+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
С надеждой на Бога
Просмотров: 540     Комментариев: 0

Приходя в Церковь, человек входит в новую, неизвестную для него жизнь, и начинается непростой и часто длительный путь, который мы называем «воцерковлением». На этом пути неизбежны ошибки, падения, скорби и даже разочарования. Помочь человеку разобраться с некоторыми трудными вопросами церковной жизни – цель наших бесед со священниками, которые мы постоянно публикуем в нашей газете. Некоторые из таких вопросов мы адресовали секретарю епархиального управления священнику Виктору Тихонову.

«Избави нас от лукавого»

– Отец Виктор, верующие люди часто произносят слово «искушение». Вот и в молитве Господней мы просим Бога: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Поясните, пожалуйста, кто или что является источником искушений, причастен ли к искушениям Сам Господь и можно ли их как-то избежать?

– Сегодня верующие люди искушением называют чуть ли не каждую жизненную ситуацию. На работу опоздал, с близкими поссорился, службу проболтал – все искушения. А сам человек вроде и ни при чем.

Но что такое искушение с точки зрения Церкви? Было бы большой ошибкой считать, что искушает нас Бог. Он попускает человеку искушаться, чтобы тот увидел, каков он на самом деле. Само понятие «искушение» берет свое начало от родоначальника этого явления, проще говоря, от дьявола. Первое искушение, которое мы встречаем в Священном Писании, относит нас к Книге Бытия, к Адаму и Еве, нарушивших единственный запрет, данный им Богом в раю.

И хотя первый грех, или искушение, случившееся с людьми в раю, изменило природу человека, разорвав связь между ним и Творцом, но только так человек смог обрести свободу осознанного выбора между добром и злом. Священное Писание говорит нам о том, что и к Самому Господу, когда Он молился и постился в пустыне, приступил враг рода человеческого и предлагал Иисусу различные искушения. Но в ответ услышал: Отойди от Меня, сатана (Мф. 4, 10). Искушаемы были ветхозаветные праведники Иов, Авраам и Иосиф, но никто из них не поддался искусителю.

Что же касается молитвы «Отче наш», которую христиане читают ежедневно, то в ней мы просим Бога, если возможно, избавить нас от каких-либо искушений, потому что не считаем себя способными их перенести. Но если они нас постигают, то мы должны принимать их смиренно, понимая, что преодоление искушений укрепляет нашу веру. Возрастание души невозможно без искушений.

– Получается, что в жизни христианина они неизбежны?

– Да, они неизбежны. Преподобный Исаак Сирин говорит, что нет другого способа приблизиться к Богу, как через непрестанные скорби. Но суть в том, что если человек со Христом, то любое искушение пойдет ему только во благо.

– Следующие евангельские строки продолжают тему искушений и скорбей. «Возьмите иго Мое на себя, – говорит Господь. – Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 12, 29-30). Какое иго предлагает Он нам, и разве можно бремя Христова Креста назвать легким?

– Человек по своей сути греховен, он похож на животное, которое с трудом выполняет тяжелую работу, но не может от нее избавиться, пока хозяин не освободит его от упряжки. Так и человек, попадая во власть греха, находится под этим игом, и разрешить его от греховного плена может только Сам Господь.

Но, освободившись от тяжелой греховной ноши, человек должен идти дальше и приблизиться к Богу. А путь один: исполнение Его заповедей. И бремя, о котором говорится в этом евангельском отрывке, это и есть исполнение заповедей Божиих. Почему Господь называет его легким? Потому что, исполняя заповеди, человек чувствует свое приближение к Богу, и ему от этого становится легче.

Чем больше скорбей и тягот преодолевает человек, тем изобильнее благодать Божия, о чем говорит своим ученикам и апостол Павел. Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 5). Среди православных христиан хорошо известна другая фраза: «Чем больше скорбь, тем ближе Бог».

Действительно, в моменты жизненных испытаний, тяжелых скорбей или болезней присутствие Бога ощущается особенно очевидно. И это первое, что нам необходимо осмыслить. А когда скорби пройдут, мы увидим, что этот трудный или печальный период нашей жизни в духовном отношении был самым плодотворным.

Прикоснуться сердцем

– Приходя в храм, отправляясь в паломнические поездки, люди всегда стремятся к святым мощам или чудотворным иконам, чтобы приложиться к ним и исцелиться от каких-то недугов. Почему не всегда иконы и мощи исцеляют, и как быть в период эпидемии, когда прикладываться к святыням запрещено?

– Начнем с того, что исцеляют не иконы и мощи, а благодать Божия, которая исходит на человека по Его милости, по промышлению Бога о человеке. И в какой момент это произойдет, зависит не от иконы, а только от Бога. Поэтому можно сказать, что все иконы и мощи являются чудотворными. Все до единой, даже маленькая бумажная иконка может творить чудеса.

Но Господь творит чудо не только по Своей милости, но и по вере человека, по его сердечному порыву. И если Господь не дает исцеления, значит, человеку полезнее претерпеть недуг. Нам кажется это неправильным, болеешь – надо всеми силами стараться выздороветь. Но так, как Господь мыслит о человеке, мы никогда не сможем понять, это та тайна, которая откроется нам только после смерти. Известно, что очень многие святые страдали тяжелыми недугами, но претерпевали свои болезни, подавая пример веры, стойкости, упования на Бога.

Что же касается сегодняшней ситуации, не думаю, что надо сильно переживать о том, что мы не можем прикасаться к иконам. Благодать Божия действует по молитвам, по вере нашей, внутреннему устройству человека. Можно и без соприкосновения с иконой исцелиться.

В Евангелии много примеров, когда Господь исцеляет на расстоянии, словом. Вспомните, как исцелилась от тяжелого недуга кровоточивая женщина, лишь одним прикосновением к краю одежды Его. Иисус же сказал: вера твоя спасла тебя (Мф. 9, 22). Тут вопрос духовного состояния человека, прежде всего. Только это имеет значение для исцеления, для получения помощи Божией.

– То есть отсутствие прямого контакта с иконами не влияет на наше отношение со святыми, с Богом?

– Нет, конечно. Главное — прикоснуться сердцем. Но человеку хочется ощутить близость с образом Господа, или Богородицы, или любимого святого. Думаю, надо потерпеть.

«Со страхом Божиим приступите!»

– Отец Виктор, хотелось бы получить разъяснение по поводу исповеди. Мы не проживаем без греха ни одного дня, стало быть, исповедоваться надо как можно чаще. Но иногда священники благословляют тех, кто часто причащается, подходить к Чаше, минуя исповедь. Но разве можно причащаться Святых Христовых Таин, если совершил даже незначительный грех?

– Нельзя сказать, что человек всегда подходит к Таинству Причастия, исповедовав все свои грехи, я бы так никогда о себе не сказал. Либо забываешь о каком-то грехе, либо его просто не видишь.

Мы должны причащаться, как говорится в молитве, «не в суд или в осуждение, а в жизнь вечную». И батюшка может благословить причащаться без исповеди, если накануне человек уже исповедовался. В большие праздники в храмах причащается очень много людей, и в такой ситуации исповедь может превратиться в формальность. Прихожане прекрасно это понимают, и если я вижу прихожан, которых недавно исповедовал, то говорю им: «Братья и сестры! Бог вас благословит». И они радостные и счастливые идут на Литургию. Это гораздо полезнее, чем всю службу простоять в очереди, нервничать, вместо того, чтобы спокойно молиться.

Когда я был воспитанником семинарии, то иногда не успевал исповедоваться, но понимал, что если не причащусь, то завтра мне будет хуже. То есть это была живая потребность в Причастии, и духовная, и телесная. И она давала свой плод. Я чувствовал, что Сам Господь в этот момент был врачом, исцеляющим меня от недуга, от греха, в котором я не успел поисповедоваться.

Поэтому не надо переживать, подходя к Чаше. Главное, чтобы в этом не проявлялось какое-то человеческое дерзновение, поэтому надо обязательно взять благословение у священника. Подходя к Чаше, исповедовался ты или не исповедовался, надо ощущать свою потребность во Христе, немощь перед Ним и ни в коем случае не чувствовать себя достойным. Всегда трепетать, приступая со страхом Божиим к этому величайшему таинству.

«Православное Заволжье»

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.