+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Слово к воспитанникам Саратовской православной духовной семинарии Ректора семинарии Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина на начало нового (2018–2019) учебного года
Просмотров: 543     Комментариев: 0

Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!

 

Сердечно рад поздравить всех вас с началом нового учебного года в Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиальном женском духовном училище!

По традиции, этот день начинается с Божественной литургии в семинарском храме: мы молимся вместе, благодарим Бога и просим помощи Божией в предстоящих трудах. Это правильно и необходимо для всех христиан, и тем более для тех, кто выбрал путь служения Богу и Церкви. И затем, встречаясь на торжественном акте, говорим уже о том, что зависит от нас самих; на что нужно обратить особое внимание в течение учебного года.

Мне как ректору хотелось бы в первую очередь обратиться к первокурсникам, чтобы помочь им понять строй жизни духовной школы. В то же время, считаю необходимым напомнить наши основные правила всем воспитанникам и преподавателям, сказать о том, какие проблемы перед нами стоят и к чему надо стремиться, как приобрести максимум знаний и опыта для дальнейшей жизни и служения.

Прежде всего, напомню, что семинария — это высшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви, задача которого — готовить священнослужителей.

 Размышляя о священстве, все святые говорят о том, что «нет выше дела на земле, как дело совершения Литургии и причащения народа Святых Таин Тела и Крови Христовых» [1]. Дело священника — открывать людям истины Евангелия, приводить их к Богу, спасению и жизни вечной.

Это служение не только самое высокое и ответственное, но и самое радостное, придающее человеческой жизни подлинный смысл и полноту. Об этом свидетельствуют не только святые, которые при жизни несли служение священника, и кого мы часто приводим в пример, — праведные Иоанн Кронштадтский, Алексий Мечев, многие другие. Но и наши современники, священники старшего поколения: те, кто выбирал свой путь еще в период гонений на Церковь, и кто прослужил и служит у престола многие десятилетия. Я всегда призываю вас обращать внимание на хорошие примеры, искать их, стараться им следовать, учиться доброму у всех, у кого только можно поучиться.

К сожалению, сегодня, благодаря интернету, становятся широко известными примеры дурные. Порой людьми, оставившими свое служение, красочно описываются недостатки — «системы», архиереев, духовных семинарий. Недостатки эти есть, они были всегда, ведь совершенно идеальных сообществ, как, впрочем, и образовательных учреждений, не существует. Церковь в любое время состоит из людей, которые живут в данное время и в данном месте. Какими они приходят в Церковь — во многом зависит от окружающей среды, от воспитания (или его отсутствия) в семье и на приходе.

Я бы назвал одной из главных проблем нашего времени инфантильность сегодняшней молодежи, внутреннюю незрелость души, даже сознательное нежелание молодых взрослеть, брать на себя ответственность, относиться к жизни серьезно. Это проблема всего нашего общества, но в Церкви она ощущается особенно болезненно.

Современные молодые люди чаще всего хотят быть не тружениками, а потребителями различных благ. Они гораздо лучше разбираются в технических средствах и во многих других вещах, чем их сверстники двадцать-тридцать, даже десять лет тому назад. В то же время они гораздо меньше, чем когда бы то ни было, приспособлены к самостоятельной взрослой жизни. И что особенно неприятно — даже у тех, кто поступает в семинарию, мы видим ложную мотивацию к служению, ради которого они пришли сюда учиться, или даже ее отсутствие.

В идеале в семинарию должны поступать люди, которые имеют твердое, даже выстраданное, намерение стать священниками. Люди, готовые к самоотверженности, любящие Бога и ближних. Те, кто буквально живет богослужением и хочет делиться с окружающими знанием о Боге. К сожалению, очень часто ничего из этого во многих наших абитуриентах не наблюдается.

Конечно же, в период обучения мы прилагаем все усилия для того, чтобы объяснить это своим воспитанникам, сформировать у них правильную мотивацию. Но, к сожалению, тот возраст «юности мятежной», в котором к нам поступают молодые люди, — самый трудный для воспитательного воздействия. Это возраст, когда головы вчерашних школьников заняты другими вещами. Многие впервые отрываются от родителей, приезжают в большой город — а здесь, как им кажется, вокруг столько всего интересного, заманчивого, увлекательного… Как уж тут нравственному или догматическому богословию уложиться в их умах и сердцах?..

Мы должны из такого молодого человека воспитать священника. Это задача, которая стоит перед профессорско-преподавательской корпорацией нашего учебного заведения. И нам на это дается всего пять лет. Слава Богу, во многом нам это удается. У нас уже немало хороших молодых священнослужителей, на которых в прямом смысле держится жизнь нашей епархии. Однако со многими студентами нам приходится расставаться, и хотелось бы, чтобы их было меньше. Приведу пример. Пять лет назад на первый курс поступили 21 человек, закончили 11, то есть за пять лет обучения нам пришлось отчислить из них 10. Это говорит о том, что многие не представляли себе, куда и зачем они идут. Жалко то время, которое сами они потратили, жалко средства, которые потратила Церковь на их обучение и содержание.

Поэтому я хотел бы призвать вас очень серьезно подумать об этом, определиться со своими жизненными приоритетами. Надо очень хорошо осознавать, что служение священника — это вовсе не способ хорошо устроиться в этом мире и идти с ним в ногу. Это служение, при котором приходится очень напряженно трудиться и от многого отказываться.

Обычно всем первокурсникам кажется, что время учебы, пять лет — это необыкновенно долгий период. На самом деле он пролетит совершенно незаметно — это вам подтвердит любой выпускник. Но за это короткое время нужно не только усвоить какой-то объем знаний, но и научиться самому главному — вести духовную жизнь, вообще понять, что это такое.

В Церкви мы очень часто говорим эти слова, но, по большому счету, многим из нас духовная жизнь непонятна и неизвестна. К сожалению, и в семинарию мало кто из воспитанников приходит, уже имея такой навык. В основном, духовной жизни им приходится учиться здесь. И если ее не познать, не принять как свою на всё оставшееся время, то человеку нечего делать в клире. Священником он быть не сможет.

Есть еще одна особенность нашего времени. Столкнувшись с этим некоторое время назад, сначала, я удивлялся, потом возмущался и негодовал. А сейчас  уже привык и воспринимаю это как данность: значительное число абитуриентов семинарии никогда полностью не читали Новый Завет. Но о чем можно говорить в духовной школе, если люди не знают Евангелия? Все мы встречали в своей жизни сектантов, которые не расстаются с Библией. Писание в руках у них постоянно, вся книга наполнена закладками и пометками. Они с легкостью находят нужное место для того, чтобы его процитировать. Это совершенно непредставимо в отношении большинства наших абитуриентов и даже студентов.

Поэтому первое, к чему я хотел бы вас призвать, — читайте Евангелие ежедневно. Это обязанность всякого христианина, тем более семинариста или священника. По слову преподобного Серафима Саровского, ум наш должен плавать в словах Евангелия для того, чтобы проверять им все наши действия, слова, мысли, чувства. А для этого нужно не просто однажды прочитать его, но обращаться к нему постоянно. Священник, призванный проповедовать Евангелие и учить других, должен сам стоять на твердом основании учения, в котором был наставлен (ср.: Лк. 1, 4).

Точно так же нужно читать святых отцов, применяя их советы в своей жизни. В любом вузе от студентов требуют обращения к первоисточникам. Для студентов семинарии первоисточник —  это Священное Писание и творения святых отцов. Нужно постараться развить в себе вкус к такому чтению. Без этого человек не сможет стать хорошим священником, он будет просто неспособен помочь людям.

Семинария — это особое учебное заведение, в котором мы стараемся уделять большое внимание воспитанию — не меньшее, чем образованию. Но для студента духовной школы важен и навык самовоспитания, постоянной работы над собой, внутреннего христианского делания. Мы призваны следить за своей совестью, своими поступками и помыслами, трезво относиться к самим себе. Ведь и в Церковь, и в семинарию человек приносит с собой свои грехи и страсти. Борьбу со своим «ветхим человеком» придется вести всю жизнь, и она до конца будет требовать подвига: очищение человеческого сердца дается с большим трудом. Человеку требуется помощь Божия, и она подается нам в таинствах исповеди и Причащения.

Сегодня в нашей Церкви сложилась добрая практика: люди, ведущие внимательную жизнь, стараются причащаться раз в две недели, во все двунадесятые праздники и длительные посты, в дни памяти особо почитаемых святых. Думаю, что и воспитанникам духовных школ следует к этому стремиться.

Очень важно приучить себя к регулярной исповеди у духовно опытного человека. Духовник нашей семинарии — протоиерей Владимир Пархоменко, женского духовного училища — протоиерей Сергий Кляев. Однако каждый из вас может выбрать священника, который будет отвечать вашим внутренним запросам: это могут быть и преподаватели семинарии, и священники из храмов Саратова или из ваших родных городов и сел. Внутренняя потребность в частой исповеди, умение исповедоваться имеет огромное значение для предстоящего священно- и церковнослужения.

Еще одна «задача на всю жизнь» для будущего священника — научиться молиться. И здесь я имею в виду и молитву в храме, и молитву личную, домашнюю.

Отношения между Богом и человеком — это отношения личные. Если человек всегда помнит о том, что есть Бог, что Он рядом («Бог близок к нам как дыхание», говорил преподобный Силуан Афонский),— молитва становится необходимым условием его существования. Молитва — это потребность верующей души, которая, по слову святителя Григория Богослова, сродни потребности дышать. В то же время, как говорится в «Древнем патерике», «нет большего труда, как молиться Богу без развлечения; ибо всегда, когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его… И во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, во время совершения его получает успокоение, а молитва до последнего дыхания требует борьбы» [2].

Для того, чтобы научится молиться по-настоящему, я советую вам не только читать утренние и вечерние молитвы, но и определить для себя личное молитвенное правило, постоянно стараться молиться краткими молитвами, чтобы во всех делах сохранять память о Боге.

И здесь очень важно постоянство. Собственно говоря, одна из главных, но ныне благополучно забытых задач воспитания, — это приучение человека к постоянству во всех делах, начиная с самых простейших. Ежедневные, повторяющиеся, как говорят, рутинные дела составляют большую часть человеческой жизни. И чтобы не просто выжить в рутине, но и расти, развиваться, добиваться успеха, необходимо постоянство, к которому нужно самого себя приучать. Иначе ничего доброго в жизни не получится.

На всех наших встречах я всегда говорю и о том, как важно в годы учебы полюбить храм, богослужение, научиться относиться к нему как к центру нашей жизни, самому важному, что у нас есть.

Воспитанники семинарии несут послушания в храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: учатся петь и читать на клиросе, изучают богослужебный устав, алтарничают. Воспитанницы женского духовного училища участвуют в богослужении в Крестовоздвиженской и Владимирской церкви.

Вообще участие в богослужении — это важнейшая часть учебы в духовных школах. Если относиться к службе, к богослужебным текстам со вниманием и благоговением, вы без труда и гораздо глубже, чем по учебникам, усвоите не только литургику, но и все богословские дисциплины. Священномученик Сергий Мечев часто говорил прихожанам о приобщении через богослужение к вечной жизни; о том, что служба праздника не есть воспоминание, но как бы окно в вечность, само празднуемое событие, в котором могут участвовать, в меру своего духовного возраста, верующие всех времен.

Кроме того, наше богослужение необыкновенно глубоко и красиво, оно обращено не только к уму, но и к сердцу, к чувствам. Любовь к богослужению для верующего человека — это глубокая непреходящая радость и поддержка. А для священника — одно из главных условий для того, чтобы он был хорошим священником, никогда не «выгорал» и не разочаровывался.

В период обучения наши воспитанники и воспитанницы живут в общежитиях. Бывает, что очень разным по характеру, а то и по возрасту, людям приходится много времени проводить вместе. Это нелегко, но очень правильно, ведь крайне важно научиться слышать и уважать друг друга, иногда терпеть, уступать. Где бы вы ни жили и не служили в дальнейшем, вы будете окружены людьми. А священник по определению должен всех приходящих к нему вместить в свое сердце.

Часто в годы учебы у воспитанников складываются добрые отношения, возникает крепкая дружба на всю жизнь. Это замечательно. Но ваше общение все равно должно носить христианский характер, чтобы оно не превращалось в обычную светскую тусовку с ее привычными ценностями: развлечениями, соперничеством, попытками добиться неформального лидерства, когда люди пытаются утвердиться в своей «крутизне». На это тратятся время, душевные силы, которые хорошо бы потратить на созидательные дела и взаимополезное общение.

Еще одна важная тема, о которой мне приходится говорить — семейная жизнь. За время обучения в семинарии большинству из вас предстоит сделать выбор спутницы жизни, вступить в брак. К сожалению, опыт показывает, что семейная жизнь духовенства становится одной из самых болезненных проблем нашей Церкви.

В Православной Церкви священнику благословляется иметь семью, и она должна быть образцовой для прихожан: предполагается, что у себя дома священник создает некий образец, на который будут ориентироваться пасомые. Если же он не смог управить «малую Церковь» ― домашнюю, получается, что тем более он не сможет как следует служить и Церкви Христовой.

К сожалению, очень заметно, что воспитанники семинарии часто относятся к выбору супруги с теми же критериями, что и мирские люди, не учитывая, какое служение их ждет. Еще меньше понимания порой приходится видеть в их молодых женах и невестах. А самый лучший критерий передан в словах известнейшего духовника и старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина): надо выбирать подругу по сердцу, хорошо зная, на какой подвиг жизни берешь помощницу.

Поскольку так получается, что некоторые воспитанницы женского духовного училища становятся матушками, мне бы хотелось им тоже напомнить вот о чем. Жена священника — это, как правило, многодетная мама, которая должна помогать супругу, понимая, что храм находится на первом месте в его жизни, и которая должна воспитать своих детей христианами. И при этом семья священника имеет весьма средний достаток для той местности, где они живут.

Мне хотелось бы пожелать тем, кто вступил или собирается вступить в брак, чтобы ваша семейная жизнь сложилась счастливо и благополучно, чтобы она была угодна Богу и стала примером для людей. Да, жизнь священника и его семьи бывает непростой. Но при условии правильного, христианского отношения друг к другу и всем жизненным трудностям, она будет наполнена истинной любовью и радостью. Думаю, такие примеры вы видели рядом с собой.

Я приветствую и благодарю администрацию и преподавателей семинарии и женского духовного училища! В наших духовных школах стараниями преподавательской корпорации сложились хорошие условия для учебы и добрая атмосфера. Я желаю вам помощи Божией в предстоящих трудах, здоровья и терпения!

От души приветствую также воспитанниц Межъепархиального женского духовного училища! Вам предстоит приобрести очень востребованную сегодня в Церкви профессию регента, а регент должен быть человеком не просто знающим ход церковной службы, но и способным открыть другим ее красоту и высокий смысл. Я надеюсь, что вы станете хорошими специалистами и добрыми христианками, сможете узнать и полюбить ту внимательную внутреннюю жизнь, о которой я говорил сегодня. Молитвами преподобномученицы Елисаветы да поможет вам в этом Господь!

Еще раз поздравляю всех вас с началом нового учебного года! Бог да благословит предстоящие нам труды.

 


[1] Св. прав. Иоанн Кронштадтский / Пастырь духовный: Разъяснения святоотеческие о пастырях и пастырстве. ― М. 1999.

[2] Древний патерик. Гл. 12

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.