Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
С воскресшим Христом беседовавший
Просмотров: 709     Комментариев: 0

Святой апостол и евангелист Лука не был свидетелем земной жизни Господа, но именно его Евангелие отличается особой полнотой изложения и вниманием к историческим деталям. Врач, иконописец, историк, писатель, наделенный незаурядным литературным талантом, он все свои дарования поставил на службу Тому, Кто их даровал. Память святого апостола Луки мы отмечаем 31 октября.

Биограф без биографии

 

Евангелие от Луки — наиболее хронологически точное и детальное из всех евангельских повествований. Апостол Лука ощущает себя исследователем: он скрупулезно изучает свидетельские показания и исторические источники, сверяет их между собой. Однако сложилось так, что обстоятельства его собственной биографии, включая год рождения и год кончины, нам неизвестны. Мы можем исторически реконструировать только некоторые этапы судьбы евангелиста, опираясь на его сочинения, послания апостола Павла и Предание Церкви.

По происхождению святой Лука был, несомненно, язычником — вероятнее всего, из среды высокообразованных эллинов. Имя Лука является сокращением от имени Луцилий (по другим толкованиям — Лукан).

Церковное предание указывает на то, что местом рождения евангелиста была Антиохия. Не подлежит никакому сомнению, что он получил лучшее по тем временам образование, на что указывает и изящество стиля, свойственное его писаниям, и глубина познания в разных областях. Он был не только талантливым литератором, но и прекрасным художником-иконописцем. По преданию, первое изображение Пресвятой Богородицы принадлежит именно его кисти. По профессии апостол Лука был врачом; некоторые исследователи предполагают, что поразительное знание географии Средиземноморья, которое мы видим в Деяниях апостолов, есть следствие того, что до обращения ко Христу он был судовым врачом. Интересная деталь: апостолы Марк, Матфей и Иоанн говорят в своих повествованиях о Галилейском, или Тивериадском, море, и только евангелист Лука дает точное определение: конечно, это не море, а Геннисаретское озеро.

Вопрос о том, где и когда апостол Лука впервые услышал Благую весть, тоже нельзя решить окончательно. Сам евангелист свидетельствует о том, что он не был среди последователей Христа при Его жизни. Однако церковное предание отождествляет не названного по имени спутника Клеопы — в евангельском эпизоде повествующем, как двум ученикам Христовым по дороге в Эммаус явился воскресший Христос, — с самим евангелистом. Возможно, что автор самой подробной биографии Христа получил сведения о Нем все же от Него Самого. Кроме того, по Евангелию от Луки можно понять, что его автор досконально изучил нравы и обычаи иудеев. Вполне может быть, что до встречи с Благой вестью он был иудейским прозелитом.

Личный врач апостола Павла

 

Впервые, не считая эпизода с путешествием в Эммаус, апостол Лука упоминается в Новом Завете в шестнадцатой главе Деяний апостолов. Из них мы узнаём, что он был ближайшим помощником апостола Павла во время его второго миссионерского путешествия. Они впервые встретились в городе Троаде, где, может быть, и жил в то время будущий евангелист. Святой Лука стал лечащим врачом святого Павла, что было совершенно необходимо — ведь «апостол языков» был слаб здоровьем, и медицинская помощь требовалась ему регулярно. Вместе с апостолом Павлом святой Лука проповедовал в Македонии, Троаде, Милете и других местах, сопровождал он своего собрата и в Рим. Находясь в темнице и уже понимая, что смерти не миновать, апостол Павел написал своему ученику Тимофею: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало: старайся придти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня <…> и пошел в Фессалонику, Крискент — в Галатию, Тит — в Далматию. Один Лука со мною (2 Тим. 4, 6, 10). Других сведений о жизни святого апостола Луки в Новом Завете нет.

Обстоятельства смерти апостола Луки по-разному описываются в разных источниках. Согласно раннему церковному преданию, он умер в Бетии в возрасте восьмидесяти четырех лет. Согласно более поздней версии — был распят на масличном дереве и похоронен в Фивах.

Евангелие для Феофила — и не только

 

Мы не имеем достаточных сведений для того, чтобы назвать точное место и время написания Евангелия от Луки. Ученые указывают и на Рим, и на Грецию, а время написания колеблется в диапазоне от 60 до 70 года по Р. Х. Однако нам точно известен повод его написания — наставление в вере новообращенного христианина из греческих язычников, «достопочтенного Феофила». Об этом человеке нам известно только то, что он занимал высокую и почетную должность, о чем свидетельствует почтительное обращение, которое можно было бы перевести как «Ваше превосходительство».

В начале своего труда апостол Лука пишет о том, что в основу его повествования легли как рассказы апостолов, так и письменные свидетельства. Его цель состоит в том, чтобы дать подробное и хронологически упорядоченное изложение событий евангельской истории. Главными письменными свидетельствами для святого Луки являются уже написанные к тому времени Евангелие от Марка и, в меньшей степени, Евангелие от Матфея. Современные ученые называют эти три Евангелия синоптическими, что означает «смотрящие вместе», что отличает эти тексты от Евангелия от Иоанна, написанного намного позже и являющего наибольшую богословскую глубину. Однако святой Лука не повторяет сказанное его предшественниками. Информацию, почерпнутую из текстов апостолов Марка и Матфея, он использует для написания уточненного и дополненного повествования о земной жизни Спасителя, учитывающего особенности его аудитории — образованных греков, привыкших к изящному слогу и обстоятельным описаниям.

Апостол Лука — единственный евангелист, чьим родным языком был греческий, и свой труд он написал на прекрасном литературном греческом языке. Характерная черта стиля Евангелия от Луки — неоднородность. Описывая жизнь и нравы еврейского общества, апостол широко использует выражения, свойственные Септуагинте (переводу семидесяти) — переводу Ветхого Завета на греческий язык, выполненному в III веке до Р. Х., то есть изъясняется, как еврей, а описывая жизнь греков, он изъясняется языком Плутарха.

По завету апостола Павла, святой Лука старается быть всем для всех (ср.: 1 Кор. 9, 22). В Евангелии от Луки с особой силой подчеркивается универсальность Крестной Жертвы Спасителя: Христос пострадал за всех и спас всех — и язычников, и иудеев; Евангелие — это Благая весть для всех народов. Апостол Лука приводит родословие Спасителя не от Авраама, как это делает евангелист Матфей, а от Адама, показывая, что Христос принадлежит всему человечеству. Кроме того, только он рассказывает притчу о милосердном самарянине и сознательно опускает те эпизоды, которые могли быть оскорбительны для язычников.

Врачебная практика святого Луки находит отражение в тех эпизодах его повествования, где он описывает случаи чудесных исцелений, которые дарует Господь страждущему человечеству. Апостол точен в описании симптомов и единственный из всех евангелистов использует медицинские термины. Интересно, что, например, в известном месте, где Господь говорит, что легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие (см.: Лк. 18, 25), в греческом тексте Евангелия от Луки употребляется термин, обозначающий хирургическую иглу.

Согласно преданию, святой Лука имел возможность лично беседовать с Пресвятой Богородицей. Вероятно, Она рассказывала ему об обстоятельствах Благовещения, о детстве Ее возлюбленного Сына. Только в Евангелии от Луки мы найдем рассказ о посещении Пресвятой Богородицей семьи пророка Захарии и эпизод из отрочества Иисуса, в котором Он с семьей посещает Иерусалимский храм.

Особое внимание апостол Лука уделяет притчам, которые Хрис­тос рассказывал ученикам: здесь он также, как взыскательный художник, заботится о совершенстве формы. Неслучайно такие притчи, как притча о блудном сыне и притча о мытаре и фарисее, которые встречаются только в повествовании апостола Луки, сегодня известны даже тем, кто не прочел ни одного Евангелия.

Книга Деяний апостольских

 

Тождество автора Евангелия от Луки и автора Деяний апостольских не подлежит сомнению: совпадают и стиль письма, и кругозор повествователя. Книга Деяний — это прямое продолжение Евангелия от Луки. Если Евангелие — история земной жизни Иисуса Христа, то Деяния — исторический труд, посвященный рождению Церкви и действию в ней Святого Духа. Эта книга начинается с описания Вознесения и Пятидесятницы, а заканчивается проповедью апостола Павла в Риме. Книга Деяний тоже обращена к язычникам. Основное ее содержание — проповедь апостолов для язычников и раскрытие универсального значения Церкви. Центральное место в своих записях апостол Лука отводит деятельности апостола Павла; это не было следствием особых симпатий и соответствовало реальному значению проповеди этого апостола. Начиная с шестнадцатой главы историческое повествование заменяется рассказом от первого лица. Перед нами мемуары — рассказ очевидца, который был вместе с апостолом Павлом в самые славные и трагические минуты его жизни.

Деяния апостолов завершаются не смертью апостола Павла, а его проповедью в Риме. И это неслучайно. Ведь проповедь в центре языческого мира — и есть достижение той цели, которую Господь поставил Своим ученикам перед Вознесением: быть свидетелями Ему в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8).

Газета «Православная вера» № 20 (568)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: