+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Радость всей вселенной
Просмотров: 647     Комментариев: 0

Успение Пресвятой Богородицы — последний праздник уходящего церковного года, а первый праздник нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. Мы приближаемся к торжеству, которое, конечно, наполнит нас радостью — но оно должно также и подвигнуть нас к самым серьезным осознаниям.

И вот, мне кажется, первое, что нужно осознать до конца — Та, Которую мы именуем Пречистой, Преблагословенной, Пресвятой, Царицей Небесной, Владычицей — такой же человек, как мы все. Она была зачата и родилась так же, как каждый из нас, и Ее природа ничем не отличается от нашей. Странно это или нет, но далеко не все, называющие себя христианами сегодня, считают именно так, и не до всех православных прихожан (по опыту общения) это доходит. И исстари хотелось некоторым из верующих придать Деве Марии врожденное отличие от нас — как знак Ее особого достоинства; а именно — объявить Ее чистой от первородного греха, который есть последствие Адамова падения. В 1854 году римский папа Пий IX издал буллу, объявившую догмат о непорочном зачатии — т. е. о том, что Дева Мария была чиста от первородного греха и свободна от его последствий — обязательным для всякого католика. Но Православная Церковь хранит истину о Ней. Почему это так важно, почему стоит остановиться на этом сейчас, готовясь к празднику Ее Рождества? Если бы Пресвятая Дева изначально отличалась от нас, т. е. если бы Ее природа была иной, чем наша, Она не была бы ни примером для нас, ни Предстательницей за нас, земнородных, грешных, перед Своим Сыном. Нас отделяла бы тогда от Нее бездна. Но бездны нет. Глядя на Ее святые иконы, мы понимаем: та небывалая высота, на которую Она смогла подняться, та чистота, которая была Ей присуща, то смирение, то послушание Богу, которые всегда будут для нас недостижимым, но действенным примером — достались Ей не помимо Ее собственной воли, не автоматически. Это Ее собственный выбор (Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38)), Ее земной подвиг. Святитель Иоанн (Максимович) в своей работе «Извращение латинянами в новоизмышленном догмате “непорочного зачатия“ истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии»: ясно показывает, что «…Дева Мария, как и все люди, претерпела борьбу с греховностью, но явилась победительницей над соблазнами и спасена Своим Божественным Сыном». Далее у него же:

«Это учение, по­види­мому, имеющее целью возвысить Богоматерь, в действительности совершенно отрицает все Ея добродетели. Ведь если Мария еще во чреве матери, когда еще не могла и пожелать чего­нибудь доброго или злого, была благодатью Божией сохранена от всякой нечистоты, потом той благодатью сохранялась от греха и после рождения, то в чем же Ея заслуга? Если Она была поставлена в невозможность согрешить и не согрешила, то за что же Ея Бог прославил? Если Она без всякого усилия или не имея никаких побуждений согрешить, осталась чистою, то за что же Она увенчана больше всех? Победа без неприятеля не бывает <…> Учение о благодатной безгрешности Девы Марии отрицает Ея победу над соблазнами и из победительницы, заслуженной быть увенчанной венцами славы, делает Ея слепым орудием Божьего Промысла».

Итак, мы празднуем Рождество Одной из нас — но лучшей из нас, Победительницы. Значит, мы сами призваны побеждать. Не только просить Ее о заступлении и помощи в наших бедах и трудностях — что мы делаем изо дня в день, но точно так же, изо дня в день стараться приблизиться к Ее высоте, стать такими, каким нас задумал Господь. Рождение Дочери у ранее бездетных Иоакима и Анны произошло по явно выраженной воле Божией, но ведь любой из нас тоже по Его воле родился, пусть и не выраженной столь явно. И всем нам, родившимся, дарована свободная воля, и каждый из нас с переменным успехом выбирает меж светом и тьмой, меж добром и злом, мудростью и безумием, спасением и вечной гибелью. Ничто в поведении человека, в его поступках не предрешено; Божия благодать не насилует его воли; в каждую минуту своей жизни человек может — или сделать еще один шаг по избранному уже пути, или шагнуть в сторону. И здесь у нас есть маяк — Та, Которая ни одного шага в сторону не сделала. Вот как говорил о Ней в проповеди на Ее Рождество архимандрит Кирилл (Павлов): «Хотя Крестом Христовым и стяжаны и поданы нам все Божественные силы и средства к тому, чтобы прийти к Источнику истинной радости и навеки соединиться с Ним, но мы, грешные, так слабы и немощны, что сами собой не всегда можем воспользоваться этими данными нам силами и средствами и, имея Ходатая пред Богом, нуждаемся, однако же, и в других руководителях и ходатаях о своем спасении. Таковыми руководителями и ходатаями за нас являются Ангелы и все святые угодники Божии; но самая могущественная Руководительница наша в деле спасения, самая первая Заступница пред Господом есть Пресвятая Дева Мария. Как честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, как имеющая пред Богом Сыном Матернее дерзновение, Она, конечно, сильнее всех святых угодников Божиих и Ангелов может предстательствовать пред Всевышним за род человеческий. Ибо все святые на небе в отношении к нам, странникам на земле, суть как бы незаходимые звезды без облаков, а Пресвятая Дева Мария есть как бы луна полная во днях, светящая нам в нощи греховной, чтобы мы, подобно израильтянам, не заблудили от пути к Земле Обетованной в пустыню вечной погибели».

Каждый Богородичный праздник — день особого переживания Ее присутствия на земле. И насколько же это неслучайно — что и начало, и конец церковного года ознаменованы двумя Ее великими торжествами: рождением земным и рождением в жизнь вечную. Совсем недавно мы пели «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси». И вот, мы поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…».

Радость — слово, которое совершенно от Нее неотделимо. Едва зачатая Она уже была великой радостью Своих святых родителей, Иоакима и Анны, столь долго терпевших поношение бесплодства. Она принесла радость первосвященнику Захарии, встретившему Ее, «трилетствующую юницу», на ступенях Храма; уже с Богомладенцем на руках Она исполнила радости сердце старца Симеона, а потом Она стала радостью и утешением для апостолов, проводивших Воскресшего ко Отцу. Но все это лишь частные проявления главного — радости всей вселенной, Боговоплощения, чудесного рождения Спасителя миру. Вот почему торжество Ее рождения есть начало всех торжеств Церкви. Вслушаемся в слова преподобного Андрея, епископа Критского, — о радости и о тайне:

«Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом — соединение Слова с плотью, это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое. Чем менее оно постижимо, тем более открывается; и чем более открывается, тем менее постижимо. <…> Да будет ныне единое, общее торжество и на небе, и на земле. Пусть вместе празднует все, что в мире и что вне мира. Ныне Создателю всего устроился созданный храм; и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества — Марию, в Которой Новый Адам делается Хлебом для восстановления человеческого рода».

И вот к чему призывал свою паству в этот день митрополит Сурожский Антоний: «Будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма — не только на одно мгновение: будем ее хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог становится Человеком <…> Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни темные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперек пути спасения, всем прощая — а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит».

Газета «Православная вера» № 16 (660), сентябрь 2020 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Сюжет Рождества Пресвятой Богородицы — этого радостного и светлого события — отражен во многих иконах и фресках, которые можно увидеть в православных храмах. Свои замечательные образцы имеет и саратовский Свято-Троицкий собор, в нижнем, Успенском, храме которого есть старинная икона и фресковая композиция на тему Рождества Божией Матери. Об иконографии праздника мы поговорим в этой статье

Просмотров: 559
Комментариев: 0

Чем должен стать для нас тот или иной праздник церковного года? Торжественным воспоминанием определенного события Священной истории? Сердечным переживанием этого события? Да, но не только. Думается, каждый праздник должен оказаться для нас очередным духовным приобретением или уроком. Мы всякий раз призваны что-то открыть для себя в этот день, что-то понять глубже, чем раньше, что-то увидеть другими глазами. Об уроках первого из двунадесятых праздников церковного года — Рождества Пресвятой Богородицы — мы беседуем с клириком Свято-Троицкого собора в Саратове иереем Александром Степовиком

Просмотров: 1317
Комментариев: 0

Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле

Просмотров: 2721
Комментариев: 0