+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Сделать богословие общедоступным
Просмотров: 1075     Комментариев: 1

Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — один из людей, определявших в свою эпоху духовный облик России. Без него, как и без Пушкина, Достоевского, русская цивилизация была бы в чем-то иной. Он был и богословом, и педагогом, и философом, и филологом, под его руководством был создан Синодальный перевод Священного Писания, которым мы пользуемся до сих пор. Он был мудрым пастырем и главное — настоящим христианином. Память святителя Филарета Церковь празднует 2 декабря.

Учитель поэзии

 

Василий Михайлович Дроздов происходил из духовного сословия. Как и все сыновья священников, он учился в семинарии: сначала — в Коломне, откуда был родом, затем — в Туле и наконец — при Троице-Сергиевой Лавре. По окончании курса, в августе 1806 года, будущий святитель был назначен на должность учителя поэзии. Будущий корреспондент Александра Сергеевича Пушкина должен был наставлять семинаристов в правилах стихосложения, ведь владение навыками изящной словесности в начале XIX века было непременным атрибутом воспитания.

Однако молодого человека беспокоила мысль о его будущем призвании. Что избрать — семейную жизнь или подвиг уединенной монашеской молитвы? Своими сомнениями будущий святитель делился с отцом: «Я похож на такого человека, который стоит в глубокую ночь на пустой дороге, не хочет ни быть на одном месте, ни подвинуться вперед». 16 ноября 1808 года Василий после глубоких раздумий принял постриг с наречением имени Филарет — в честь святого праведного Филарета Милостивого. Перед судьбоносным шагом он написал отцу трогательное письмо: «Батюшка! Василья скоро не будет; но вы не лишитесь сына… который понимает, что Вам обязан более, нежели жизнью, чувствует важность воспитания, знает цену Вашего сердца».

Реформа образования

 

Уже через год после пострига, в 1809 году, святитель Филарет становится профессором богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а вскоре и ее ректором. Перед ним поставлена важнейшая задача: реформировать систему духовного образования. В XVIII веке церковное образование переживало черные дни, и вопрос о реформе был поистине вопросом жизни и смерти. С подачи великого реформатора Петра I русские семинарии были устроены по западному образцу. Преподавание в них велось на латинском языке — языке католической мессы — по пособиям, зачастую почти дословно списанным с протестантских учебников. В духовных школах процветала мертвенная зубрежка, убивавшая всякое живое религиозное чувство. На приходах молодые священники должны были забыть все, чему с таким трудом научились в семинарии, и с нуля осваивать науку чтения на церковнославянском, учиться проповедовать на русском. Сам святитель Филарет тоже учился в этой системе и только благодаря блестящему дарованию смог вынести из семинарских стен знание древних языков и основательную стилистически-филологическую подготовку.

Святитель сделал все, чтобы изгнать из духовного образования мертвую схоластику, которую там преподавали под видом науки, и вернуть в него живое религиозное содержание, опирающееся на сокровища святоотеческого наследия. В короткий срок — с 1810 по 1817 год — он и его сподвижники сформировали содержание нового полного курса богословских наук, со включением в него и истолковательного богословия, и церковного права, и «древностей церковных». Святитель Филарет и сам был блестящим педагогом и лектором. По воспоминаниям современников, говорил он «остро, высоко, премудро; но все более к уму, менее же — к сердцу. Свободно делал изъяснение Священного Писания: как бы все лилось из уст его». Студенты настолько бывали захвачены его речью, что даже — неслыханное дело! — готовы были слушать его во внеурочное время, с риском остаться без обеда.

Конечно, святитель настаивал на том, что преподавание должно вестись на русском языке, а не на мертвой латыни, которая даже на Западе перестала к тому времени быть языком научного общения. Однако власти решили по-своему. Специально созданный по этому поводу комитет при Синоде рассудил, что издание учебников богословия на русском языке может привлечь внимание непросвещенных людей к вопросам веры — и как бы тут чего не вышло… Подвижник смирился с решением начальства и мудро отошел в сторону. И жизнь потом сама взяла свое: уже к сороковым годам XIX века, вопреки запретам начальства, латынь была полностью вытеснена из учебного процесса.

Перевод Библии

 

Труд всей жизни святителя Филарета — перевод на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Он был убежден, что для духовного просвещения народа жизненно необходимо дать ему Библию на понятном современном языке. Не только простолюдины, но и представители дворянского сословия уже во многом не понимали текстов священных книг. Даже царь Александр I вынужден был читать Священное Писание на французском…

Перевод Библии был сложной филологической задачей, и святитель блестяще решил ее, выработав несколько универсальных принципов. Прежде всего, на первое место он поставил содержание, ясность мысли, а не красоту слога. «Величие Священного Писания, — читаем в его записях, — состоит в силе, а не в блеске слов; из сего следует, что не должно слишком привязываться к славянским словам и выражениям, ради мнимой их важности». С этим не могли согласиться многие приверженцы старины, что порождало напряженную ситуацию.

Остро встал и вопрос о том, с какого языка будет сделан перевод. Новый Завет, конечно, был переведен с греческого, а вот с Ветхим Заветом возникли сложности. Дело в том, что до нас дошли ветхозаветные тексты на древнееврейском языке и в переводе семидесяти толковников — иудейских переводчиков — на греческий язык, сделанном еще до Рождества Христова. Святитель Филарет предложил принимать во внимание и те, и другие тексты, а также церковнославянский перевод, поскольку он — один из древнейших в Европе.

Святой архипастырь лично перевел Евангелие от Иоанна. Под его руководством в 1817 году было издано первое славяно-русское Четвероевангелие. Он же написал предисловие к русскому переводу Псалтири, сделанному протоиереем Герасимом Павским и вышедшему в январе 1822 года. Спрос на эти книги был огромным. В служебной записке, поданной в Синод, Митрополит Филарет сообщает, что за три дня после выхода тиража было продано 350 экземпляров Нового Завета и 300 — Псалтири.

В это невозможно поверить, но, несмотря на такой ошеломительный успех, в 1825 году, после смерти Александра I и прихода к власти Николая I, процесс перевода был приостановлен, а корректура Пятикнижия арестована и сожжена. Полная русская Библия вышла в свет только в 1876 году.

Святитель и государственность

 

Митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства. К его мнению прислушивались и императоры, и министры, и губернаторы, и генералы.

Святитель принял деятельное участие в деле воссоединения униатов с Православной Церковью. Огромный вклад внес он и в дело уврачевания старообрядческого раскола. В 1834 году из-под его пера вышли «Беседы к глаголемому старообрядцу», а в 1865 году под влиянием его увещаний к Православной Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия.

Когда возникла необходимость успокоить крестьян, взбудораженных слухами о реформе 1861 года, именно к святителю Филарету обратился Александр II за советом и помощью. По просьбе императора митрополит отредактировал текст знаменитого «Манифеста», который был обнародован 19 февраля 1861 года.

Пастырь добрый

 

Святитель Филарет обладал редчайшей добродетелью: он умел признавать свои ошибки и не стеснялся говорить об этом открыто.

Однажды на заседании тюремного комитета, проходившем под председательством святителя, он не сошелся во мнении с известным доктором Федором Гаазом, который усиленно хлопотал за одного из осужденных. Доктор доказывал, что человек этот невиновен. Архипастырь же не очень в это верил и, видимо, устав, обронил фразу о том, что в заключении невинных не бывает, на что его оппонент сказал: «Вы, должно быть, забыли о Христе, Владыка».

На эти дерзкие слова святитель ответил со смирением: «Когда я произнес мои поспешные слова, видно, не только я о Христе позабыл — Христос меня оставил». Его внутреннее потрясение от им самим несправедливо сказанных слов было таким, что он благословил всех и покинул заседание.

19 ноября 1867 года после Божественной литургии святитель ушел в кабинет заниматься делами и долго не возвращался. Когда обеспокоенный келейник вошел в комнату, архипастыря там не оказалось. Он нашел его бездыханное тело около умывальника. Умыв лицо, святой испустил дух.

Духовное наследие святителя Филарета кратко и глубоко характеризует историк Церкви протоиерей Георгий Флоровский: «Филарет не боялся пробудить мысль, хотя знал о соблазнах мысли. Ибо верил, что эти соблазны преодолеваются и побеждаются только в творческом делании, а не в пугливом укрывательстве… <…> Он стремился и хотел бы сделать богословие общедоступным».

Газета «Православная вера» № 22 (617)

Комментарии:

20.12.2018 12:10:25  Вячеслав

Полагаю, следует упомянуть также и Православный Катехизис, подготовленный свт. Филаретом, содержащий православное учение о вере и нравственности христианской.

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Святитель Иоанн Златоуст — великий учитель Церкви, толкователь Священного Писания и проповедник — был горячо любим простым народом и вызывал стойкую ненависть сильных мира сего. Он жил в относительно благополучное время, когда казалось, что гонения на христиан навсегда канули в прошлое. Гонения прошли, но искушения остались. Своей жизнью и проповедями святитель учит нас тому, как противостоять тонким искушениям — властью, комфортом и благополучием. Его память Церковь празднует 27 сентября

Просмотров: 9508
Комментариев: 1

Мученики за Христа были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 37–38). Они отдавали жизнь за Истину во все времена. Первым же среди свидетелей правды Христовой явился архидиакон Стефан, обладавший яркими дарами проповеди, чудотворения и несокрушимой верой в Бога. 15 августа Православная Церковь празднует день перенесения его честных мощей из Иерусалима в Константинополь. Это событие произошло около 428 года

Просмотров: 754
Комментариев: 0

У истоков христианства на Руси стоят двое равноапостольных святых: святой великий князь Владимир и его бабушка — святая Ольга. Без сомнения, семя христианства, взошедшее благодаря усилиям князя Владимира, не проросло бы, если бы княгиня Ольга не подготовила своей политикой «мягкой христианизации» для этого плодородную почву. Память святой Ольги Православная Церковь отмечает 24 июля

Просмотров: 2883
Комментариев: 0

На иконе этого святого всегда изображают очень пожилым человеком, однако его история восхождения к святости началась в юном возрасте. Царевич Даир Кайдагул, рожденный в языческой Золотой Орде, племянник могущественного хана Берке, должен был стать воином, но встреча с русским проповедником — святителем Кириллом, епископом Ростовским — круто изменила жизнь отрока, принявшего во Святом Крещении имя Петр. Память преподобного Петра, царевича Ордынского, Церковь празднует 13 июля

Просмотров: 745
Комментариев: 0

Святые братья Борис и Глеб — младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира, воспитанные в христианском благочестии. Их удивительный подвиг — подвиг непротивления — показывает, что креститель земли Русской смог привести к вере не только вверенный  ему народ, но и своих сыновей. Святые братья стали первыми канонизированными святыми новокрещеного народа, первыми чудотворцами  и небесными молитвенниками «за новые люди христианские». И до сегодняшнего дня они очень близки нам. Русская Православная Церковь вспоминает об их подвиге несколько раз в году. 15 мая мы отмечаем перенесение святых мощей этих угодников Божиих

Просмотров: 1170
Комментариев: 0

Однажды этот человек надел одежды простолюдина и отправился в далекий путь. Дорога странника привела его сначала в Соловецкий монастырь, потом — на митрополичью кафедру, затем — в заточение и закончилась, когда он принял смерть от руки слуги царя Иоанна Грозного. Речь идет о святителе Филиппе, митрополите Московском. Он всю жизнь искал правды Божией и не мог мириться с беззаконием, за что и был убит, а впоследствии прославлен Православной Церковью. Память этого святого мы отмечаем 22 января

Просмотров: 1205
Комментариев: 0

22 ноября — день памяти святителя Нектария Эгинского. Предлагаем вашему вниманию одну из самых полных и проникновенных биографических статей о святителе — предисловие к книге С. Димитракопулоса «Нектарий Эгинский. Святой наших дней» (Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012)

Просмотров: 1670
Комментариев: 0

Все мы так или иначе можем найти свое место у Его Креста: кто-то плачет, кто-то кается в грехах, кто-то творит неправый суд… Сотнику Лонгину из римской провинции Каппадокия досталась самая страшная роль: быть непосредственным участником страшной казни Богочеловека. Но где бы и в каком бы положении ни находился человек, Бог не отнимает у него свободы. И этот римский воин использовал свою свободу наилучшим образом

Просмотров: 1528
Комментариев: 0

17–18 сентября прибывший в Россию ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифунтского будет принесен в Саратов. В православном мире этот святой известен своей помощью в самых различных сложностях не меньше, чем святитель Николай Чудотворец. О жизни святителя Спиридона и о том, с какими нуждами к нему прибегают, расскажем в нашем материале

Просмотров: 1752
Комментариев: 0

Святитель Николай Сербский — великий святой, подобный святым отцам древности. И вместе с тем он — наш современник. Это человек, судьбу которого пересекли все кровавые пути жестокого XX века: обе мировые войны, оккультный фашизм и безбожный коммунизм. Это человек, который был гоним всеми тоталитарными системами, но смог состояться как писатель и богослов. Он разделил все скорби многострадального сербского народа, к которому принадлежал по крови, и горячо молился за народ русский, который любил всем сердцем

Просмотров: 1494
Комментариев: 0