын Николай. Повзрослев и поступив в Тверское духовное училище, юноша проучился в нем только один учебный год. В 20‑летнем возрасте, в мае 1894 года, Николай был поставлен псаломщиком к Никольской церкви погоста Никольского в Пенье Калязинского уезда Тверской губернии, а через год, 29 июня 1895 года, переведен в Михаило-Архангельскую церковь села Михайловского Тверского уезда — недалеко от губернского города. Служение молодого псаломщика, очевидно, было замечено, и 4 декабря 1900 года архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) переместил его в главный храм епархии — Спасо-Преображенский кафедральный собор Твери.

Супруга Николая — Надежда — была моложе его на семь лет. Она тоже была дочерью псаломщика — Капитона Арсеньевича Введенского, служившего в селе Котово.

16 августа 1905 года Николай был рукоположен в сан диакона, но с оставлением на должности соборного псаломщика. Известно также, что он много лет состоял учителем пения.

В то время в Москве будущим священномучеником протоиереем Иоанном Восторговым были организованы пастырско-миссионерские курсы для подготовки священников. Программа включала посещение лекций, участие в богослужениях, произнесение проповедей, беседы с сектантами, паломнические поездки. Десятки слушателей, окончивших курсы, приняли священный сан и были направлены в отдаленные епархии Русской Православной Церкви. Отец Иоанн видел в этих пастырских курсах путь к возрождению церковной жизни. «Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями, не формальными лекторами-проповедниками с церковной кафедры, а будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными, — и тогда посрамится всякое сектантство», — говорил он.

Диакон Николай Маслов успешно окончил Пятые пастырские курсы в марте 1914 года и тотчас вместе с еще двумя выпускниками подал прошение об определении на какое-либо священническое место в Саратовской епархии. 19 марта епископ Саратовский и Царицынский Алексий (Дородницын) распорядился сделать запросы о нем консистории.

Заведующий курсами епископ Верейский Модест (Никитин) ответил 3 апреля, что отец Николай является знатоком пения, отличается прекрасным поведением — очень тактичен и миролюбив. Тверская консистория 13 мая уведомила, что «Маслов по службе всегда аккуратен, исправен и вообще к исполнению своих обязанностей относится с должным вниманием и усердием».

Запись на присяге о рукоположении отца Николая в сан иерея. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 135. Оп. 1. Д. 7439. Л. 12 об.3 июня 1914 года диакон Николай Маслов был назначен, а в первый день Петрова поста — 15 июня — был рукоположен епископом Алексием во иерея. Хиротония состоялась в Крестовой церкви Архиерейского дома. Местом служения его была определена Александро-Невская церковь небольшого села Кадомцево Вольского уезда (сейчас — село Кадомка Воскресенского района Саратовской области). Известно, что до отца Николая туда был назначен его однокашник, «окончивший пятые пастырские курсы в гор. Москве» — Георгий Христин.

Деревянный однопрестольный храм в этом селе был построен в 1887 году тщанием прихожан. В штате были только священник и псаломщик. К приходу была приписана деревня Новая Новиковка. В селе была общая для мальчиков и девочек церковно-приходская школа, где отец Николай преподавал Закон Божий, а в находившейся в 3,5 верстах деревне — школа грамоты.

Через два года, 28 сентября 1916 года, священник был перемещен к Вознесенской церкви Скрябинского женского монастыря Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне это территория Пензенской области). Каменный храм обители рядом с селом Скрябино был построен в «русско-византийском» стиле в 1891 году тщанием тамбовского почетного потомственного гражданина Андрея Михайловича Носова. Главный престол был освящен в честь Вознесения Господня, было два придела — в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобномученика Андрея Критского. По штату монастырю было положено два священника и диакон, но священник в обители служил с диаконом один. С 1912 года обитель возглавляла игумения Леонида 1857 года рождения, получившая домашнее образование. Монашеский постриг мать Леонида приняла в 1903 году, в 1913-м была возведена в сан игумении. По данным 1912 года, в монастыре проживало 18 мантийных монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывали несколько десятков десятин земли. При монастыре действовали церковно-приходская школа с хорошей библиотекой и приют для девочек. 24 мая 1917 года настоятельницей Скрябинского монастыря была назначена монахиня Нина.

Ко дню Святой Пасхи 1917 года отец Николай Маслов был награжден первой священнической наградой — набедренником.

В конце января 1919 года помещения Скрябинского монастыря были задействованы под мастерские Штаба заготовок 1 армии Восточного фронта РККА. Обитель был закрыта, храм стал приходским, но в конце апреля — начале мая 1927 года был закрыт и он. В том же году были изъяты колокола обители.

В 1926 году на территории монастыря разместился совхоз № 78 Скрябинского сельсовета, с 1939 года — совхоз «Пограничный». Часть сестер разъехалась по родным местам, часть — перебралась в соседние села. Там стали появляться небольшие общины, теплившие лампаду веры на селе в годы гонений. Сестры жили келейно, занимались рукоделием и молились, читали Псалтирь по усопшим, ходили на службы в еще открытые храмы. В 20–30-е годы многие насельницы обители были репрессированы и пострадали за веру во Христа.

Пока неизвестно, когда закончилось служение отца Николая в монастыре и в Саратовской епархии, но последующие сведения о нем относятся уже к 1924 году, когда он служил в родных краях — в тверском храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» за Тверцой. После того как в Твери закрыли почти все храмы, в эту церковь перешел служить архиепископ Фаддей (Успенский) — будущий священномученик, в свое время, в 1927–1928 годах, возглавлявший Саратовскую кафедру.

Жестокое гонение на Церковь в 1937 году не оставило на свободе почти никого из духовенства Твери. В ночь со 2 на 3 ноября 1937 года отец Николай был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной фашистско­монархической организации», возглавляемой архиепископом Фаддеем.

Отрицая это обвинение, отец Николай признал, что является убежденным монархистом. До нас дошли его слова: «Чувствуя, что советская власть относится недоброжелательно к духовенству, притесняет религию… я высказывал среди верующих отдельные недовольства советской властью, говорил, что новая конституция нам ничего не дает, церкви по-прежнему стараются закрыть, религию уничтожить…».

На допросе, который состоялся сразу после ареста, следователь спросил священномученика:

— Вы знакомы с бывшим архиереем Успенским?

Священник поправил:

— Не с бывшим архиереем Успенским, а с архиепископом Фаддеем; да, я его хорошо знаю, был у него на квартире в 1930 году, после этого часто его видел в церкви «Неопалимой Купины».

Виновным по указанному обвинению отец Николай себя не признал, не дал показаний и на других людей. После его допроса были вызваны дежурные свидетели-обновленцы, которые по требованию следователя подписали лжесвидетельства.

2 декабря 1937 года тройка УНКВД по Калининской области приговорила подвижника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Во время следствия отец Николай тяжело заболел, состояние его здоровья стало быстро ухудшаться. В июле 1938 года он был перевезен из Калинина в тюрьму в поселке Лыкошино, где скончался после долгой и тяжелой болезни 17 января 1939 года. Реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года. Прославлен в лике святых Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Храм в селе Кадомка, где служил святой Николай, разрушен в советские годы. В 1999 году вновь образовался православный приход Вознесенского храма в селе Пограничное, с 2010 года возрождается Скрябинский Вознесенский женский монастырь — ныне он относится к Сердобской епархии и является подворьем Троице-Сканова монастыря.

Газета «Православная вера» № 02 (622)

[Подготовил Валерий Теплов]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.