+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Со святыми упокой...
Просмотров: 19393     Комментариев: 0

Сегодня мы завершаем серию публикаций об обряде православного погребения.

В прошлый раз мы рассказали о том, как проходит обряд погребения, как по-христиански помянуть усопшего и как обозначить место его упокоения. Однако надо заметить, что, стремясь достойно похоронить близкого человека, многие впадают в крайность, заказывая гробы из красного дерева и устраивая вместо могил целые усыпальницы.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым. Важно помнить, что молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва в храме и на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставившихся отцев и братии по вере. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. Это дни:

1. Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста.

2. Родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.

3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы.

4. Радоница (Радуница) — на второй неделе после Пасхи, во вторник.

5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

6. Поминовение усопших воинов — 9 мая.

Очень полезно в памятные дни жертвовать на Церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. Можно пожертвовать на помин души какую-либо еду, для этого в храмах существуют особые панихидные столики. Не принято вносить в храм мясную снедь, а в период поста не следует оставлять на панихидных столиках яйца, молочные продукты и скоромные сладости. Само собой, вся принесенная пища и продукты должны быть пригодными для употребления. Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун — особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении.

О чем еще нужно знать

 

— Твердо установленных правил, как располагать гроб с телом усопшего в доме на время прощания, не существует. Можно поставить лицом к иконам, которые обычно находятся в переднем углу (правом напротив входа); можно — лицом к входящим проститься. Возле гроба зажигают свечи; если есть возможность, нужно расставить их с четырех сторон крестообразно (или только у головы). Огонь свечи говорит о нашей надежде на переход усопшего в Царство Истинного Света.

— Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи. Впереди — крест или икона. В некоторых селах до сих пор сохраняется обычай погребального шествия с крестом и хоругвями. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.

— Иногда возникают трудности с определением дней поминовения. Счет дней для помина ведется так: началом второго дня считается время от 12 часов первой ночи после кончины; следовательно, если наступила смерть 1-го числа, то третьим днем будет 3-е число, девятым — 9-е и т.д.

— Если случилось, что человек пропал без вести, нельзя его поминать за упокой. Принято думать о человеке как о живом ровно столько, сколько может длиться человеческий век.

— Христианину, приглашенному в постные дни на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: Ешьте, что вам предложат (Лк. 10, 8), но соблюдать умеренность в еде и разговорах.

Как выразить соболезнование

 

Если вы получили письменное траурное сообщение, постарайтесь непременно принять участие в похоронах. Когда это невозможно, обязательно направьте письменное соболезнование или телеграмму. Выражение соболезнования — точнее, его форма — зависит от степени вашей близости к покойному и его семье: вы можете участвовать в похоронах либо нанести визит родственникам умершего. Визит соболезнования следует нанести в течение двух недель, но не в первые дни после похорон. При этом не принято обсуждать какие-либо вопросы, не связанные со смертью, бестактно говорить на отвлеченные темы или обсуждать служебные проблемы. Но если вам доведется вновь посетить этот дом, уже по другому поводу, не превращайте свой визит в повторное выражение соболезнования — постарайтесь, напротив, отвлечь родственников покойного от печальных мыслей о перенесенном горе.

Если же нет возможности проводить покойного до кладбища, можно проститься с ним дома (или там, где проходит прощание). В большинстве случаев, подойдя к гробу, люди не находят нужных слов для прощания. Самое уместное в этом случае, осенив себя крестным знамением, прочитать следующие краткие молитвы: «Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная» или: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное», при этом мысленно попросить прощение у почившего и самому простить ему все обиды.

Как вести себя на кладбище

 

Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Могила — это место будущего воскресения, поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Регулярно посещая вашего усопшего родственника, прибирайте могилу и вообще старайтесь содержать ее в чистоте и порядке. Необходимо наблюдать, чтобы могилы не были разрываемы для ограбления и поругания. Это преступление строго наказуемо законом гражданским и рассматривается Церковью как кощунство.

При погребении не возбраняется могилу внутри выложить кирпичом, но возводить особые сооружения на поверхности могилы не требуется.

Если возникло желание написать эпитафию на памятнике, то лучше всего по традиции использовать слова из Священного Писания либо из известных молитв, а не придуманные самими фразы.

Придя на кладбище, можно зажечь свечу или лампаду, помолиться об усопшем. Очень хорошо хотя бы раз в год приглашать на могилу священника для служения панихиды по усопшему (на кладбищах, по нынешнему новому законодательству, разрешается совершать отпевания, служить панихиды и литии). Если такой возможности нет, совершите литию так называемым «мирянским чином», в котором опущены все священнические возгласы. Можно также помолиться об упокоении усопшего своими словами, прочесть акафист о упокоении усопших или почитать Псалтирь. Можно просто помолчать, вспомнить покойного.

Перед посещением кладбища очень хорошо помолиться за Божественной литургией, причаститься в этот день и заказать панихиду в том случае, если вы не смогли пригласить для этого на кладбище священника.

Если вы приглашаете священника для служения панихиды или литии, можно принести с собой немного кутии, чтобы почтить память почившего. Но ни в коем случае не стоит оставлять ее на могиле «для птичек» или с какими-либо другими целями, как и любую другую еду. В некоторых местах существует обычай в Радоницу приносить на кладбище и оставлять там крашеные яйца и конфеты, как бы символично христосоваясь с умершими. Лучше этого также не делать.

Не нужно устраивать на могиле покойного тризны: кроме кутии, на кладбище вообще не следует есть и пить, лить водку на могильный холм или оставлять на могиле рюмку водки с черным хлебом — это неразумие только оскорбляет память усопшего, так как является пережитком язычества и поступком, предосудительным для христианина.

Чрезмерно долгое пребывание на кладбище в состоянии сильной скорби может повредить душе, поселить в ней уныние и отчаяние. Здесь также необходима мера.

Суеверия, связанные с погребением

 

К сожалению, языческие обычаи у нас до конца не изжиты. Наиболее отчетливо они проявляются именно в обряде погребения. Существует множество неписаных «законов», передающихся из поколения в поколение, которые исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. Их исполняют, не задумываясь о смысле. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

— завешивать зеркала в доме, где есть покойник;

— класть в гроб деньги, вещи и продукты (цветы класть можно);

— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

— считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;

— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища других родственников, непременно умрет;

— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;

— на поминках ставить «для усопшего» столовый прибор, рюмку водки и хлеб перед портретом;

— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

— подавать в храме записки за самоубийц в Духов день;

— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома;

— верить, что свиток с разрешительной молитвой, вложенный священником усопшему в правую руку (называемый в народе «подорожной»), служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное.

Завершая разговор на эту тему, нужно сказать, что все молитвы за усопших и обращения к ним самим как живым есть свидетельство нашей веры в то, что наши близкие, отошедшие от нас, живы о Господе и слышат наши молитвы и, предстоя пред Престолом Небесного Отца, молятся за нас, как и мы за них.

[Подготовила Марина Новакова]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.